Наталия Снопкова
Дидактические игры как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 234»
1 слайд
«Дидактическая игра, как средство развития связанной речи детей старшего дошкольного возраста».
2 слайд
Разрешите представить Вашему вниманию компьютерную презентацию моих практических достижений.
3 слайд
Публикация «Дидактические игры как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Тема моей презентации: «Дидактическая игра, как средство развития связанной речи у детей старшего дошкольного возраста».
4 слайд:
Методическую основу и теоретическую базу моего опыта составляют работы Л. С. Выгодского, А. И Никифорова, Л. И. Божовича, И. В. Вачкива, которые изучали аспекты развития связанной речи детей в дидактических играх. Изучив методическую литературу, познакомившись с историей работ над этой темой, с системой работы педагогов. Решила внедрить инновационную технологию развития связанной речи у детей старшего дошкольного возраста в свою деятельность. При работе над этой темой я опиралась на опыт педагогов ДОУ района, в сетевых педагогических сообществах. Изучала особенности развития связанной речи у старших дошкольников и личностно- ориентированной технологий.
Подбирала методическое сопровождение, методическую литературу, эффективные формы развития связанной речи у старших дошкольников в дидактических играх.
И сама делюсь опытом работы с педагогами детского сада, с коллегами других детских садов в профессиональных сообществах.
5 слайд
Актуальность темы заключается в необходимости развития речи детей дошкольного возраста. Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления
6 слайд
Исследователи отмечают, что формирование связности речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание, являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников. Речь представляет собой сложную психологическую деятельность, в основе которой лежит практическое владение детьми данным языком, как средством общения и как средством выражения мысли.
Ученые говорят, что развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста направлено на достижение целей развивающего, познавательного, воспитательного и учебного аспектов.
Развивающий аспект.
Целенаправленному формированию и развитию подлежат :
- речевые способности (чувство языка; способность к догадке, к логическому изложению; способность к использованию речи как средству разностороннего анализа предметов, явлений и ситуаций действительности, их синтеза, объединение в группы и классы);
-коммуникативные способности (способность к сотрудничеству, к диалогу; способность к выражению собственной позиции; способность к сопереживанию, эмоциональность);
-психические функции, связанные с речевой деятельностью (устойчивое произвольное внимание; память во, всех её видах; слуховое и зрительное восприятие; творческое воображение; осмысленное, целенаправленное, продуктивное мышление);
- такие черты характера, как трудолюбие, воля, активность, самостоятельность.
Познавательный аспект.
Задачами данного аспекта являются:
- формирование представлений о нормах поведения, характере общения между людьми; о различных формах этикета;
- формирование представлений о правилах дорожного движения и поведения на улице и в общественном транспорте;
- знакомство с истоками русской культуры и культуры других народов на основе наиболее известных народных сказок;
- знакомство с произведениями детских поэтов и писателей.
Воспитательный аспект.
Задачами данного аспекта являются:
-воспитание чувства дружбы, товарищества, стремление прийти на помощь в трудной ситуации;
- воспитание любви, уважения и привязанности к родителям, благодарности за их заботу;
- воспитание заботливого отношения к младшим;
- воспитание чувства справедливости, собственного достоинства;
- воспитание чувства долга и ответственности за свои слова и поступки;
- воспитание положительного отношения к труду и потребности в труде;
- воспитание чувства прекрасного, стремления к красоте;
- воспитание бережного отношения к живой и неживой природе;
- формирование навыков культурного поведения.
Учебный аспект.
Задачами данного аспекта являются:
- формирование элементарных навыков аудирования и говорения;
- практическое овладение определённым лексическим запасом;
- обучение рассказыванию, пересказу, составлению небольших текстов;
- практическое овладение наиболее употребительными грамматическими явлениями русского языка.
7 слайд
Целью моей работы является: показать особенности и возможности использования дидактических игр и упражнений для развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения данной цели я определила ряд задач. Они представлены на слайде.
Задачи:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования
2. Провести диагностику и определить уровни развития связной речи детей.
3. Подобрать и систематизировать дидактические игры и упражнения для развития связной речи детей в старшей группе дошкольного учреждения.
4. Разработать рекомендации для педагогов по использованию дидактических игр для развития связной речи детей.
8 слайд
Педагогической идеей моей деятельности является то, что игра в дошкольном возрасте – ведущая деятельность детей.
Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощью создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка.
Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение.
9 слайд. Деятельный аспект.
