МААМ-картинки

Дидактические игры по формированию грамматически правильной речи во второй младшей группе

Ирина Ардатова
Дидактические игры по формированию грамматически правильной речи во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Дидактические игры и упражнения в формировании грамматически правильной речи.

Вторая младшая группа.

Существительные.

Единственное и множественное число.

Дидактический материал : «Что у вас?»

Наглядный материал: картинки на каждый стол одна картинка.

Ход игры : Воспитатель спрашивает: «Что у вас на картинке?» Дети отвечают:-

- У нас дом. -У нас флаг.

- У нас дома - У нас флаги.

Публикация «Дидактические игры по формированию грамматически правильной речи во второй младшей группе» размещена в разделах

Дидактическое упражнение. «Один много»

Наглядный материал: Картинки по числу детей с изображением одного предмета или нескольких.

Ход игры : Воспитатель раздает детям картинки. Дети отвечают:

- У меня окно

-У меня окна.

Затем составляют пары картинок по принципу : один-много.

Дидактическое упражнение «Магазин»

Цель: Практическое усвоение множественного числа, составление с союзом «а» Ход игры : на игровом поле расположены 3 -4 куклы, 3 – 4 мишки и. т. д. У воспитателя на столе таже игрушка в единственном числе. Дети берут со стола игрушки и по образцу воспитателя говорят. : «У меня мяч,ав магазине мячи»

Дидактическое упражнение «А что у вас?»

Наглядный материал: предметные картинки с изображением предметов во множественном числе (у каждого ребенка). У воспитателя те же картинки с изображением предметов в единственном числе.

Ход игры : Воспитатель говорит : «У меня кукла,а у вас?» Дети отвечают. (существительные в винительном падеже)

Дидактическое упражнение «Магазин»

Наглядный материал: Игрушки.

Ход занятия: Воспитатель говорит детям, что он будет продавец, а они –покупатели. Спрашивает поочередно: «Что ты купишь?» . Дети отвечают: - Я куплю мяч. - Я куплю куклу.

Дидактическое упражнение «Закончи предложение»

Наглядный материал: сюжетные картинки.

Ход игры : Воспитатель начинает предложение, дети заканчивают его существительным в винительном падеже без предлога.

- папа читает (книгу)

- Зоя ловит (бабочку)

Дидактическое упражнение «Кто кого обогнал»

Наглядный материал: магнитный театр (фигурки –дев. Их положение все время меняется. Воспитатель спрашивает Дети отвечают кто кого обогнал Саша обогнал Риту. Кошка обогнала собачку. и. т. д.

Драматизация сказки «Человек и животные»

Цель закреплять у детей умение пользоваться простым и распространенным предложением, правильно употреблять форму винительного падежа; закреплять навык диалогической речи.

Наглядный материал: шапочки изображающие головы лошади, коровы, овцы, слбаки, курицы, петуха.

Ход игры : Животные и птицы пришли к человеку и сказали:

- Дай нам работу.

- А что вы умеете делать? Спросил человек.

Лошадь сказала; - Я буду возить грузы.

Корова сказала: - Я буду давать молоко.

Овца сказала: - Я буду давать шерсть.

Собака сказала: - я буду охранять дом.

Курица сказала: - я буду нести яйца.

Петушок сказал: - Я буду рано утром всех будить.

Хорошо, я дам вам работу- сказал человек.

На вопросы воспитателя дети должны ответить предложением сказки с использованием существительных в винительном падеже:_ я буду возить грузы и. т. д.

Дидактическое упражнение ««Кто что делает»

Наглядный материал: сюжетные картинки.

Ход игры : Воспитатель задает детям вопросы по картинкам, требующие отвеотовс существительными в винительном падеже:

-Что делает повар? Что делает врач?

- Повар варит суп. Врач лечит людей. и. т. д.

Дидактическое упражнение «Что я вижу»

Наглядный материал: картинки одушевленные и неодушевленные предметы на разных планшетах.

Ход игры : воспитатель спрашивает детей: Что ты видишь на картинке? Дети отвечают: «Я вижу мальчика, собаку и кошку» и. т. д.

Дидактическое упражнение «У зайки день рождения»

Наглядный материал: картинки.

Ход игры : Воспитатель говорит: - У зайки день рождения. Разные угощения приготовил зайка ( Показывает предметные картинки: орехи, грибы, мед, рыбку) Угадайте : кому зайка приготовил орехи? (перечисляет)

Дети отвечают: - орехи – белке. яблоки – ежику, - мед – мишке, лисе – рыбку.

Существительные единственного и множественного числа в родительском падеже

Дидактическая игра «Чего не стало»

Наглядный материал: игрушки.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям посмотреть 3-4 игрушки, запомнить их. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает 1-2 игрушки и спрашивает: «Чего не стало» Дети отвечают: «Не стало мишки, куклы, машинки и. т. д.

