Получи документы

Дидактические игры как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Наталия Снопкова
Дидактические игры как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 234»

1 слайд

«Дидактическая игра, как средство развития связанной речи детей старшего дошкольного возраста».

2 слайд

Разрешите представить Вашему вниманию компьютерную презентацию моих практических достижений.

3 слайд

Публикация «Дидактические игры как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Тема моей презентации: «Дидактическая игра, как средство развития связанной речи у детей старшего дошкольного возраста».

4 слайд:

Методическую основу и теоретическую базу моего опыта составляют работы Л. С. Выгодского, А. И Никифорова, Л. И. Божовича, И. В. Вачкива, которые изучали аспекты развития связанной речи детей в дидактических играх. Изучив методическую литературу, познакомившись с историей работ над этой темой, с системой работы педагогов. Решила внедрить инновационную технологию развития связанной речи у детей старшего дошкольного возраста в свою деятельность. При работе над этой темой я опиралась на опыт педагогов ДОУ района, в сетевых педагогических сообществах. Изучала особенности развития связанной речи у старших дошкольников и личностно- ориентированной технологий.

Подбирала методическое сопровождение, методическую литературу, эффективные формы развития связанной речи у старших дошкольников в дидактических играх.

И сама делюсь опытом работы с педагогами детского сада, с коллегами других детских садов в профессиональных сообществах.

5 слайд

Актуальность темы заключается в необходимости развития речи детей дошкольного возраста. Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления

6 слайд

Исследователи отмечают, что формирование связности речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание, являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников. Речь представляет собой сложную психологическую деятельность, в основе которой лежит практическое владение детьми данным языком, как средством общения и как средством выражения мысли.

Ученые говорят, что развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста направлено на достижение целей развивающего, познавательного, воспитательного и учебного аспектов.

Развивающий аспект.

Целенаправленному формированию и развитию подлежат :

- речевые способности (чувство языка; способность к догадке, к логическому изложению; способность к использованию речи как средству разностороннего анализа предметов, явлений и ситуаций действительности, их синтеза, объединение в группы и классы);

-коммуникативные способности (способность к сотрудничеству, к диалогу; способность к выражению собственной позиции; способность к сопереживанию, эмоциональность);

-психические функции, связанные с речевой деятельностью (устойчивое произвольное внимание; память во, всех её видах; слуховое и зрительное восприятие; творческое воображение; осмысленное, целенаправленное, продуктивное мышление);

- такие черты характера, как трудолюбие, воля, активность, самостоятельность.

Познавательный аспект.

Задачами данного аспекта являются:

- формирование представлений о нормах поведения, характере общения между людьми; о различных формах этикета;

- формирование представлений о правилах дорожного движения и поведения на улице и в общественном транспорте;

- знакомство с истоками русской культуры и культуры других народов на основе наиболее известных народных сказок;

- знакомство с произведениями детских поэтов и писателей.

Воспитательный аспект.

Задачами данного аспекта являются:

-воспитание чувства дружбы, товарищества, стремление прийти на помощь в трудной ситуации;

- воспитание любви, уважения и привязанности к родителям, благодарности за их заботу;

- воспитание заботливого отношения к младшим;

- воспитание чувства справедливости, собственного достоинства;

- воспитание чувства долга и ответственности за свои слова и поступки;

- воспитание положительного отношения к труду и потребности в труде;

- воспитание чувства прекрасного, стремления к красоте;

- воспитание бережного отношения к живой и неживой природе;

- формирование навыков культурного поведения.

Учебный аспект.

Задачами данного аспекта являются:

- формирование элементарных навыков аудирования и говорения;

- практическое овладение определённым лексическим запасом;

- обучение рассказыванию, пересказу, составлению небольших текстов;

- практическое овладение наиболее употребительными грамматическими явлениями русского языка.

7 слайд

Целью моей работы является: показать особенности и возможности использования дидактических игр и упражнений для развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения данной цели я определила ряд задач. Они представлены на слайде.

Задачи:

1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования

2. Провести диагностику и определить уровни развития связной речи детей.

3. Подобрать и систематизировать дидактические игры и упражнения для развития связной речи детей в старшей группе дошкольного учреждения.

4. Разработать рекомендации для педагогов по использованию дидактических игр для развития связной речи детей.

8 слайд

Педагогической идеей моей деятельности является то, что игра в дошкольном возрасте – ведущая деятельность детей.

Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощью создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка.

Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение.

9 слайд. Деятельный аспект.

Свою работу я строила поэтапно. Этапы представлены на слайде.

