Мария Онькова
Дидактические игры в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра (греч. didaktikos - поучительный) – специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями. Дидактическая игра – это активная поучительная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.
Публикация «Дидактические игры в старшей группе» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» апрель 2016
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игре как одному из средств воспитания и формирования личности детей: «Игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников — способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных».
В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива. Н. К. Крупская отмечает, что приобретать знания можно не только сидя над книгой, а через игру, которая должна помочь детям познать жизнь, познать самих себя.
Классификация дидактических игр:
а) игры с предметами;
б) настольно-печатные игры;
в) словесные игры.
Выделяют следующие структурные составляющие дидактической игры: 1) дидактические и игровые задачи; 2) игровые правила; 3) игровые действия; 4) результат.
При отборе дидактической игры воспитатель должен четко представлять требования, которым она должна отвечать. Дидактические игры должны: - отражать реальную картину окружающего мира и быть доступными дошкольникам; - обеспечивать возможность играть как отдельному ребенку или небольшой группе детей, так и коллективу в целом; - позволять ребенку самостоятельно контролировать правильность выполнения задания; - материалы для игры должны быть прочными, красочно оформленными, привлекательными и отвечать гигиеническим нормам.
В подготовку к проведению дидактической игры входят: - выбор игры в соответствии с дидактическими задачами; - определение места и роли игры в системе обучения и воспитания; - установление взаимосвязи и взаимодействия с другими формами воспитательно-образовательной работы; - подготовка игрового оборудования; - определение времени игры в режиме дня.
Проведение дидактических игр включает: - определение количества играющих; - ознакомление детей с содержанием игры, игровыми правилами, игровыми действиями, дидактическим материалом; - выработку у детей игрового настроения, желания играть; - показ игровых действий; - руководство ходом игры, обеспечение активности всех детей, оказание помощи нуждающимся; - подведение итогов игры.
Подведение итогов (анализ) направлено: - на выявление индивидуальных особенностей в поведении и характере детей; - на усложнение игры и обогащение новым материалом.
В своей педагогической деятельности я использую разнообразные дидактические игры. Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.).
Отбирая игры, я исхожу из того, какие программные задачи должны решаться с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности, тренировать сенсорный опыт, соответствует ли дидактическая задача игры тому программному содержанию, которое изучается на занятиях. Стараюсь, чтобы в избранной игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения, чтобы сохранялись игровое действие, высокий темп игры (старший дошкольный возраст) и возможность для каждого ребенка активно действовать в игровой ситуации.
Я стараюсь довести структуру дидактической игры до сознания каждого ребенка, мобилизовать силы детей на выполнение правил и игрового действия. Для этого необходимо тщательно подготовиться к проведению игры: продумать четкое, ясное, немногословное объяснение содержания, правил, игрового действия, наметить дидактические задачи игры, а также на каких детей в процессе игры следует обратить особое внимание (вспомнить, кто из них на занятиях затрудняется в выполнении программного содержания, кого привлечь к активной роли, или, наоборот, одних несколько сдержать, чтобы они не подавляли инициативу и творчество своих товарищей, другим помочь обрести веру в свои силы.
При подборе дидактических игр необходимо учитывать, что на развитие умственной активности детей в игре влияет ее организация. Перед каждым ребенком должна быть поставлена определенная задача, чтобы он встречался при ее решении с некоторыми трудностями, а не получал все в готовом виде.
Дети старшего дошкольного возраста обладают значительным игровым опытом и настолько развитым мышлением, что они легко воспринимают чисто словесные объяснения игры. Лишь в отдельных случаях требуется наглядный показ. С детьми этого возраста я провожу дидактические игры со всей группой или подгруппами. У них, как правило, складываются коллективные взаимоотношения на почве совместных игр. Поэтому с группами старшего возраста уже могут быть использованы в игре элементы соревнования (кто быстрее закроет пустые клетки большой карты маленькими; подберет пару; скажет слово, противоположное тому, которое сказал ведущий; отгадает, что нужно для той или другой профессии). В дидактических играх детей старшего возраста отражаются более сложные по своему содержанию жизненные явления (быт и труд людей, техника в городе и деревне). Дети классифицируют предметы по материалу, назначению (например, игра «Где что спрятано»).
Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Детям младшего дошкольного возраста очень трудно соблюдать очередность. Каждому хочется первым вынуть игрушку из «чудесного мешочка», получить карточку, назвать предмет и т. д. Но желание играть и играть в коллективе детей постепенно подводит их к умению тормозить это чувство, т. е. подчиняться правилам игры. Если в младшем дошкольном возрасте правила помогают развивать у детей способности торможения и воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением, то у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх больше проявляется произвольное внимание, самостоятельность в решении поставленной задачи, в выполнении правил. Дети этого возраста лучше могут управлять своими психическими процессами, речью и мышлением. Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми, она помогает развивать умение самостоятельно организоваться, подчиняться правилам, согласовать свои желания с желаниями товарищей, высказывать оценочные суждения, чувство самоконтроля. Дидактические игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.
Чем содержательнее игровое действие и правила дидактических игр, тем активнее действует ребенок. А это дает возможность воспитателю формировать взаимоотношения детей: умение действовать по очереди в соответствии с правилами игры, считаться с желаниями участников игры, помогать товарищам в затруднениях. В ходе игры есть возможность добиваться проявления инициативы каждым ребенком в достижении поставленной цели. Развитие мышления детей не происходит само собой, им руководят взрослые, воспитывая и обучая ребенка. Опираясь на опыт, имеющийся у детей, я стараюсь на занятиях, в дидактических играх передавать им знания и сообщать понятия, до которых дети не смогли бы додуматься самостоятельно. И постепенно дети приучаются правильно строить суждения, делать обоснованные выводы. Я стараюсь не опекать чрезмерно детей в игре, а развивать у них самостоятельность. В играх ребенок вынужден проявлять умственную активность и настойчивость в овладении окружающим, в осуществлении задуманного, умение ставить цель и добиваться ее решения. Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует прежде всего игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание прежде всего направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.
Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками. Для детей среднего и старшего возраста игровое действие должно устанавливать более сложные взаимоотношения между участниками игры. В игровое действие, как правило, входит выполнение той или другой роли (волк, покупатель, продавец, отгадчик и другие) в определенной ситуации игры. Ребенок действует так, как в его детском воображении должен действовать изображаемый образ, переживает удачи и неудачи, связанные с этим образом.
Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию — совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.
В процессе дидактических игр многие сложные явления расчленяются на простые и, наоборот, единичные обобщаются, следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность.
Многие дидактические игры подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия (чайная, столовая, кухонная посуда, мебель, одежда, обувь, продукты).
Таким образом, дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения дошкольников, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка.
Дидактическая игра «ЧУДО-ДЕРЕВО»
Цель: закрепление представлений о полезных и вредных продуктах
Задачи: - упражнять в отборе полезных и вредных продуктов; - закреплять знание о необходимости здорового питания для организма человека; - учить рассуждать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения; - активизировать словарь по теме; - развивать слуховое внимание, логическое мышление; - совершенствовать связную речь; - воспитывать у детей культуру питания, чувство меры; - желание употреблять в пищу полезные продукты, овощи, фрукты; - желание заботиться о своем здоровье. Варианты игры:
1. «Совершенно верно!» (или «Исправь меня»). Задание: на дереве «растут» продукты, нужно подтвердить, какие продукты должны расти на «чудо-дереве», и снять с дерева вредные продукты, обосновав свой выбор. 2. Выбрать на столе карточки с полезными продуктами и поместить их на дерево. 3.Выбрать только овощи или фрукты для дерева. 4. Повесить на дерево карточку «Витамин А» (или В, С, D, E) и предложить детям повесить на дерево продукты, содержащие этот витамин. 5. «Найди по тени». На дереве висят тени от продуктов, овощей и фруктов. Нужно подобрать к каждой тени свой продукт. 6. Выбрать из корзины муляжи полезных продуктов (овощей, фруктов) и сложить их в корзину под «чудо-деревом».
Дидактическая игра «Верно-неверно»
Цель: закрепление представлений детей о полезных и вредных продуктах. Воспитатель зачитывает четверостишия о продуктах. Если в них говорится о полезных продуктах, дети все вместе говорят: «Правильно, правильно, совершенно верно!» А если о том, что для здоровья вредно, дети молчат (или хлопаем, если верно, топаем, если нет; или игра с мячом).
1. Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок, И тогда ты точно будешь очень строен и высок. 2. Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить. Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис. 3. Чтобы правильно питаться, вы запомните совет: Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу, мёд и виноград. 4. Нет полезнее продуктов — вкусных овощей и фруктов. И Сереже и Ирине всем полезны витамины. 5. Наша Люба булки ела и ужасно растолстела. Хочет в гости к нам прийти, да в дверь не может проползти. 6. Если хочешь быть здоровым, правильно питайся, Ешь побольше витаминов, и с болезнями не знайся. 7. Жёлтая Фанта — напиток для франта. Будешь Фанту пить, смотри, растворишься изнутри (дети исправляют ответ). 8. В мире лучшая награда – это плитка Шоколада. В мире лучшая награда – это ветка Винограда. 9. Знайте, дамы, господа: “Сникерс” — лучшая еда. Будешь кушать “Сникерс” сладкий, будут зубы не в порядке. 10. Если много есть Горчицы – полетишь быстрее птицы. Будешь много есть горчицы, будешь злей самой волчицы. 11. Я собою очень горд, я купил сегодня торт. Фрукты, овощи полезней, защищают от болезней. 12. Даёт силы мне всегда очень жирная еда. Даёт силы нам всегда витаминная еда.
Дидактическая игра «Звукоугадайка»
Цель: развитие слухового внимания и расширение словарного запаса детей. Понадобится до 10 предметов, издающих различные звуки: свисток, барабан, книга, деревянные ложки, стеклянные стаканы с водой и пр. Воспитатель заходит за ширму и в течение минуты воспроизводит звуки: шуршит страницами книги, стучит ложками, переливает воду. По окончании дети должны по очереди пересказать словами, какие звуки они слышали (желательно по порядку).
