МААМ-картинки

Дидактические игры как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста

Екатерина Скороходова
Дидактические игры как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

По мнению педагогов, ученых –игра является важнейшим источником развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особой формой моделирования им отношений между взрослыми, фиксируемых в правилах определенных ролей. Взяв на себя выполнение той или иной роли, ребёнок руководствуется ее правилами. Дидактическая игра широко используется педагогами как средство воспитания и обучения.

Публикация «Дидактические игры как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Дидактическая игра способствует, расширению представлений, закреплению и применению знаний, полученных на занятиях. Дидактическая игра делает процесс обучения более легким и занимательным: та или иная умственная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности.

Дидактическая игра создается в целях обучения и умственного развития. Практика показывает, чем в большей мере она сохраняет признаки игры, тем в большей мере она доставляет детям радость.

Игровой замысел является существенной стороной дидактической игры. Он вызывает живой интерес детей, возбуждает их активность, желание играть. Игровой замысел часто выражен в самом названии игры.

В частности, в игре «Волшебный мешочек» замысел игры заключается в том, чтобы, ощупав рукою игрушку, находящуюся в мешочке, ребенок назвал её и как можно подробно её описал.

Каждая дидактическая игра имеет правила, которые обусловлены содержанием игры, игровым замыслом и вместе с тем выполняют очень большую роль – они определяют характер и способ действий, организуют и направляют поведение, взаимоотношения детей в игре. Правила, используемые в дидактической игре, являются критерием правильности игровых действий. В свою очередь усвоение детьми правил игры и следование им, способствует воспитанию самостоятельности, возможности самоконтроля в игре.

При этом чем разнообразнее и богаче игровые действия, которые выполняют сами дети в игре, тем большее количество детей участвует в ней и тем интереснее сама игра. Игровые действия очень разнообразны: в играх маленьких детей они заключаются в перестановке, перекладывании, собирании предметов, их сравнении, подборе по цвету, величине, в раскладывании картинок, в подражательных движениях детей. Игровые действия старших детей сложнее : так как они требуют взаимной связи действий одних детей с другими, их последовательности, очередности.

Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры. Например, отгадывание загадок, выполнение поручений, игровых заданий, проявление смекалки является результатом игры и воспринимается детьми как достижение.

Также для воспитателя результат игры всегда является показателем успехов детей в усвоении знаний, в умственной деятельности, в характере взаимоотношений. Результат дидактической игры выражается в решении задачи и в том удовольствии, которое доставляет игра ее участникам.

Важно отметить то, что невозможной игру может сделать отсутствие содержания игры, игрового замысла, игровых действий и правил. Взаимоотношения воспитателя с детьми и детей между собой носят именно игровой характер. Именно это является своеобразием дидактической игры как игровой деятельности. Воспитатель является участником игры или ее организатором. Дети часто выполняют ту или иную роль, которая определена содержанием игры и обусловливает игровые действия.

Например, в игре «Магазин» познавательное содержание заключается в том, что дети–покупатели должны дать описание предмета, который они хотят купить, а дети–продавцы – уметь по описанию определить требуемую вещь. Игра служит для упражнения в наблюдательности, в пользовании связной речью. Игровые действия заключаются в наблюдении, рассматривании предмета, в описании, сравнении его с другими.

Игровые правила заключаются в том, что покупатель должен выбрать предмет, вежливо обратиться к продавцу, описать предмет, указать его качества, свойства, заплатить деньги. Продавцы должны внимательно слушать, не перебивать покупателя выбрать требуемый предмет.

Дидактическая игра является практической деятельностью, в которой дети используют знания, полученные на занятиях. В этом отношении роль дидактической игры заключается в том, что она создает жизненные условия для разнообразного применения знаний, для активизации умственной деятельности. При этом обнаруживаются ошибки и затруднения, испытываемые детьми. Воспитатель помогает их исправить и преодолеть.

Многие дидактические игры не вносят ничего нового в знания детей, но они учат детей применять знания в новых условиях или содержат умственную задачу, решение которой требует проявления разнообразных форм умственной деятельности. Например, детям уже известны признаки разных времен года, но в дидактической игре «Времена года» от детей требуется умение классифицировать те явления по времени года, то есть обобщить конкретные явления и определить обобщающим понятием – весна, лето, осень, зима.

В процессе дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер. Чтобы понять и принять замысел игры, усвоить игровые действия и правила, нужно активно выслушать и осмыслить предложение воспитателя, его объяснение.

При этом важно отметить, что задачи, поставленные игрой, требуют сосредоточения внимания, активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения.

