Надежда Епифанова
Конспект логопедического занятия в 1 классе «Дифференциация [с] — [ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект логопедического занятия с учащимися 1 класса на тему
«Дифференциация С-Ш»
Цель: учить детей различению изучаемых звуков на слух и в письменной речи.
Задачи:
1. Стимулировать речевую активность учащихся.
2. Совершенствовать пространственные представления.
3. Развивать фонематические процессы.
4. Повторить артикуляцию и характеристику изучаемых звуков.
5. Развивать звукобуквенный и слоговой анализ слов.
Публикация «Конспект логопедического занятия в 1 классе „Дифференциация [с] — [ш]“» размещена в разделах
- Буква С и звук [С]. Конспекты уроков
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Логопедические занятия
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
6. Вспомнить образы дифференцируемых букв.
7. Совершенствовать графомоторные навыки.
8. Совершенствовать общую моторику.
9. Развивать языковой анализ и синтез слов.
Оборудование: буквенные поля; индивидуальные зеркала; опорная таблица для артикуляции и характеристики звуков; мяч; презентация; предметные картинки со [с] и [ш].
Ход занятия
I. Организационный момент.
Приветствие. Опрятный внешний вид. Психологический настрой на занятие.
II. Основная часть.
1. Актуализация знаний про звуки и буквы.
- Скажите, пожалуйста, чем мы занимаемся на занятиях? (Учимся слушать звуки речи, правильно писать и говорить)
- А с помощью чего мы общаемся? (Речь, звуки)
- А чем звуки отличаются от букв? (Буквы мы пишем и читаем, а звуки слышим и произносим).
2. Введение в тему занятия. Упражнение «Отгадай слово».
Детям предлагаются таблички с буквами. Логопед задает детям направление, они перемещают карандаш по буквенному полю и находят загаданное слово.
1. Буква в правом верхнем углу (С).
А Т У М С
Л И Р Е Ж
О К А Ш Ц
Р И Б Ь Э
С Ч Я Ё Х
2. Одна клетка влево (м).
3. Одна клетка вниз (е).
4. Одна клетка вниз (ш).
5. Одна клетка влево (а).
6. Одна клетка наверх (р).
7. Одна клетка влево (и).
8. Одна клетка вниз (к).
9. Одна клетка вниз (и).
Какое слово получилось?
Слово: Смешарики.
- Сколько слогов в этом слове? (В этом слове 4 слога)
- Какой первый звук в слове? (Первый звук [с])
- Какой четвертый звук в слове? (Четвертый звук [ш])
Дети, как вы думаете, что мы сегодня изучаем? (Звуки и буквы С-Ш)
А какие задачи мы поставим перед собой? (Научиться различать [с] и [ш] на слух, тренироваться в правильном произношении этих звуков, вспомнить написание букв С и Ш)
3. Повторение артикуляции и характеристики изучаемых звуков (беседа с детьми; ответы на вопросы с опорной схемой).
Повторение артикуляции звуков по алгоритму:
- Губы;
- Зубы;
- Язык;
- Горло (голосовые складки).
Дети проверяют свои ответы, произнося звуки перед зеркалом.
Посмотрите, пожалуйста, на доску. Перед вами опорная схема, по которой мы сейчас дадим характеристику изучаемым звукам.
1. Звуки [с] и [ш] – гласные или согласные? (Согласные, потому что при произношении во рту возникает преграда).
2. Твердые или мягкие? ([ш] – всегда твердый, [с] – твердый, но у него есть еще мягкая пара [с’])
3. Звонкие или глухие? (Оба звука глухие).
Вывод: Звуки различаются в произношении и в характеристике твердости и мягкости.
4. Упражнение на развитие звукобуквенного анализа слов «Волшебный мешочек».
Дети вытаскивают из мешочка картинки, в названии которых есть звуки [с] и [ш]. Затем соотносят эти картинки со звуковыми схемами на доске.