Изучив и проанализировав проблему, подобрала литературу, изучила особенности и интересы детей своей группы, так как дети- это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями в организации любой деятельности.

С учетом учебного плана работы детского сада, а также на основании значимых событий в ближайшем социальном окружении, составила примерный план дидактических игр, произвела классификацию игр. Получившаяся система и легла в основу планирования моей работы.

10 слайд Свою работу я разбила на несколько этапов:

1 этап Подготовительный этап состоял в изучение литературы, подборе дидактических игр для развития связной речи у старших дошкольников, оценке развивающей предметно-пространственной среды группы (познавательное развитие). Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Если участник игры не обладает знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

2 этап- Основной - систематизация дидактических игр, разработка и диагностика развития связной речи. Систематизация и подбор игр представлены на слайде.

Для аналитической обработки результатов педагогического наблюдения и получения количественных показателей были выделены следующие виды дидактических игр : они представлены на 11 слайде

12 слайд Особое место в дидактических играх занимают словесные игры.

Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом.

Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

Игры – предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости.

Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов.

Игры с предметами или игрушками. Направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения.

Словесные игры. Для развития слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также для развития связной и диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли.

Настольно-печатные. Используются как наглядное пособие направленные на развитие зрительной памяти и внимания.

Обязательными атрибутами в игровом процессе являются обучающие и воспитывающие задачи, четкие правила и точная последовательность действий. Игровые действия умение обговорить правила, дейстия и результат - основа игры.

13слайд

2 этап Основной этап работы. Для изучения уровня сформированости познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, использовала метод педагогического наблюдения. На первом этапе была проведена первичная педагогическая диагностика.

В результате использования метода педагогического наблюдения, выяснила устойчивость интереса к игре и общению с взрослым и сверстниками. В связанной речи - наличием вопросов, коммуникации во время игры, культурой общения, форсированностью эмоционально- волевой сферы: умение длительно и сосредоточенно работать, умение преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца. Проявлять настойчивость в желании овладеть знаниям, проявления позитивного отношения к поисковой деятельности и интеллектуальных эмоций умению подбирать правильные формулировки для вопросов и взрослому и детям.

У 20% детей связанная речь находится на стадии формирования. Эти дети не проявляют инициативы и самостоятельности выборе игр, утрачивают к ним интерес при затруднении и проявляют отрицательные эмоции (ограничении, раздражении, не задают познавательных вопросов, нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показ способов выполнения (образца, в помощи взрослого.

У 5 % детей желание и самостоятельность в выборе игр частично сформированы. Эти дети, испытывая трудности, обращаются за помощью к воспитателю. Задают вопросы, для уточнения задания, и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к игре и общению со взрослым, уточняющими и сложными предложениями.

И у 1% детей имеют высокий уровень сформированности. В случае затруднения, дети не отвлекаются,проявляют упрямство и настойчивость в достижении результата, которые приносят им удовлетворение, радость, гордость, поощрение взрослого за доведенную до конца игру. Далее была сформирована система дидактических игр, которые представлены на 14 слайде.

На 15 и 16 слайдах можно увидеть разнообразие форм и методов,использованных при работе над связанной речи детей

17 слайд

На всем протяжении проекта по данной теме работа велась через разные виды взаимодействий и поддержки, консультаций:

- работа ООД, самостоятельная деятельность, совместная деятельность, как с педагогами ДОУ, так и с родителями.

18 слайд

По окончанию работы проведена итоговая диагностика уровня сформированности связанной речи у 23 детей, по тем же критерием и показателям, что и входящая диагностика.

В результате было установлено:

Навыки сформированы у 15 детей, 57,5%

Не достаточно сформировано у 8 детей 31 %

Не сформировыны у 3 детей (часто болеющих, домашних детей) 11,5%

Сравнительный анализ показал положительную динамику развития именно связанной речи. Дети проявляют, благодаря дидактическим играм, познавательный интерес в других областях, пытаясь найти ответы на свои вопросы. Речь стала грамотной, связанной и уверенной. Дети умеют доказывать свою точку зрения, спорить и возражать как взрослому, так и другу.

19 слайд

Дети начали высказываться в повествовательном типе на основе использования игрушек, серии сюжетных картинок в ситуациях общения детей друг с другом, педагогом.

Используют в текстах разнообразные виды связей, их речь становится связной, интересной для слушателей.

Дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях.

Овладение навыками звуко- слогового анализа имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя, а также для умения произносить слова сложной слоговой структуры. Поэтому очень важно начинать обучение звуковому анализу на основе одновременного изучения звука и его графического изображения- буквы, в результате в сознании детей образовывается стойкая взаимосвязь между произносимым звуком и буквой.

