Дина Гиззатуллина
Дидактические игры на развитие мелкой моторики рук и сенсорики
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры на развитие сенсорики и мелкой моторики рук
Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Давно известна зависимость речи от степени подвижности пальцев рук (в виду близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга, возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию). Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Публикация «Дидактические игры на развитие мелкой моторики рук и сенсорики» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с десятимесячного возраста.
Сенсорное развитие
Сенсорное воспитание ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве. Не случайно сенсорное развитие составляет основу умственного воспитания и познания мира вообще. В три-пять лет ведущую роль в сенсорном воспитании детей играет ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету вокруг образцов-эталонов.
Сенсомоторная координация - это согласованные действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы "обучает" руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности
Дидактическая игра «Волшебная книга» на развитие сенсорики и мелкой моторики рук.
Предлагаем Вашему вниманию пособие «Волшебная книга». Пособие состоит из нескольких листов сшитых из ткани 26х30 см. скрепленных на липучке. На каждый лист пришита аппликация (присутствуют шнурки, тесемки, пуговицы, липучки и т. д, иллюстрирующая какой-либо сюжет. Все листы можно открепить и раздать детям. Это дает возможность организовать самостоятельную деятельность сразу всей группы. Эта игра позволяет решать многие задачи:
-воспитывать познавательный интерес, усидчивость
-формировать умение обследовать предметы, выделяя их цвет и форму (отстегивать пуговицы, отрывать педметы на липучках, обводить рками предметы и т. д.)
-развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, внимание, память, связную речь.
-закреплять знание о цвете.
Детям очень нравится эта игра.
Цель: Развивает у ребенка мышление, мелкую моторику и тактильное восприятие. Доказано, что детки, имеющие в своем распоряжении такие игрушки, демонстрируют лучшее образное мышление, память, логику. Такие дети в будущем более собранные и внимательные. Что интересно: в данном случае развитие проходит в непринужденной обстановке (во время самостоятельной игры или в процессе творческой, интересной и свободной игры со взрослыми).
Дидактическая игра «Дорисуй картинку с помощью пуговицы»
Средства: иллюстрации с изображением цветов, самолета, мухомора, и т. д., пуговицы.
Цель: развивать воображение и творчество детей.
Свойствами предмета: величина (большой, маленький, форма (круг, цвет; формирование умения чередовать предметы по цвету, размеру.
Дидактическая игра «Найди лишнюю пробку»
Средства: пробки разного цвета и размера.
Цель: развитие логического мышления.
• Сознание эмоционально положительного настроения.
• Развитие интереса и побуждение к действиям.
• Знакомство сенсорными эталонами : знакомство с разными
• Свойствами предмета: величина (большой, маленький, форма (круг, цвет; формирование умения чередовать предметы по цвету, размеру.
• Развития молокой моторки руки : формирование умения выполнять действия с предметами.
• Формирование навыка совместного выполнения задания: формирование навыков культурного общения;
• Развитие умения понимать и правильно выполнять задания;
• Формирование и активизация словаря ребенка: развитие умения рассматривать картинку, называть изображенные на ней предметы, их качества и действия;
• Развитие восприятия : зрительного осязательного.
• Развитие наглядного – действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения.
Развивающая игра для развития мелкой моторики «Накорми поросенка» своими руками
Средство: мягкую игрушку (поросенок) и бутылку по размеру мягкого игрушка. Достать комбикорм — фасоль, горох, кукурузные хлопья и пр.
Когда свинка пообедает — закрутить ей пятачок до ужина)
Потрясти поросенка — корм внутри него приятно гремит, значит он сыт и доволен!
Игра «Поставь обувь на полочку»
Цель: закрепление цвета
В этом году я набрала детей во вторую младшую группу. Всем известно, что в этой группе преобладают игры по сенсорному воспитанию. Летом делая ремонт группы, я решила из полочки для обуви сделать дидактическую игру. Покрасила полочки в основные цвета, которые должны знать дети 3 го года жизни (синий, желтый, красный и зеленый) .И теперь, каждый день приходя с прогулки, мы закрепляем цвета. Кто на какую цветом полочку поставил свою обувь. Очень удобно, дети быстро закрепили цвета.
Игра «Надень колечко» (колечки от старых счет разукрашены в разный цвет, к ведерку привязаны разноцветные шнурочки)
Цель: закрепление цвета, формы, развитие мелкой моторики рук
Эта игра сделана из старых счет. Одна мама предложила их принести. Я их разобрала, высушила и покрасила в разный цвет. Затем положила в корзинку, привязала два шнурка.
И теперь дети с удовольствием нанизывают эти колечки на шнурочки.
Игра «Цветочная поляна»
Цель: развитие сенсорного восприятия, обогащение тактильной чувствительности.
Игра «Воздушные шары»
Цель: Учить различать и называть цвета, развивать моторику пальцев рук через действия с предметами.
Игра «Бабочка»
Цель: Учить различать основные цвета, учить соотносить предметы по цвету.
Развивающие игры «Малышам»
Описание материала: Предлагаю вам описание дидактических игр для детей раннего и младшего дошкольного возраста (1,5 — 3 лет, изготовленных своими руками из доступных материалов. Данный материал будет полезен как воспитателям групп раннего возраста, так и родителям. Описания игр органично дополнены вариациями упражнений с ними.
Цель: развивать у детей сенсорные способности, речь, память, внимание.
Компоненты: пособие состоит из трех дощечек разного цвета размером 20-30 см. Дощечки скреплены между собой. Каждая сторона дощечки содержит методический материал на развитие сенсорных способностей, речи, памяти, внимания.
Время игры : 10 — 15 мин.
Количество участников: пособие предназначено для индивидуального обучения (1 ребёнок – 1 педагог).
Пособие рассчитано на детей раннего и младшего дошкольного возраста. Можно использовать как в образовательный учреждениях, так и в домашних условиях.
Варианты игры :
Дощечка №1
«Гвоздики – резиночки»
Задачи:
способствовать развитию речи детей через развитие мелкой моторики пальцев рук;
развивать у детей знание о цвете и форме геометрических фигур;
уметь соотносить резиночки и гвоздики по цвету;
формировать умение складывать различные геометрические фигуры при помощи резинок.
Ход игры:
1. Покажи гвоздики жёлтого цвета, зелёного, красного и т. д. Потрогай гвоздики. Какие они?
2. Покажи резиночку жёлтого цвета, зелёного, красного. Растяни резиночку, какая она?
3. Одень резиночку жёлтого цвета на гвоздики жёлтого цвета.
4. Натяни резиночку так, чтобы получился треугольник, квадрат.
5. Посмотри на дощечку, какая геометрическая фигура получилась? (квадрат, треугольник)
«Один – много», «Большой – маленький»
Задачи:
развивать умение различать и называть формы единственного и множественного числа существительных (один – много);
развивать у детей знание о цвете;
формировать умение различать предметы по величине (большой – маленький);
находить предметы по словесному указанию;
формировать умение находить сходства и различия между предметами по цвету.
Ход игры:
1. Покажи машину, ладошку, цветок и т. д.
2. Какого цвета ладошка, машина?
3. Покажи большую машину, маленькую.
4. Это большая машина – она одна, а это маленькая – их много. Сколько больших машин? Сколько маленьких?
5. Эта маленькая машина синего цвета, а эта маленькая машина синего цвета с белыми кружочками. Они разные. Эта маленькая и эта большая машина одинаковые по цвету, но разные по величине и т. д.
Покажи одинаковые машины по цвету, по величине.
Дощечка №2
«Соотнеси по цвету»
Задачи:
развивать речь;
формировать умение соотносить предметы по цвету;
развивать умение находить сходства и различия между предметами.
Ход игры:
1. Взрослый показывает на картинку: Это курочка, это цветок. Эта курочка жёлтого цвета, а этот цветок жёлтого цвета. Посади курочку жёлтого цвета на цветок жёлтого цвета.
2. Какой курочке не досталось цветка? Какого цвета эта курочка? В игре есть цветок такого цвета?
«Найди лишний»
Задачи:
Развивать умение находить сходство и различия между предметами (цвет, величина, количество).
Ход игры:
1. Покажи большие цветы. Какого они цвета? (Розовые, а один жёлтый). Сколько розовых цветов? (Много) Сколько жёлтых? (Один) Какой цветок лишний? (Жёлтый) Почему? (Потому что все розовые, а один жёлтый)
2. Покажи жучков. Какого они цвета? (Все жёлтые, а один фиолетовый.) Какой жучок лишний? Почему? (Потому что все жёлтые, а один фиолетовый).
3. Покажи все розовые цветы. Покажи все жёлтые цветы. Сколько розовых цветов? (Много) Сколько желтых цветов? (Один) и т. д.
Дощечка №3
«Цвет и форма»
Задачи:
развивать умение называть и различать предметы по цвету и форме;
побуждать включать движение рук по предмету;
развивать сенсорные способности ребёнка;
развивать тактильные ощущения.
Ход игры:
1. Это круг, квадрат и т. д. (знакомство с геометрическими фигурами). Покажи квадрат, круг. Какого он цвета?
2. Потрогай фигуры. Какие они на ощупь? Чем отличаются?
3. Закрой глаза и на ощупь определи и назови форму геометрической фигуры.
Методические рекомендации: После каждой игры необходимо похвалить ребёнка, даже если он не совсем правильно справился с заданием. Детям раннего и младшего дошкольного возраста это просто необходимо. Похвала стимулирует ребёнка к дальнейшим действиям.
Игра «Поиграем с прищепками»
Цель; Учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.