Дидактическая игра является незаменимым средством в преодолении различных затруднений в умственной деятельности у отдельных детей.

Организуя индивидуальную дидактическую игру, воспитатель создает благоприятные условия индивидуального общения, выясняет причины отставания, многократно упражняет детей, поднимает уровень их развития.

Дидактические игры способствуют формированию правильных взаимоотношений между детьми: умению вместе играть, согласовывать свои интересы с интересами коллектива, помогать друг другу и радоваться успеху товарища. Игры создают возможность формирования положительных черт личности: честности, правдивости; упражняют детей в моральных поступках, помогают формированию морального опыта.

Дидактическая игра содействует также развитию инициативы. Многие игры типа лото, домино и другие по мере усвоения их детьми используются самостоятельно и оказывают благотворное влияние на развитие организаторских способностей. По содержанию наиболее частыми в дидактической игре являются правила, обязывающие детей :

– действовать по очереди,

– отвечать, когда спрашивают,

– не мешать другим в игре,

– выполнять правила,

– честно признаваться в ошибке и др.

При проведении дидактической игры педагог должен учитывать индивидуальные особенности детей : одному загадать трудную загадку, другому – легкую; застенчивого ребенка ободрить, плохо владеющего речью чаще привлекать к разговору, высказываниям, повторению правил и тем самым развивать его речь. Чтобы выполнить это требование, необходимо уже в процессе подготовки и продумывания игры наметить тех детей, на которых нужно обратить особое внимание: одних привлечь к активной роли, у других несколько сдержать их инициативу, чтобы они не подавляли других.

В ходе игры, которая развертывается обычно в живом темпе, педагог, особенно не очень опытный, замечает лишь наиболее бойких детей, а между тем он должен и детей застенчивых, робких привлечь к активному участию в игре. Руководство в ходе игры должно быть направляющим игру и взаимоотношения детей, но не навязчивым.

От воспитателя требуется умение начать игру, возбудить у детей интерес к игре, желание играть. Маленькие дети сами не могут провести дидактическую игру, они не могут реализовать замысел в игровые действия, придерживаться содержания, самостоятельно следовать правилам и руководствоваться ими. Воспитатель является зачинщиком и участником игры и может руководить игрой через роль, через правило, через «пробный ход».

При этом уже в самом начале игры, в сообщении замысла, содержания игры очень важны образность и краткость речи воспитателя, скупой и выразительный жест, чуткое внимание к детям.

В процессе игры большое значение имеет темп, ритм игры. Замедленный темп вызывает утомление, так как медленные игровые действия задерживают ход игры, вызывают длительные ожидания очереди.

Слишком быстрый темп возбуждает детей, вызывает суетливость, неотчетливость игровых действий, иногда споры. Воспитатель, участвуя в игре, устанавливает тот живой темп, который не вызывает торопливости и вместе с тем неутомителен для детей.

Публикации по теме:

Дидактические игры, как средство экологического образования детей дошкольного возраста «Дидактические игры как средство экологического образования детей дошкольного возраста» СЛАЙД №2 Всё хорошее в людях - из детства! Как.

Подвижные игры и упражнения как средство развития быстроты у детей старшего дошкольного возраста 1 слайд: Подвижные игры как средство развития быстроты у детей старшего дошкольного возраста. 2 слайд: Цель: создать условия по развитию.

Дидактические игры как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возрастаПроблема формирования познавательной.

Игры с пением как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Игры с пением как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Игра – самая близкая форма деятельности детей.

Игры с песком, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста Игры с песком как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста Лежал песок, Скучал песок Сто тысяч лет, наверно. Он был ужасно.

Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Характеристика видов детского конструирования и система обучения детей разным видам конструирования. Краткая характеристика стратегии организации.

Мастер-класс для родителей «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста»Мастер-класс для родителей «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста» Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста ТЕМА: Дидактические игры как средство сенсорного развития детей.

Многофункциональные дидактические кубики как средство речевого развития детей старшего дошкольного возрастаМногофункциональные дидактические кубики как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста Здравствуйте, уважаемые коллеги, друзья и гости моей странички! Представляю вашему вниманию опыт своей работы по использованию многофункциональных.

Словесно-дидактические игры как средство развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста Статья Словесно-дидактические игры как средство развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста. «Единственная настоящая роскошь.

Театрализованные игры как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста Театрализованные игры как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста Кириллова А. О., воспитатель;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 7 декабря 2018 в 12:53
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические игры как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Скороходова (УИ 283959) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД