Рада Букина
Самообразование на 2017–2018 учебный год «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры»
▼ Скачать +Заказ
Актуальность темы:
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой.
Публикация «Самообразование на 2017–2018 учебный год „Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.
И, поэтому, в раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Цель:
создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у детей 2-3 лет через дидактические игры, созданные своими руками.
Задачи:
1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей раннего возраста;
2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр;
3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
4. Дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии ребенка и приобщить их к пальчиковым играм с ребенком в условиях семьи;
5. Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду группы;
6. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
Формы работы:
совместная работа с детьми;
индивидуальная работа;
свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Предполагаемый результат:
у детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать ложку, карандаш, кисть, получают удовольствие от творческой и игровой деятельности. В конце проведенной работы повысятся знания по данной теме, предметно-пространственная среда группы пополнится дидактическими играми и пособиями, изготовленными своими руками, у детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать столовые приборы и принадлежности для рисования.
ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД.
МЕСЯЦ
ФОРМЫ РАБОТЫ
С ДЕТЬМИ
С ПЕДАГОГАМИ
С РОДИТЕЛЯМИ
СЕНТЯБРЬ Создание картотеки пальчиковых игр, изучение литературы, составление перспективного плана по самообразованию, взаимодействие с детьми: Пальчиковые игры с детьми
Методические рекомендации для педагогов «Как дидактические игры влияют на мелкую моторику детей, их польза»
Консультация: «Крупная польза мелкой моторики»
ОКТЯБРЬ Изучение литературы. Заучивание пальчиковых игр: «Замок», «Капуста»
Побуждать детей выполнять действия руками и пальчиками, в соответствии со словами текста; развитие мелкой моторики Анкетирование родителей, анализ анкет
НОЯБРЬ Изготовление дидактических игр. Д/и. : «Прищепки» Способствовать формированию детей пользоваться прищепками «дождик для тучки», «иголочки для ёжика». Побуждать детей к дополнению изображения предмета характерными деталями. Формировать умение детей держать прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать её. Совершенствовать умение прикреплять прищепки по периметру фигуры. Игры : «Рыбалка», «Поймай лягушку» Развивать координацию движений, мелкую моторику и закрепление цвета рыбки (лягушки). Д/и. «Шнуровка», «Бусы»
Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности Консультация для родителей: «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры»
ДЕКАБРЬ Изучение литературы. Д/и с сыпучими материалами («сухой бассейн», ищем игрушку, рисуем на крупе) укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов:форма,величина; воспитание терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.
Д\ И : «Массажный мячик» Развивать сгибание и разгибание кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук. Развивать координацию движений.
Д/и «Веселые упражнения с карандашами»
Способствовать умению раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, движения пальцев рук. Консультация для родителей: «Развитие мелкой моторики рук»
ЯНВАРЬ Изучение литературы. Настольная игра «Мозаика».
Способствовать умению детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу.
Папка передвижка для родителей «Для чего нужны пальчиковые игры»
Консультация для родителей: «Игры на развитие мелкой моторики рук»
ФЕВРАЛЬ Изучение литературы. Д/и «С крышками» Создание пособия для игры с крышками от бутылок
Развивать координацию движения рук, способствовать умение детей закручивать и откручивать крышки. Консультация для родителей: «Речевые пальчиковые игры – картотека»
МАРТ Изучение литературы Изготовление дидактической игры «Сделаем девочку красивой» Цель: Развитие мелкой моторики, бытовых навыков (застегивание и расстегивание липучек,расчесывание волос). Взаимодействие с детьми: Познакомить детей с новой игрой, развивать мелкую моторику, внимание, усидчивость
Консультация для родителей: «Игры с пальчиками»
АПРЕЛЬ Изучение литературы. Изготовление дидактической игры «Волшебная одежда»
Цель игры : развивать моторику, зрительное восприятие, внимание, память, усидчивость, интуицию, познакомить со свойствами разных предметов и поверхностей.
Взаимодействие с детьми: Познакомить детей с новой игрой, развивать мелкую моторику, внимание, усидчивость
Консультация для родителей: «Развитие мелкой моторики, как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»
МАЙ Изучение литературы. Изготовление дидактической игры «Чудо дерево». Цель игры : развивать мелкую моторику рук, пространственное восприятие,координацию движений. Взаимодействие с детьми: Познакомить детей с новой игрой, развивать мелкую моторику, внимание, усидчивость
Диагностика уровня развития мелкой моторики
Анализ работы по теме самообразования
Проведение контрольного диагностического исследования. Используя метод наблюдения, упражнения, выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки. Выставка для родителей и педагогов дидактических игр и пособий на развитие мелкой моторики дошкольников. Консультация для родителей: «Пальчики помогают говорить». Сообщение на родительском собрании «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста».
Изучение учебно-методической литературы по теме самообразования :
1. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. Издательство: СПб:, Корона-Век, 2007
2. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. - М. : ЭКСМО, 2007.
3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
5. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.