Дидактическая игра» Желание»

Наглядный материал: стакан чая, сока, молока, компота и т д.

Ход игры : Воспитатель начинает фразу. Дети заканчивают:

- Я выпью …. (стакан чая, - Я выпью стакан …. (стакан сока) и. т. д.

Дидактическая игра «Угадай дерево по листочку»

Наглядный материал: карточки с листьями знакомых деревьев.

Ход игры : Воспитатель показывает карточку одну за другой и спрашивает: «Какому дереву этот листочек принадлежит. Дает образец ответа. – Это (ветка) лист березы

- Это лист липы и. т. д.

Дидактическое упражнение «Кого кормит девочка»

Наглядный материал: магнитный театр, (девочка, куры, гуси, утки)

Ход игры : Воспитатель задает вопросы в соответствии с ситуацией: «Кого кормит девочка?» «Девочка кормит кур, и. т. д.»

Дидактическое упражнение «Теремок»

Наглядный материал: теремок, игрушки-зверята- медвежата, лисята, мышата, зайчата.

Ход игры : Воспитатель говорит: - Кого вы хотите видеть?

- Я хочу видеть лисят и. т. Д

Если дети правильно назвали, то зверята выходят из теремка.

Существительные в творительном падеже. Правильное употребление в речи.

Дидактическое упражнение «Что с чем?

Наглядный материал: карточки с картинками- мешок с грушами, ящик с яблоками.

Ход игры : воспитатель выставляет картинки на полотно и спрашивает: «Что с чем?»

Дети отвечают.

Употребление существительных в косвенных падежах с предлогами.

Дидактическое упражнение «Что ты любишь?»

Цель: активизация в речи предлога «с «

Ход игры : воспитатель дает образец фразы:

- Я люблю хлеб с вареньем, а вы?

- А я люблю хлеб с сыром (С маслом, с повидлом, с молоком, с соком и. т. д.)

Дидактическое упражнение «Я начну, а ты закончи»

Цель: Активизация в речи предлога «у «

Ход игры : Воспитатель начинает фразу:

- Красное платье (у кого) у Полины

- Синий шарик (у кого) У Миши и. т. д.

Дидактическое упражнение «На чем дети катаются»

Наглядный материал: сюжетные картинки (лыжи, велосипед, самокат, ролики, коньки, санки)

Ход игры : Дети по картинкам составляют предложения с союзом «на».

- Мальчик катается на самокате.

- Девочки катаются на коньках и. т. д.

Дидактическое упражнение «Где Петрушка?»

Наглядный материал: кукольная мебель, игрушечный Петрушка.

Ход игры : Воспитатель передвигает Петрушку в кукольной комнате: сажает его на стал, прячет под стол, за шкаф, ставит около кровати, т. т. д.

Дети объясняют, где Петрушка.

Согласование имени существительного с прилагательными, числительными, местоимениями в роде, числе, падеже., с глаголами – в числе,роде.

Дидактическая игра «Картинки»

Цель: Упражнять детей в родовой принадлежности существительных.

Какой? Какая? Какое?

стул шапочка колесо

карандаш кукла ведро

апельсин кастрюля дерево

котенок груша блюдце

Наглядный материал: набор картинок:

Ход игры : воспитатель говорит детям : - У меня в коробке много картинок. Вы будите мне показывать картинки и правильно называть. На приме: голубое платье, большое колесо и. т. д. Названные картинки воспитатель откладывает на стол. Игра заканчивается тогда, когда все картинки будут названы.

Дидактическая игра «Кто с кем?»

Наглядный материал: предметные картинки животных и их детенышей.

Ход игры : По мере выставления картинок воспитатель предлагает детям ответить на вопрос: «Кто с кем вышел на полянку?» (Лиса с лисенком, зайчиха с зайчонком, медведица с медвежонком и. т. д.)

Дидактическая игра «Где мишка искал свой мяч»

Цель: Привлечь внимание детей к различным вариантам пространственных отношений между предметами, активизировать в их речи предлоги «под, за, на, около» Учить детей изменять падежные окончания существительных при употреблении различных предлогов (на стуле, за стулом, около стула, под стулом)

Ход игры : Воспитатель спрашивает, дети отвечают.

-Что делает мишка? (Мишка спит)

- Где спит мишка? (Мишка спит на кровати)

-Сейчас мишка проснулся. Что он делает? (Мишка сидит на кровати)

Дети рассказывают, что делает мишка, используя все предлоги.

Глаголы. Употребление глаголов «ложиться» «съезжать» в повелительном наклонении.

Дидактическая игра «С мишкой»

Наглядный материал: медвежонок, кровать.

Цель : Учить детей использовать глагол «лежать» в повелительном наклонении.

