Есина Ирина
Конспект занятия «Дифференциация звуков [З]-[С]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Дифференциация звуков З – С
Цель:
коррекционно-образовательные:
• Учить дифференцировать звуки З-С в разных речевых категориях.
• Закрепить умение образовывать родственные слова.
• Закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные.
• Закрепить усвоение словообразования существительных путем сложения основ.
• Предупреждение формирования оптической дисграфии.
коррекционно-развивающие:
• Развивать связную речь
Темочки:
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
• Развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление).
• Развивать фонематический слух.
Коррекционно-воспитательные:
• Воспитывать аккуратность и любознательность
Оборудование: предметные картинки, ребусы, таблицы с буквами, наборы для составления схем, буквы, мяч, схемы для составления характеристики звука, картинки с изображением зайца и сороки.
Ход
1. Организационный момент.
- Сядет тот, кто правильно ответит на мой вопрос?
- Какие звуки вы изучали
- Чем гласные отличаются от согласных
- Назовите гласные звуки
- Какие согласные называются звонкими
- Какие согласные называются глухими
- Чем звуки отличаются от букв
- Звуки мы слышим и произносим, буквы видим, читаем, пишем
2. Создание игровой ситуации. Отгадывание ребусов.
- У нас сегодня не простое занятие, а с загадочными гостями. Чтобы узнать, кто пришел к нам сегодня пришел, нужно разгадать ребус.
сорока
- Назовите первый звук в слове сорока : звук С.
- Но к нам пришел ещё один гость – угадайте, кто это?
заяц
- Назовите первый звук в слове заяц : звук З.
- Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки З-С
3. Повторение характеристики звуков С, З: нахождение общего и различия.
- Давайте повторим характеристику этих звуков
Выставляется схема
- Звук [з] - Согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом.
- Звук [с] - Согласный, глухой, твердый, обозначаем синим цветом.
- А что общего у этих звуков : оба согласные
- А чем они отличаются: звук С – глухой, звук З – звонкий.
4. Развитие фонематического слуха. Дифференциация звуков З, С:
• Игра «Хлопай - топай» (среди изолированных звуков)
- Хлопаем, если услышите звук З и топайте – звук С.
• Игра с мячом «Наоборот» - преобразование слогов
- Я буду кидать мяч и называть слоги со звуком З, а вы будете кидать мяч обратно и менять звук З на С : За-са, зо-со, зу-су, зы-сы, зэ-сэ,
• Игра «Заборчик» - различение слов со звуками З, С
- Сейчас мы будем слушать слова со звуками З, С и строить заборчик из счетных палочек. Сколько слов со звуком З, С услышите, столько палочек и берете. Первый ряд слушает слова со звуком З, а второй ряд со звуком С : зонт, самолет, зубы, санки, завод, собака, ваза, оса – 4 палочки
5. Дифференциация звуков З, С в произношении.
• Игра «Разложи картинки для сороки и зайки»
- Посмотрите на картинки, определите, какой звук слышится в названии вашей картинки – З или С, а также назовите позицию звука в слове. Картинки со звуком С – для сороки, а картинки со звуком З – для зайки.
• Игра «Чья картинка» - образование притяжательных прилагательных
- Ребята, скажите, чья это картинка?
• Игра «Составь предложение» - составление предложений по предметным картинкам
- А теперь составьте с названиями ваших картинок красивые предложения.
6. Физкультминутка.
Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенек.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть,
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-поскок.
7. Практическое усвоение словообразования существительных путем сложения основ.
- Наши гости приготовили для вас очень интересное задание. Прочитай, что нужно сделать.
Дети читают задания на карточках
1. Скажите, какая машина возит молоко?
(выставляется картинка молоковоз)
2. Скажите, какая машина сама сваливает груз — выставляется картинка самосвал
3. Скажите, какая машина ходит по луне - выставляется картинка луноход
4. 5. Скажите, какая машина лес возит - выставляется картинка лесовоз
• Развитие познавательных процессов.
Игра «4- й лишний»
- Какой звук З-С слышим в слове – молоковоз, самосвал, луноход, лесовоз.
(Выставляются картинки)
- Какая картинка здесь лишняя- луноход, т. к. нет звука З или С
• Нахождение букв З, С. Работа с индивидуальными таблицами букв.
- А сейчас мы вспомним буквы З, С
- Даша, подчеркни все буквы З и С в этой таблице.
- А остальные самостоятельно подчеркивают все буквы З, С в карточках. А потом мы проверим, все ли справились с заданием.
• Соотнесение звука и буквы
- Сейчас нам нужно узнать, какое слово спряталось в первых звуках названии картинок.
Выставляются картинки: заяц, арбуз, нос, облако, зонт, автомат
- Скажите, что изображено на первой картинке: Заяц.
- Определите, какой первый звук слышится в названии картинки: звук З.
- Какой буквой обозначаем звук З : буквой З.
И т. д. со всеми картинками проводится данная работа.
- Прочитайте, какое слово у нас получилось: заноза
11. Звуко-слоговой анализ слова.
- Составьте звуко-слоговую схему слова - заноза.
- Сколько слогов в этом слове: 3 слога
- Назовите первый слог, второй, третий.
- Почему в этом слове 3 слога, вспомните правило: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
- Назовите первый звук в этом слове, дайте характеристику звука
И т. д. со всеми звуками данного слова
12. Образование родственных слов (сорока, заяц)
- Ребята, наши гости немного заскучали.
- Скажите, кто у зайца дети — зайчата, зайчонок;
их маму зовут — зайчиха;
вся их семья зовется — заячья;
у сороки птенцы — сорочата, сороченок
их маму зовут — сорока
вся их семья зовется — сорочья
13. Итог.
- Ребята, наше занятие подошло к концу. Все молодцы, успешно справились со всеми заданиями.
- Какие задания вам понравились, а какие были сложными.
- Что вам больше всего понравилось на занятии