Картинки: мышка; стул; сетка; душ; мост.
Вывод: правильно ли мы дали характеристику звукам занятия?
5. Игра «Внимательные ушки» (развитие фонематического восприятия на уровне звука, слога).
- Ребята, как вы думаете, чтобы правильно писать и произносить звуки сегодняшнего занятия, что нам необходимо сделать?
(Тренировать наши уши, чтобы они хорошо слышали разницу в звучании звуков).
Сейчас я буду произносить разные звуки. Ваша задача хлопнуть в ладоши, если вы услышите [С] и топнуть ногами, если услышите [Ш].
Звуки: а, м’, С, с’, Ш, щ, в, С, з, Ш, С, ж, о, Ш, Ш, с’, С, к, Ш, С, С.
- Задание усложняется. Теперь я буду называть вам слоги, ваша задача назвать слог наоборот: если я произношу слог со [Ш], то вы кидаете мне обратно слог со [с] и наоборот.
Слоги (с мячом) «Скажи наоборот» : ша, ус, сы, сар, ушы, со, шуп, шыр, сэ, шок.
Вывод: Для чего мы это делали? (Чтобы тренировать уши для различения звуков).
6. Повторение образов букв.
Ребята, мы с вами достаточно натренировали свой слух? (Да). А чего мы еще не делали? (Не записывали буквы в тетрадь).
Совершенно верно. Давайте взглянем на доску и постараемся назвать, из каких элементов состоят буквы С и Ш? На какие буквы в алфавите они похожи?
Дети обговаривают из каких элементов состоят буквы, записывают их в тетради. Отмечают самые красивые из написанных букв.
Вывод: Мы пишем для того, чтобы научиться писать красиво и запомнить правильное написание букв.
7. Физкультминутка «Посчитай-ка слоги».
Молодцы, дети! Вы хорошо справляетесь с заданиями. А теперь настало время немного отдохнуть. Вставайте. Я буду называть вам разные слова. Если в слове 1 слог, вы поднимаете руки вверх, если 2 слога – прыгаете, если посчитали 3 слога – приседаете.
Логопед называет слова, дети считают, сколько в них слогов и выполняют определенные движения.
1 слог – руки вверх, 2 слога – прыжок, 3 слога – приседание.
Слова: матрос, сок, шиповник, рысь, пешеход, сырок, шум, костёр, малыши.
Вывод: Во всех ли словах встретились нам изучаемые звуки? Звуки С и Ш могут встречаться в любом слоге слова.
8. Дифференциация звуков на фоне слова (работа с презентацией).
А теперь давайте же посмотрим, каким по счету может быть изучаемый звук в слове. Обратите внимание на экран. Ваша задача собрать из первых звуков в названиях картинок новые слова.
Дети просматривают картинки в презентации и выполняют операции фонематического анализа и синтеза.
Ответьте на вопрос: какой по счету звук [c] или [ш] в слове?
9. Игра «Сортировщики».
Ребята, ваша задача внимательно посмотреть на картинки и распределить их по столбикам в зависимости от того, где в слове стоит изучаемый звук: начало, середина, конец слова.
Давайте запишем эти слова в тетрадь также по столбикам.
Картинки: шуба, санки, косы, кошка, шашки, ананас, шарф, ковш.
10. Самостоятельная работа на карточках.
Вы достаточно потренировались в различении звуков С и Ш. Поэтому я предлагаю вам выполнить следующее задание. Каждый из вас учитель. Посмотрите внимательно на записанные учениками слова и найдите в них ошибки. Запишите в тетрадь слова без ошибок.
Карточка: Шушка, коска, шорты, шумка, слон, смель, колешо, мост, уши, лиша.
11. Придумывание и запись предложений со словами из упражнения 10.
III. Итог занятия.
Рефлексия: 1. Что нового вы узнали? 2. Было ли занятие полезным для вас?
3. Что было сложно/легко?
(Оценивание работы детей. Вручение медалей за работу на занятии).