Ирина Ардатова
Дидактические игры по формированию грамматически правильной речи во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры и упражнения в формировании грамматически правильной речи.
Вторая младшая группа.
Существительные.
Единственное и множественное число.
Дидактический материал : «Что у вас?»
Наглядный материал: картинки на каждый стол одна картинка.
Ход игры : Воспитатель спрашивает: «Что у вас на картинке?» Дети отвечают:-
- У нас дом. -У нас флаг.
- У нас дома - У нас флаги.
Публикация «Дидактические игры по формированию грамматически правильной речи во второй младшей группе» размещена в разделах
Дидактическое упражнение. «Один много»
Наглядный материал: Картинки по числу детей с изображением одного предмета или нескольких.
Ход игры : Воспитатель раздает детям картинки. Дети отвечают:
- У меня окно
-У меня окна.
Затем составляют пары картинок по принципу : один-много.
Дидактическое упражнение «Магазин»
Цель: Практическое усвоение множественного числа, составление с союзом «а» Ход игры : на игровом поле расположены 3 -4 куклы, 3 – 4 мишки и. т. д. У воспитателя на столе таже игрушка в единственном числе. Дети берут со стола игрушки и по образцу воспитателя говорят. : «У меня мяч,ав магазине мячи»
Дидактическое упражнение «А что у вас?»
Наглядный материал: предметные картинки с изображением предметов во множественном числе (у каждого ребенка). У воспитателя те же картинки с изображением предметов в единственном числе.
Ход игры : Воспитатель говорит : «У меня кукла,а у вас?» Дети отвечают. (существительные в винительном падеже)
Дидактическое упражнение «Магазин»
Наглядный материал: Игрушки.
Ход занятия: Воспитатель говорит детям, что он будет продавец, а они –покупатели. Спрашивает поочередно: «Что ты купишь?» . Дети отвечают: - Я куплю мяч. - Я куплю куклу.
Дидактическое упражнение «Закончи предложение»
Наглядный материал: сюжетные картинки.
Ход игры : Воспитатель начинает предложение, дети заканчивают его существительным в винительном падеже без предлога.
- папа читает (книгу)
- Зоя ловит (бабочку)
Дидактическое упражнение «Кто кого обогнал»
Наглядный материал: магнитный театр (фигурки –дев. Их положение все время меняется. Воспитатель спрашивает Дети отвечают кто кого обогнал Саша обогнал Риту. Кошка обогнала собачку. и. т. д.
Драматизация сказки «Человек и животные»
Цель закреплять у детей умение пользоваться простым и распространенным предложением, правильно употреблять форму винительного падежа; закреплять навык диалогической речи.
Наглядный материал: шапочки изображающие головы лошади, коровы, овцы, слбаки, курицы, петуха.
Ход игры : Животные и птицы пришли к человеку и сказали:
- Дай нам работу.
- А что вы умеете делать? Спросил человек.
Лошадь сказала; - Я буду возить грузы.
Корова сказала: - Я буду давать молоко.
Овца сказала: - Я буду давать шерсть.
Собака сказала: - я буду охранять дом.
Курица сказала: - я буду нести яйца.
Петушок сказал: - Я буду рано утром всех будить.
Хорошо, я дам вам работу- сказал человек.
На вопросы воспитателя дети должны ответить предложением сказки с использованием существительных в винительном падеже:_ я буду возить грузы и. т. д.
Дидактическое упражнение ««Кто что делает»
Наглядный материал: сюжетные картинки.
Ход игры : Воспитатель задает детям вопросы по картинкам, требующие отвеотовс существительными в винительном падеже:
-Что делает повар? Что делает врач?
- Повар варит суп. Врач лечит людей. и. т. д.
Дидактическое упражнение «Что я вижу»
Наглядный материал: картинки одушевленные и неодушевленные предметы на разных планшетах.
Ход игры : воспитатель спрашивает детей: Что ты видишь на картинке? Дети отвечают: «Я вижу мальчика, собаку и кошку» и. т. д.