Дидактическая игра «Наблюдайка»
Цель: развитие зрительной памяти. Наглядными пособиями будет служить вся окружающая обстановка. Детям в порядке очереди следует назвать как можно больше предметов одной величины (формы, цвета). К примеру, Миша должен увидеть вокруг себя максимум синих вещей, Коля – круглых и т. п. Эта дидактическая игра удобна тем, что ее можно проводить как в помещении группы, так и на прогулке.
Дидактическая игра «Путешествия витаминов» Цель: Расширение и закрепление знаний детей о витаминах и продуктах, овощах и фруктах, их содержащих.
Варианты игры: 1. «Витамины потерялись». Дети надевают маски витаминов и продуктов питания. Каждый продукт, овощ, фрукт должен найти свой витамин. 2. Дети-«Витамины» должны наполнить свою корзину карточками с подходящими продуктами. 3. «Забери у витамина продукт, который он не содержит». 4. Дети-«Витамины» спрятали в группе разные продукты (карточки или муляжи). Найди их и расскажи об их пользе. 5. «Витаминный поезд». Посади в витаминный поезд, который движется влево, полезные продукты, а в поезд, который движется вправо, вредные продукты.
Дидактическая игра «Витаминный поезд» (см. описание выше)
Дидактическая игра «Накрой на стол» («Накорми куклу Катю»)
Цель: закрепление знаний о полезных и вредных продуктах.
Задачи: Активизировать в речи детей употребление речевых образцов; совершенствовать связную речь; активизировать словарь по теме; упражнять в отборе полезных и вредных продуктов.
Варианты игры: 1. Расскажи, какой продукт ты купил в магазине для Кати, какие витамины в нем содержатся, и поставь на стол. 2. Накрой на стол только полезные продукты и объясни Кате свой выбор. 3. «Рецепт». Сегодня Катя готовит борщ (торт, салат). Поставь на стол и назови продукты, необходимые для его приготовления. 4. Катя накрыла на стол. Помоги ей убрать со стола вредные продукты. 5. Накрой на стол продукты, которые содержат витамин А (B, C, D, E).
Дидактическая игра на описание предметов Она имеет множество вариаций: «Магазин игрушек» (посуды, продуктов и др., «Спорткомплекс», «Кафе «Ромашка», «Угощение от мамы» и др.
Цель: развитие словарного запаса, внимания и сообразительности. Все дети разбиваются на пары, и каждый ребенок по очереди назначается покупателем. Придя в «магазин», он просит продать ему определенный товар, не называя его. К примеру: красное, румяное, сочное, хрустящее (яблоко). Товар этот может быть нарисован на карточке, либо используется сам предмет или его муляж. Продавец же, в свою очередь, должен угадать и «продать». (или другие варианты: опиши официанту в кафе нужное тебе блюдо, угадай приготовленное мамой угощение и др.)
СПОРТКОМПЛЕКС «БОГАТЫРЬ»
МАГАЗИН «ИГРУШКИ»
МАГАЗИН «ДЕТСКИЙ МИР»
КАФЕ «РОМАШКА»
ЗАКАЖИ БЛЮДО»
«УГОЩЕНИЕ ОТ МАМЫ»
«МАГАЗИН СМЕШАННЫХ ТОВАРОВ»
Дидактическая игра «Собери рассказ по картинкам»
Цель: закрепление умения выстраивать логический ряд из картинок, объединенных общим сюжетом.
Задачи: - активизировать словарь по теме; - развивать логическое мышление, внимание, зрительную память.
ПРОЕКТ «СПАСИТЕ СОБАКУ»
Дидактическая игра «Собери человечка» (дети предложили назвать его «Дим-Димыч»)
Цель: упражнение в названии частей тела человека и функций его органов.
Задание: собрать тело человека и рассказать о назначении каждой части тела и действиях, которые человек может совершать при их помощи.
Дидактическая игра «Собери скелет человека»
Цель: закрепление представления о строении тела человека и функциях его скелета.
Задание: соединить части скелета человека и назвать функции каждой части.
Дидактическая игра «Органы чувств»
Цель: закрепление представления детей о наших органах чувств и их функциях для организма человека.
Варианты игры: 1. Угадай по предмету, какой орган чувств с ним связан. 2. «Угадай на вкус (наощупь)». 3. «Волшебный кузовок (сундучок)». 4. «Угадай по голосу». 5. «Угадай по звуку» (предметы в баночке). И др.
Дидактическая игра «Микробы и мы»
Цель: закрепление знаний детей о микробах, их вреде для организма и способах борьбы с ними.
Варианты игры: 1. «Выбери карточки с изображением ситуаций, которые нравятся микробам (ослабленность организма из-за недостатка витаминов, переохлаждение и др.) и которые способствуют исчезновению микробов. (можно фотографии по теме, сделанные в группе). 2. Собери в сундучок предметы, которые относятся к борьбе против микробов. 3. Найди в группе спрятанные микробами предметы для борьбы с болезнями.
IMG]https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-213089-1461332918.jpg[/IMG]