Юлия Евсеева
Дидактические игры по ознакомлению с произведениями искусства для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры для детей старшей группы, направленные на ознакомление дошкольников с произведениями искусства.
Определи жанр картины
Цель: закрепить знания детей о жанрах живописи (портрета, натюрморта, пейзажа, признаках и особенностях изображения.
Публикация «Дидактические игры по ознакомлению с произведениями искусства для детей старшей группы» размещена в разделах
Материал: репродукция картин по разным жанрам – натюрморт: Машков И. И. «Малинка», Головин А. «Купавки», Левитан И. И. «Одуванчики»; портреты: А. А. Мыльников «Веронька», Венецианов «Захарка», А. Архипов «Девушка с кувшином»; пейзажи: Левитан И. «Весна - большая вода», Куинджи «Берёзовая роща», И. К. Рерих «Горное озеро».
Ход игры : из предложенных репродукций ребёнку предлагается отобрать заданный жанр (портрет, натюрморт, пейзаж) и объяснить свой выбор.
Найди лишнюю
Цель: Закрепить представления детей о жанрах живописи
Материал: репродукция картин по разным жанрам живописи – натюрморты: Машков И. И. «Малинка», Головин А. «Купавки», Левитан И. И. «Одуванчики»; портреты: А. А. Мыльников «Веронька», Венецианов «Захарка», А. Архипов «Девушка с кувшином»; пейзажи: Левитан И. «Весна - большая вода», Куинджи «Берёзовая роща», И. К. Рерих «Горное озеро».
Ход игры : Из четырёх предложенных репродукций убрать лишнюю (не соответствующую заданному жанру живописи).
Разрезные картинки
Цель: Развивать образное восприятие, внимательность, знакомить с жанрами картин.
Материал: репродукции с сюжетами из различных жанров живописи, разрезанные на 6 частей. Портрет: Ф. Хальс «Смеющийся мальчик»; натюрморт: Машков И. И. «Синие сливы»; книжная графика Васнецов «Богатыри»; пейзаж: Нисский Г. «Подмосковье»
Ход игры : составить картинку из отдельных разрезных частей, определить жанр картины.
Из чего состоит … натюрморт (портрет, пейзаж)
Цель: закрепить знания детей о жанрах живописи (портрет, пейзаж) и их составных элементов.
Материал: картинки с изображением предметов, цветов, ягод, грибов, животных, природы, одежды; репродукции: Шишкин И. И. «Цветы на опушке» (пейзаж, Репин И. «Стрекоза» (портрет, Кончаловский «Поднос и овощи» (натюрморт).
Ход игры : отобрать предметные картинки, на которых изображены элементы, присущие определенному жанру.
Где происходит действие
Цель: учить определять по рисунку картины, где происходит отображаемое действие, обосновывать свой ответ.
Материал: репродукции - портрет: Венецианов А. Г. «Спящий мальчик пастушок»; жанровая живопись: Дайнека А. «Будущие лётчики», Попова И. «Первый снег», Васнецов М. «Алёнушка»; пейзаж: Шишкин И. «Дубы», Васильев Ф. А. «Деревенская улица», Коровин К. А. «Мостик».
Ход игры : назвать место действия, изображённое на картине, объяснить свой ответ, выделяя выразительные средства (элементы рисунка).
Найди следы времён года
Цель: учить определять по цвету, его оттенкам, элементам рисунка время года; описывать его в 3-4 предложениях.
Материал: репродукции – пейзаж: Васильев Ф. «Мокрый луг», И. Левитан «Летний вечер», Нисский Г. «Подмосковье», Саврасов А. «Грачи прилетели».
Ход игры : выделять выразительные средства (цвета и оттенки, элементы рисунка) с помощью которых художник отображает то или иное время года.
Из какой сказки герой
Цель: упражнять в умении соотносить героя иллюстрации с литературным произведением
Материал: картинки с героями: баба Яга, Айболит, Чипполино и т. д.
Ход игры : рассмотреть иллюстрацию, назвать изображенного героя литературного произведения, объяснить свой ответ.
Вспомни потешку
Цель: упражнять в умении узнавать литературное произведение по иллюстрации
Материал: фольклор Ю. Васнецова.
Ход игры : рассмотреть иллюстрацию, прочитать потешку.
Сравни картины
Цель: упражнять в умении сравнивать по выразительным средствам схожие репродукции между собой.
Материал: Кончаловский П. «персики»; Мане Э. «Персики»; Хальс Ф. «Мальчик - рыбак»; Тропинин В. А. «Портрет А. В. Тропинина, сына художника»; Васильев Ф. «Болото в лесу»; Левитан И. «Золотая осень».
Ход игры : рассмотреть иллюстрации, найди общее и разное в предложенных репродукциях.
О чем рассказывает портрет
Цель: упражнять в умении описывать героя портрета
Материал: Архипов А. «Девушка с кувшином»; Хальс Ф. «Поющие мальчики»; Хальс Ф. «Смеющийся мальчик»; Суриков И. «Смеющийся солдат»; Хальс Ф. «Цыганка»; Аргунов Н. «Портрет неизвестной в русском костюме»; Серов А. «Портрет Мики Морозова»; Рейнолдс Д. «Плутовка».
Ход игры : рассмотреть репродукцию, назвать изображенного, описать в 2-3 предложениях.
Расскажи историю
Цель: упражнять в умении анализировать картину
Материал: Шишкин И. «Дубы»; Грабарь И. Э. «Хризантемы»; Коровин К. А. «Зимой»; Айвазовский И. «Волна».
Ход игры : рассмотреть репродукцию, составить повествовательный рассказ по сюжету картины.
Палитра
Цель: развивать художественное восприятие, закрепить знания о цветах, оттенках
Материал: Левитан И. «Март»; Рерих Н. «Гималаи»; Левитан И. «Озера»; Шишкин И. «Рожь»; Шишкин И. «Сосновый сбор».
Ход игры : анализируя картины, подобрать из цветовых карточек те оттенки, которые присутствуют в ней.
Скульптура
Цель: развивать художественное восприятие, умение анализировать предметы, находя общее и различие, закрепить знания жанре искусства «Скульптура»,
Материал: образцы скульптуры малой формы
Ход игры : анализируя скульптуру, объединять их в группы по схожести отдельных признаков (материал, цвет, отображение движения, принадлежность к группе животных, людей, предметов… и т. д.)
Виды натюрморта
Цель: развивать художественное восприятие, умение анализировать картины, находя общее и различие, определять вид натюрморта.
Материал: репродукции натюрмортов
Ход игры : анализируя картины, определить вид натюрморта
Угадай форму предмета в натюрморте
Цель: развивать художественное восприятие, творческое воображение, уточнение представлений о выразительных средствах картины: рисунок.
Материал: репродукции натюрмортов.
Ход игры : определить форму названного элемента натюрморта.
Кто, что делает
Цель: развивать художественное восприятие, уточнить представления о некоторых выразительных средствах передачи движения.
Материал: иллюстрации книг, с изображением животных, людей, у которых ярко передано действие, жест, поза.
Ход игры : по рисунку определить, что делает герой иллюстрации на картине.