20 слайд Перспективы работы

Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях.

Используя рекомендации известных педагогов О. С. Ушаковой,

Г. А. Тумаковой, можно развить у детей дошкольного возраста тягу к словотворчеству, к игре со словом, благодаря которой они успешно овладеют родной речью. Дети начали высказываться в повествовательном типе на основе использования игрушек, серии сюжетных картинок в ситуациях общения детей друг с другом, педагогом.

Ребята стараются подбирать точные, доступные для окружающих слова и фразы, выражающие их замысел, соответствующие содержанию текста.

Игровая форма обучения сделала его привлекательным для ребёнка и более результативным.

Заключение.

Таким образом, работа показала, что дети старшего дошкольного возраста способны создать высказывание повествовательного типа в ходе специального обучения на основе использования игрушек, серии сюжетных картинок в ситуациях общения детей друг с другом, педагогом. При этом дети используют в текстах разнообразные виды связей. Совершенствуется синтаксический строй речи дошкольников, они чаще включают разнообразные синтаксические конструкции. И именно тогда, когда педагог обращается за помощью к детям, предлагает рассказать для сверстников, привлекает их к отбору более красивых, лучших высказываний. Их речь становится связной, интересной для слушателей. Дети стараются подбирать точные, доступные для окружающих слова и фразы, выражающие их замысел, соответствующие содержанию текста. Игровая форма обучения сделала его привлекательным для ребёнка и более результативным.

Список использованной литературы и источников.

Алексеева М. М., Ушакова О. С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. - М, 2008. - с. 27-43.

Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. - М. : Издательский центр "Академия", 2009. – 400 с.

Арушанова А. Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А. М. Шахнарович. - М. : Институт национальных проблем образования МОРФ, 2008. - с. 4-16.

Баряева Л. Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. – С-Пб. : Изд-во ПГПУ им. А. И. Герцена; Изд-во «Союз» 2009. – 138 с.

Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 2010. – 213 с.

Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду : Пособие для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 1985. – 160 с.

Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М. : Просвещение, 2009. - 255 с.

Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. - М. : Просвещение, 2009. - 102 с.

Воспитание детей в игре /Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – М. : Просвещение, 2008. – 136 с.

Выгодский Л. С. Вопросы детской психологии. – С-Пб: Союз, 2009. – 312 с.

Выгодский Л. И. Из записок конспекта к лекциям по психологии детей дошкольного возраста // Д. Б. Элькомин. Психология игры. – М. : Просвещение, 2009. – 398 с.

Выгодский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 2006 - № 6. – с. 62 – 76.

Выгодский Л. С. Собрание сочинений. Т. 5. - М. : Педагогика, 2003. – 136 с.

Гербова В. В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание - 2010. - N 1. - с. 18-23.

Гербова В. В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2011. - N 9. - с. 28-34.

Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. - М. : Просвещение, 2011. - 143с.

Диагностика умственного развития дошкольников /Под ред. Л. А. Венгера, В. М. Хомловской. - М. : Педагогика, 2009. – 312 с.

Елкина Н. В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста. : Автореф. дис. … канд. пед. наук. - М, 2008. – 107 с.

Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М. : Издательский центр «Академия», 2010. – 132 с.

Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. – М. :Педагогика, 1974. – 256с.

Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики – 4-е изд. – М. : Изд. МГУ, 2009. – 485 с.

Лямина Г. М. Формирование речевой деятельности (средний дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. - 2011. - N 9. - с. 49-55.

Радуга: Прогр. и руководство для воспитателей сред. группы дет. сада/ Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик, и др. ; Сост. Т. Н. Доронова. - М. : Просвещение, 2008. – 208 с.

Рубинштейн С. Л. Развитие связной речи. //Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. / Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. -М. :Издательский центр «Академия», 1999.-560с.

Тихеева Е. И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф. А. Сохина. - М. : Просвещение, 2011. - 159 с.

Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по дошкольной психологии. - М. : Изд. «Просвещение», 1998. - 254 с.

Ушакова О. С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2012. - N 11. - с. 8-12.

Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. - М. : ООО «Издательство ACT», 2000. - 464 с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Консультация для родителей «Двигательная активность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Двигательная активность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, мы наблюдаем отставание в развитии двигательных функций. Это проявляется в виде недостаточной.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Проект «Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»Проект «Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Актуальность Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Театрализованные игры как средство развития речи детей дошкольного возрастаТеатрализованные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста Театрализованная игра- является на мой взгляд самым лучшим способом для развития речи детей. Здесь дети не только развивают речь, мышление,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 30 марта 2022 в 13:26
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические игры как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Снопкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД