Лениза Литвин
Дидактические игры как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста
Проблема экологического воспитания в наше время весьма актуальна. В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и знаний о природе. Природное окружение представляет собой большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования экологической культуры, что влияет на развитие их нравственных, патриотических чувств и интеллектуальных способностей.
Публикация «Дидактические игры как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста – приоритетное направление дошкольного образования. Так как в наше время экологическая ситуация нестабильна, а мир буквально находится на грани экологической катастрофы, то особо остро стоит вопрос о формировании экологической культуры детей дошкольного возраста. Главной задачей для педагога является научить детей любить и беречь природу, учить детей бережно распоряжаться богатствами природы, воспитывать экологическую культуру, а так же воспитать защитников природы.
Экология – наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Экологическая культура – полностью устоявшиеся взгляды бережного отношения к окружающему миру, которые отражаются в мыслях и действиях каждого человека. Экологическое образование – непрерывный процесс обучения и воспитания, который направленный на усвоение, систематизацию знаний об окружающей среде, приобретение умений и навыков природоохранной деятельности и формирование общей экологической культуры. Задачами экологического образования детей в дошкольных учреждениях являются: - обучение знаниям о взаимосвязи природы, общества и человека; - формирование у дошкольников практических умений по разрешению экологических проблем; - ценностная ориентация, мотивы, потребности и установка на активную деятельность дошкольников по охране окружающей среды; - развитие способности анализировать экологические ситуации; - развитие способности оценивать эстетическое состояние природы. Дидактические игры – разновидность игр с правилами, направленные на обучения и воспитания детей.
Игра - проявление его естественной потребности в деятельности, в которой он познает окружающую действительность. Для ребенка игра является свободной и самопроизвольной творческой деятельностью, полной реальных и жизненно важных переживаний.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Игра в дошкольном возрасте – ведущий вид деятельности детей. Игра пронизывает всю жизнь ребенка, а так же является одним из главных источников обширной информации, методом обучения и воспитания детей. С её помощью создаются условия для всестороннего развития ребёнка.
Основными структурными компонентами дидактической игры являются :
- дидактическая задача;
- игровая задача;
- игровые действия; - правила игры;
- результат (подведение итогов).
Дидактическая игра необходима ребенку:
- для создания и поддержания интереса к какому-либо предмету;
- для стимулирования деятельности ребенка (мотивация);
- для развития всех познавательных процессов (мышления, воображения, памяти, наблюдательности, восприятия, сообразительности).
Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в дидактических играх. Дидактическая игра является доступным средством формирования интереса дошкольников к экологии. Именно поэтому воспитатель на занятиях по экологии часто использует именно дидактические игры, которые в свою очередь воспитывают любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. Дидактические игры используем на занятиях в качестве его составной части или вместо нее, а также в часы детского досуга. В целях экологического образования на территории детского сада созданы различные экологические зоны, такие как экологическая тропа, где с детьми проводятся комплексные занятия, игры, а так же организуется практическая и исследовательская деятельность детей. Экологическое образование детей дошкольного возраста необходимо строить на игровой основе с большим включением в педагогический процесс разных видов игр.
Существуют разные виды игр, характерных для детского возраста и включённых в процесс экологического образования детей. Это подвижные игры (игры с правилами, дидактические игры, игры-драматизации, конструктивные игры, игровые обучающие ситуации. Особое значение для развития детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют творческие или ролевые игры.
Дидактическая игра экологического характера способствует:
- развитию познавательных способностей ребенка, получению новых знаний, их обобщению и закреплению, в процессе игры дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных, а так же игры способствуют развитию памяти, внимания и наблюдательности;
- обогащению чувственного опыта ребенка, вызывают определенное эмоциональное отношение к природе;
- развитию речи детей : пополняется и активизируется словарь, развивается связная речь, развивается фонематический слух;
- социально-нравственному развитию дошкольника (происходит познание взаимоотношений между людьми и природой);
- художественно-эстетическому воспитанию - происходит развитие творческой фантазии. Усвоение дошкольником необходимых знаний о природе при помощи игры, никак не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологические знания непременно войдут в их самостоятельную деятельность и игру.
Таким образом, можно сделать вывод, о необходимости использования дидактических игр как средства экологического воспитания детей дошкольного возраста. Так как они способствуют воспитанию эмоциональной отзывчивости, формированию умений и желаний активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.