Дидактическое упражнение «У зайки день рождения»
Наглядный материал: картинки.
Ход игры : Воспитатель говорит: - У зайки день рождения. Разные угощения приготовил зайка ( Показывает предметные картинки: орехи, грибы, мед, рыбку) Угадайте : кому зайка приготовил орехи? (перечисляет)
Дети отвечают: - орехи – белке. яблоки – ежику, - мед – мишке, лисе – рыбку.
Существительные единственного и множественного числа в родительском падеже
Дидактическая игра «Чего не стало»
Наглядный материал: игрушки.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям посмотреть 3-4 игрушки, запомнить их. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает 1-2 игрушки и спрашивает: «Чего не стало» Дети отвечают: «Не стало мишки, куклы, машинки и. т. д.
Дидактическая игра» Желание»
Наглядный материал: стакан чая, сока, молока, компота и т д.
Ход игры : Воспитатель начинает фразу. Дети заканчивают:
- Я выпью …. (стакан чая, - Я выпью стакан …. (стакан сока) и. т. д.
Дидактическая игра «Угадай дерево по листочку»
Наглядный материал: карточки с листьями знакомых деревьев.
Ход игры : Воспитатель показывает карточку одну за другой и спрашивает: «Какому дереву этот листочек принадлежит. Дает образец ответа. – Это (ветка) лист березы
- Это лист липы и. т. д.
Дидактическое упражнение «Кого кормит девочка»
Наглядный материал: магнитный театр, (девочка, куры, гуси, утки)
Ход игры : Воспитатель задает вопросы в соответствии с ситуацией: «Кого кормит девочка?» «Девочка кормит кур, и. т. д.»
Дидактическое упражнение «Теремок»
Наглядный материал: теремок, игрушки-зверята- медвежата, лисята, мышата, зайчата.
Ход игры : Воспитатель говорит: - Кого вы хотите видеть?
- Я хочу видеть лисят и. т. Д
Если дети правильно назвали, то зверята выходят из теремка.
Существительные в творительном падеже. Правильное употребление в речи.
Дидактическое упражнение «Что с чем?
Наглядный материал: карточки с картинками- мешок с грушами, ящик с яблоками.
Ход игры : воспитатель выставляет картинки на полотно и спрашивает: «Что с чем?»
Дети отвечают.
Употребление существительных в косвенных падежах с предлогами.
Дидактическое упражнение «Что ты любишь?»
Цель: активизация в речи предлога «с «
Ход игры : воспитатель дает образец фразы:
- Я люблю хлеб с вареньем, а вы?
- А я люблю хлеб с сыром (С маслом, с повидлом, с молоком, с соком и. т. д.)
Дидактическое упражнение «Я начну, а ты закончи»
Цель: Активизация в речи предлога «у «
Ход игры : Воспитатель начинает фразу:
- Красное платье (у кого) у Полины
- Синий шарик (у кого) У Миши и. т. д.
Дидактическое упражнение «На чем дети катаются»
Наглядный материал: сюжетные картинки (лыжи, велосипед, самокат, ролики, коньки, санки)
Ход игры : Дети по картинкам составляют предложения с союзом «на».
- Мальчик катается на самокате.
- Девочки катаются на коньках и. т. д.
Дидактическое упражнение «Где Петрушка?»
Наглядный материал: кукольная мебель, игрушечный Петрушка.
Ход игры : Воспитатель передвигает Петрушку в кукольной комнате: сажает его на стал, прячет под стол, за шкаф, ставит около кровати, т. т. д.
Дети объясняют, где Петрушка.
Согласование имени существительного с прилагательными, числительными, местоимениями в роде, числе, падеже., с глаголами – в числе,роде.
Дидактическая игра «Картинки»
Цель: Упражнять детей в родовой принадлежности существительных.
Какой? Какая? Какое?
стул шапочка колесо
карандаш кукла ведро
апельсин кастрюля дерево
котенок груша блюдце
Наглядный материал: набор картинок:
Ход игры : воспитатель говорит детям : - У меня в коробке много картинок. Вы будите мне показывать картинки и правильно называть. На приме: голубое платье, большое колесо и. т. д. Названные картинки воспитатель откладывает на стол. Игра заканчивается тогда, когда все картинки будут названы.
Дидактическая игра «Кто с кем?»
Наглядный материал: предметные картинки животных и их детенышей.
Ход игры : По мере выставления картинок воспитатель предлагает детям ответить на вопрос: «Кто с кем вышел на полянку?» (Лиса с лисенком, зайчиха с зайчонком, медведица с медвежонком и. т. д.)
Дидактическая игра «Где мишка искал свой мяч»
Цель: Привлечь внимание детей к различным вариантам пространственных отношений между предметами, активизировать в их речи предлоги «под, за, на, около» Учить детей изменять падежные окончания существительных при употреблении различных предлогов (на стуле, за стулом, около стула, под стулом)
Ход игры : Воспитатель спрашивает, дети отвечают.
-Что делает мишка? (Мишка спит)
- Где спит мишка? (Мишка спит на кровати)
-Сейчас мишка проснулся. Что он делает? (Мишка сидит на кровати)
Дети рассказывают, что делает мишка, используя все предлоги.
Глаголы. Употребление глаголов «ложиться» «съезжать» в повелительном наклонении.
Дидактическая игра «С мишкой»
Наглядный материал: медвежонок, кровать.
Цель : Учить детей использовать глагол «лежать» в повелительном наклонении.
Ход игры : Воспитатель рассказывает: - Этот мишка охотно ложится на бочок, спину, живот. Надо только его об этом попросить. Дети просят мишку употребляя глагол «ляг»Усложняя задание, воспитатель создает новую игровую ситуацию с любой игрушкой.
Дидактическая игра «На горке»
Цель: Учить детей использовать в речи глагол «съезжать» и в повелительном наклонении «съезжай».
Наглядный материал: игрушечная горка, медвежонок, кукла Катя.
Ход игры : Кукла Катя и медвежонок катаются с горки, а воспитатель сопровождает их действия словами.
-Скорей Катенька влезай на горка, а теперь съезжай!
Вслед за воспитателем эти слова повторяют дети.
Дидактическое упражнение «Кто как кричит»
Цель : Образование глаголов от звукоподражательных слов.
Наглядный материал: предметные картинки с изображением кошки, поросят, утят, лягушек, кур.
Ход игры : Воспитатель говорит с детьми: - Вспомните, как подает голос поросенок? -Хрю-хрю. – Что он делает? – хрюкает. А как подает голос котенок? –Мяу. - Что он делает? – Мяукает и. т. д. Можно использовать стихотворение «Путаница» К. Чуковского.
Работа над предложением.
Дидактическое упражнение «Кто у кого»
Цель: Практическое усвоение сложносочиненного предложения с противительным союзом «А «
Наглядный материал: предметные картинки с животными и их детенышами.
Ход игры : С начало дети составляют простые предложения типа: «У коровы теленок». Потом по образцу воспитателя составляют сложносочиненные предложения по двум картинкам- У коровы теленок, а у козы козленок.
Можно использовать дидактические игры на составление предложений по опорным словам или по демонстрируемым действиям.
Словообразование.
Дидактическое упражнение «Ласковые имена»
Цель: Практическое усвоение словообразования при помощи суффиксов уменьшительно-ласкательного значения.
Ход игры : Дети водят хоровод, поют:
Хоровод водили, ласковыми были
В кружок вызывали, имя называли.
Выйди Настенька в кружок,
Возьми Настенька флажок.
Потом поочередно передают флажок друг другу., называя каждого ласковым именем.
Дидактическое упражнение «Ласковые имена»
Цель: дать ласковые имена и названия (словообразование с помощью суффиксов)
Аня-Анечка, Соня-Сонечка. Вова-Вовочка. Мама-мамочка, папа- папочка.
(дочь, брат, сестра, сын).