Лариса Малышева
Дидактические игры на развитие фонематического слуха и слухового внимания у детей 5–6 лет (продолжение)
▼ Скачать + Заказать документы
Сколько точек - столько звуков
Для игры требуется кубик, на гранях которого расположено разное количество точек (две, три, четыре, пять, шесть, ноль). Дети по очереди бросают кубик и называют слова, количество звуков в которых равно количеству точек на верхней грани кубика. В том случае, если выпадает ноль, игрок пропускает ход и передает кубик следующему игроку. За каждый неверный ответ игрок платит фант.
Подумай, не ошибись
Публикация «Дидактические игры на развитие фонематического слуха и слухового внимания у детей 5–6 лет (продолжение)» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры на развитие внимания
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
Взрослый предлагает игрокам двух или трех команд выполнить несколько заданий, по результатам выполнения которых определяется команда-победитель.
- Назовите как можно больше слов, которые начинаются на последний звук слова «стол».
- Перечислите птиц, в названии которых был бы последний звук слова «сыр».
- Подберите и назовите такие слова, в которых первым был бы звук [к], а последним - [ш].
- Составьте такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука [м].
- Придумайте собаке такую кличку, чтобы второй звук в ней был [у], а последний - [к].
- Найдите в комнате предметы, в названии которых второй звук - [у].
- Отгадайте, название какой ягоды начинается на звук [м], а заканчивается на [а].
- Назовите слова, у которых второй слог КА
- Как зовут кошку, если последний звук ее клички [а]?
- Чем угощали гостей, если в названии каждого блюда есть звук [р]?
- Кто назовет больше слов, которые заканчиваются на ОРТ?
- Кто назовет больше слов, которые начинаются с первого звука слова «лес»? И Т. д.
Молчанка
Карточки с цифрами 1, 2, 3 у каждого ребёнка. Перед началом игры из числа участников выбирается помощник ведущего - «наблюдатель». Затем педагог называет слово, а дети поднимают карточку с цифрой, соответствующей количеству звуков в данном слове. (Подбор слов может быть как произвольным, так и тематическим.) За неверные ответы «наблюдатель» раздает ученикам штрафные фишки. За каждую фишку по окончании игры необходимо выполнить то или иное задание.
Найди «вкусное» слово
Педагог говорит: «Мы сегодня будем отмечать день рождения куклы Наташи. Накроем стол к чаю, поставим побольше лакомств. Но, выбирая лакомства, помните, что их названия должны состоять только из двух или трех слогов».
Дети предлагают двухсложные и трехсложные слова - названия разных сладких блюд. Повторять то, что названо другими, нельзя.
Победителем игры считается ученик, назвавший слово-угощение последним.
Кто в каком домике будет жить?
Игру можно провести в форме соревнования команд. Перед началом игры педагог рисует на доске три домика, в которых будут жить разные животные. В первом домике - те, названия которых состоят из одного слога, во втором - из двух слогов, в третьем - из трех. Каждое названное командой животное обозначается условным значком в соответствующем домике. Дважды повторять названия животных нельзя.
Выигрывает та команда, которая придумает правильно и больше других слов-названий животных.
Цветочный магазин
Игровой материал - открытки с изображением цветов, которые выставляются на наборном полотне. Это «цветочный магазин», а цветные фишки в руках у детей - это «деньги». Педагог объясняет, что каждый может купить для себя цветы, только необходимо правильно рассчитаться с продавцом (его роль исполняет сам педагог или кто-то из детей, т. е. отдать за каждый цветок столько фишек «монет», сколько слогов в слове - названии цветка. Покупать цветы нужно по очереди. Выигрывает тот, кому удастся «купить» наибольшее количество цветов.
Слог - шаг
Ведущий (педагог или кто-то из детей) дает каждому игроку задание: «Сделай два шага вперед!», «Сделай три шага вперед!», «Сделай шаг вперед!». Игрок доложен подобрать слово, в котором столько слогов, сколько шагов ему предложено сделать, и четко произнести его по слогам так, чтобы каждому шагу соответствовал один слог.
Игровой жетон вручается правильно «прошагавшему» слово.
Продолжай!
У педагога в руках мяч. Произнеся какой-либо слог, он бросает мяч одному из игроков и говорит: «Продолжай!». Получивший мяч называет следующий слог так, чтобы получилось целое слово. Затем уже он, называя начало слова - первый слог, бросает мяч другому игроку и т. д.
Игрок, замешкавшийся с ответом или ответивший неправильно, платит фант.
Найди свой круг
На перемене или на прогулке педагог предлагает детям начертить три круга. В первый круг становятся те дети, в именах которых ударение падает на первый слог, во второй - те, в именах которых ударение на втором слоге, в третий - ударение на третьем слоге.
Педагог предлагает подумать, как можно изменить имена, чтобы дети могли перейти из одного круга в другой (Люда - Людмила, Галя - Галина, Саша - Александр и т. д.).
Победителем называется тот, кто смог предложить большее число вариантов изменения своего имени и неоднократно побывать в разных кругах.
Кто быстрее?
На доске в два-три столбика написаны слова (по количеству рядов-команд).
Игроки каждой команды по одному выходят к доске и в своем столбике напротив каждого слова отмечают цифрой количество слогов. За каждый правильный ответ команда получает очко. Дополнительные очки могут насчитываться за найденные у соперников ошибки.
Пол словечка за тобой!
Педагог, обращаясь по порядку к каждому ребёнку, произносит первый слог двухсложного слова. Ученик должен его закончить, назвав второй слог. Если он не может подобрать слово, то выбывает из игры, а слово заканчивает другой игрок. Назвав два или более словам, начинающихся данным слогом, он может выручить выбывшего из игры товарища и снова ввести его в игру.
Выигрывает тот, кто больше всех выручил друзей.
Составь слово
Дети составляют слова из предложенных педагогом слогов. Слоги могут быть представлены, например, в виде шаров или цветов, которые надо собрать в один пучок или букет.
Путаница
Создается игровая ситуация - Буратино неправильно составил из слогов слова, например:
ба-ры. ва-со, за-ко, ба-со-ка, ро-во-на и т. д.
Детям предлагается исправить ошибки и правильно составить слова из предложенных слогов.
Выигрывает тот, кто предложит большее число правильных вариантов составления слов.
Сложи имена
У каждого игрока - конверт с набором слогов: Ва, Све, Ге, То, Пе, Лю, Ро, Са, ля, та, на, ня, тя, ба, ма, ша.
Каждый игрок составляет из слогов, находящихся в его конверте, имена детей. Детям следует напомнить, что слог, начинающийся с большой (прописной) буквы, ставится в начале слова. Выигрывает тот, кто первым и без ошибок составит из имеющихся у него слогов имена.
Слоговая цепочка
Начиная игру, педагог записывает на доске двухсложное слово по слогам (например, ок-но). Далее игроки по очереди подбирают слова так, чтобы каждое слово начиналось с последнего слога предыдущего (ок-но;-но, но-ра, ра-на, на-вес.). Выигравшим считается тот, кто последним закончил цепочку и больше всех назвал слов.
Найди картинку к схеме
Ведущий предлагает детям установить соответствие между словами названиями предметов, изображенных на картинках, и соответствующими схемами слов. Это игровое задание может быть предложено детям как фронтально, так и индивидуально. По окончании игры подводится итог – кто точнее и быстрее всех установил соответствие схем и карти