Свою работу я строила поэтапно. Этапы представлены на слайде.
Изучив и проанализировав проблему, подобрала литературу, изучила особенности и интересы детей своей группы, так как дети- это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями в организации любой деятельности.
С учетом учебного плана работы детского сада, а также на основании значимых событий в ближайшем социальном окружении, составила примерный план дидактических игр, произвела классификацию игр. Получившаяся система и легла в основу планирования моей работы.
10 слайд Свою работу я разбила на несколько этапов:
1 этап Подготовительный этап состоял в изучение литературы, подборе дидактических игр для развития связной речи у старших дошкольников, оценке развивающей предметно-пространственной среды группы (познавательное развитие). Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Если участник игры не обладает знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.
2 этап- Основной - систематизация дидактических игр, разработка и диагностика развития связной речи. Систематизация и подбор игр представлены на слайде.
Для аналитической обработки результатов педагогического наблюдения и получения количественных показателей были выделены следующие виды дидактических игр : они представлены на 11 слайде
12 слайд Особое место в дидактических играх занимают словесные игры.
Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом.
Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.
Игры – предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости.
Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов.
Игры с предметами или игрушками. Направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения.
Словесные игры. Для развития слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также для развития связной и диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли.
Настольно-печатные. Используются как наглядное пособие направленные на развитие зрительной памяти и внимания.
Обязательными атрибутами в игровом процессе являются обучающие и воспитывающие задачи, четкие правила и точная последовательность действий. Игровые действия умение обговорить правила, дейстия и результат - основа игры.
13слайд
2 этап Основной этап работы. Для изучения уровня сформированости познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, использовала метод педагогического наблюдения. На первом этапе была проведена первичная педагогическая диагностика.
В результате использования метода педагогического наблюдения, выяснила устойчивость интереса к игре и общению с взрослым и сверстниками. В связанной речи - наличием вопросов, коммуникации во время игры, культурой общения, форсированностью эмоционально- волевой сферы: умение длительно и сосредоточенно работать, умение преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца. Проявлять настойчивость в желании овладеть знаниям, проявления позитивного отношения к поисковой деятельности и интеллектуальных эмоций умению подбирать правильные формулировки для вопросов и взрослому и детям.
У 20% детей связанная речь находится на стадии формирования. Эти дети не проявляют инициативы и самостоятельности выборе игр, утрачивают к ним интерес при затруднении и проявляют отрицательные эмоции (ограничении, раздражении, не задают познавательных вопросов, нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показ способов выполнения (образца, в помощи взрослого.
У 5 % детей желание и самостоятельность в выборе игр частично сформированы. Эти дети, испытывая трудности, обращаются за помощью к воспитателю. Задают вопросы, для уточнения задания, и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к игре и общению со взрослым, уточняющими и сложными предложениями.
И у 1% детей имеют высокий уровень сформированности. В случае затруднения, дети не отвлекаются,проявляют упрямство и настойчивость в достижении результата, которые приносят им удовлетворение, радость, гордость, поощрение взрослого за доведенную до конца игру. Далее была сформирована система дидактических игр, которые представлены на 14 слайде.
На 15 и 16 слайдах можно увидеть разнообразие форм и методов,использованных при работе над связанной речи детей
17 слайд
На всем протяжении проекта по данной теме работа велась через разные виды взаимодействий и поддержки, консультаций:
- работа ООД, самостоятельная деятельность, совместная деятельность, как с педагогами ДОУ, так и с родителями.
18 слайд
По окончанию работы проведена итоговая диагностика уровня сформированности связанной речи у 23 детей, по тем же критерием и показателям, что и входящая диагностика.
В результате было установлено:
Навыки сформированы у 15 детей, 57,5%
Не достаточно сформировано у 8 детей 31 %
Не сформировыны у 3 детей (часто болеющих, домашних детей) 11,5%
Сравнительный анализ показал положительную динамику развития именно связанной речи. Дети проявляют, благодаря дидактическим играм, познавательный интерес в других областях, пытаясь найти ответы на свои вопросы. Речь стала грамотной, связанной и уверенной. Дети умеют доказывать свою точку зрения, спорить и возражать как взрослому, так и другу.
19 слайд
Дети начали высказываться в повествовательном типе на основе использования игрушек, серии сюжетных картинок в ситуациях общения детей друг с другом, педагогом.
Используют в текстах разнообразные виды связей, их речь становится связной, интересной для слушателей.
Дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях.
Овладение навыками звуко- слогового анализа имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя, а также для умения произносить слова сложной слоговой структуры. Поэтому очень важно начинать обучение звуковому анализу на основе одновременного изучения звука и его графического изображения- буквы, в результате в сознании детей образовывается стойкая взаимосвязь между произносимым звуком и буквой.
20 слайд Перспективы работы
Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях.
Используя рекомендации известных педагогов О. С. Ушаковой,
Г. А. Тумаковой, можно развить у детей дошкольного возраста тягу к словотворчеству, к игре со словом, благодаря которой они успешно овладеют родной речью. Дети начали высказываться в повествовательном типе на основе использования игрушек, серии сюжетных картинок в ситуациях общения детей друг с другом, педагогом.
Ребята стараются подбирать точные, доступные для окружающих слова и фразы, выражающие их замысел, соответствующие содержанию текста.
Игровая форма обучения сделала его привлекательным для ребёнка и более результативным.
Заключение.
Таким образом, работа показала, что дети старшего дошкольного возраста способны создать высказывание повествовательного типа в ходе специального обучения на основе использования игрушек, серии сюжетных картинок в ситуациях общения детей друг с другом, педагогом. При этом дети используют в текстах разнообразные виды связей. Совершенствуется синтаксический строй речи дошкольников, они чаще включают разнообразные синтаксические конструкции. И именно тогда, когда педагог обращается за помощью к детям, предлагает рассказать для сверстников, привлекает их к отбору более красивых, лучших высказываний. Их речь становится связной, интересной для слушателей. Дети стараются подбирать точные, доступные для окружающих слова и фразы, выражающие их замысел, соответствующие содержанию текста. Игровая форма обучения сделала его привлекательным для ребёнка и более результативным.
Список использованной литературы и источников.
Алексеева М. М., Ушакова О. С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. - М, 2008. - с. 27-43.
Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. - М. : Издательский центр "Академия", 2009. – 400 с.
Арушанова А. Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А. М. Шахнарович. - М. : Институт национальных проблем образования МОРФ, 2008. - с. 4-16.
Баряева Л. Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. – С-Пб. : Изд-во ПГПУ им. А. И. Герцена; Изд-во «Союз» 2009. – 138 с.
Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 2010. – 213 с.
Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду : Пособие для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 1985. – 160 с.
Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М. : Просвещение, 2009. - 255 с.
Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. - М. : Просвещение, 2009. - 102 с.
Воспитание детей в игре /Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – М. : Просвещение, 2008. – 136 с.
Выгодский Л. С. Вопросы детской психологии. – С-Пб: Союз, 2009. – 312 с.
Выгодский Л. И. Из записок конспекта к лекциям по психологии детей дошкольного возраста // Д. Б. Элькомин. Психология игры. – М. : Просвещение, 2009. – 398 с.
Выгодский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 2006 - № 6. – с. 62 – 76.
Выгодский Л. С. Собрание сочинений. Т. 5. - М. : Педагогика, 2003. – 136 с.
Гербова В. В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание - 2010. - N 1. - с. 18-23.
Гербова В. В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2011. - N 9. - с. 28-34.
Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. - М. : Просвещение, 2011. - 143с.
Диагностика умственного развития дошкольников /Под ред. Л. А. Венгера, В. М. Хомловской. - М. : Педагогика, 2009. – 312 с.
Елкина Н. В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста. : Автореф. дис. … канд. пед. наук. - М, 2008. – 107 с.
Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М. : Издательский центр «Академия», 2010. – 132 с.
Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. – М. :Педагогика, 1974. – 256с.
Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики – 4-е изд. – М. : Изд. МГУ, 2009. – 485 с.
Лямина Г. М. Формирование речевой деятельности (средний дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. - 2011. - N 9. - с. 49-55.
Радуга: Прогр. и руководство для воспитателей сред. группы дет. сада/ Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик, и др. ; Сост. Т. Н. Доронова. - М. : Просвещение, 2008. – 208 с.
Рубинштейн С. Л. Развитие связной речи. //Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. / Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. -М. :Издательский центр «Академия», 1999.-560с.
Тихеева Е. И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф. А. Сохина. - М. : Просвещение, 2011. - 159 с.
Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по дошкольной психологии. - М. : Изд. «Просвещение», 1998. - 254 с.
Ушакова О. С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2012. - N 11. - с. 8-12.
Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. - М. : ООО «Издательство ACT», 2000. - 464 с.