Ход игры : Воспитатель рассказывает: - Этот мишка охотно ложится на бочок, спину, живот. Надо только его об этом попросить. Дети просят мишку употребляя глагол «ляг»Усложняя задание, воспитатель создает новую игровую ситуацию с любой игрушкой.

Дидактическая игра «На горке»

Цель: Учить детей использовать в речи глагол «съезжать» и в повелительном наклонении «съезжай».

Наглядный материал: игрушечная горка, медвежонок, кукла Катя.

Ход игры : Кукла Катя и медвежонок катаются с горки, а воспитатель сопровождает их действия словами.

-Скорей Катенька влезай на горка, а теперь съезжай!

Вслед за воспитателем эти слова повторяют дети.

Дидактическое упражнение «Кто как кричит»

Цель : Образование глаголов от звукоподражательных слов.

Наглядный материал: предметные картинки с изображением кошки, поросят, утят, лягушек, кур.

Ход игры : Воспитатель говорит с детьми: - Вспомните, как подает голос поросенок? -Хрю-хрю. – Что он делает? – хрюкает. А как подает голос котенок? –Мяу. - Что он делает? – Мяукает и. т. д. Можно использовать стихотворение «Путаница» К. Чуковского.

Работа над предложением.

Дидактическое упражнение «Кто у кого»

Цель: Практическое усвоение сложносочиненного предложения с противительным союзом «А «

Наглядный материал: предметные картинки с животными и их детенышами.

Ход игры : С начало дети составляют простые предложения типа: «У коровы теленок». Потом по образцу воспитателя составляют сложносочиненные предложения по двум картинкам- У коровы теленок, а у козы козленок.

Можно использовать дидактические игры на составление предложений по опорным словам или по демонстрируемым действиям.

Словообразование.

Дидактическое упражнение «Ласковые имена»

Цель: Практическое усвоение словообразования при помощи суффиксов уменьшительно-ласкательного значения.

Ход игры : Дети водят хоровод, поют:

Хоровод водили, ласковыми были

В кружок вызывали, имя называли.

Выйди Настенька в кружок,

Возьми Настенька флажок.

Потом поочередно передают флажок друг другу., называя каждого ласковым именем.

Дидактическое упражнение «Ласковые имена»

Цель: дать ласковые имена и названия (словообразование с помощью суффиксов)

Аня-Анечка, Соня-Сонечка. Вова-Вовочка. Мама-мамочка, папа- папочка.

(дочь, брат, сестра, сын).

Публикации по теме:

Использование дидактических игр в формирование грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста В кратком дефектологическом словаре 1964 года выпуска и в современных изданиях говорится о том, что «речь – особый вид деятельности, присущий.

Дидактические игры для детей дошкольного возраста 3–4 лет. (младшая группа) Слайд 2 Реализация содержания в образовательных областях: - познавательное развитие *формирование элементарных математических представлений.

Дидактические игры для формирования грамматически правильной речи дошкольников (подготовительная к школе группа) Дидактические игры и упражнения для формирования грамматически правильной речи дошкольников (подготовительная к школе группа) «Кто больше.

Игры для развитие грамматически правильной речи (относительные и притяжательные прилагательные)Игры для развитие грамматически правильной речи (относительные и притяжательные прилагательные) Многие дошкольники затрудняются в назывании единственного и множественного числа существительных, образовании относительных и притяжательных.

Интегрированная НОД по формированию представлений о ЗОЖ «Путешествие в страну здоровья» (вторая младшая группа) Интегрированная непосредственная образовательная деятельность по формированию представлений о ЗОЖ во второй младшей группе «Путешествие.

Картотека игр по формированию нравственных качеств у дошкольников. Вторая младшая группа. Подвижная игра «Кот Васька». Цель. В процессу игры дети обучаются характерным движениям животных. Ход игры. Дети (мышки) сидят на стульчиках.

Конспект занятия по формированию представлений о диких животных «Обитатели леса» (вторая младшая группа) Программные задачи: Дать детям представление о диких животных (зайце,лисе,медведе,их внешнем виде,образе жизни,среде обитания;учить пересказывать.

Методические приёмы формирования грамматически правильной речи Хочу поделиться с Вами своими наработками в области коррекции грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи,а именно в области.

НОД по формированию целостной картины мира «Дикие животные» (вторая младшая группа) Тема: "Дикие животные" Цели: -Дать элементарные представления о животных средней олосы (внешний вид,питание,названия детенышей) - Побуждать.

Консультация для воспитателей «Приёмы формирования грамматически правильной речи» Речевое недоразвитие у детей может быть выражено в разной степени от полного отсутствия речи или лепетного его состояния до развёрнутой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры по формированию грамматически правильной речи во второй младшей группе
Опубликовано: 29 ноября 2015 в 01:39
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические игры по формированию грамматически правильной речи во второй младшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Ардатова (УИ 340759) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД