Юлия Ведяничева
Методический семинар «Дидактическая игра как средство развития сенсорных эталонов у младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Дидактическая игра как средство развития сенсорных эталонов у младших дошкольников»
«Ум – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который необходимо зажечь».
Плутарх
Публикация «Методический семинар „Дидактическая игра как средство развития сенсорных эталонов у младших дошкольников“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. Идет обновление знаний во всех областях, растет поток информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать. В Российской Федерации одна из наиболее актуальных задач – модернизация системы дошкольного образования, которое является первой ступенью российской образовательной системы. Задача детского сада – обеспечить наиболее полное, всестороннее развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием, так как значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для его успешного обучения. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Фридрих Фребель, Мария Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Профессор Н. М. Щелованов не случайно называл дошкольный возраст «золотой порой» сенсорного воспитания, так как ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.
На основании исследований Н. Н. Поддъякова, В. Н. Аванесовой, Н. П. Сакулиной, А. П. Усовой и др. сложилась современная общая система сенсорного воспитания.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Насколько хорошо будет развит ребенок в дошкольном детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте.
В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета (образца, его структуры и строения. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине.
Освоение сенсорных эталонов не только значительно расширяет сферу познаваемых ребёнком свойств, но и позволяет отражать взаимосвязь между ними. Сенсорные эталоны - это представления о чувственно воспринимаемых свойствах объектов. Эти представления характеризуются обобщённостью, так как в них закреплены наиболее существенные главные качества. Осмысленность эталонов выражается в соответствующем названии - слове. Эталоны не существуют отдельно друг от друга, а образуют определённые системы.
В современной системе сенсорного воспитания наряду с учебными занятиями по формированию у дошкольников сенсорных эталонов определенное место отводится занятиям иного характера, которые проводятся в форме организованных дидактических игр. На занятиях такого рода сенсорные и умственные задачи воспитатель ставит перед детьми в игровой форме, связывает с игрой. Развитие восприятий и представлений ребенка, усвоение знаний и формирование умений происходит не в процессе учебной деятельности, а в ходе интересных игровых действий (прятания и поиска, отгадывания и загадывания, изображения различных жизненных ситуаций, соревнования в достижении результата).
Важное значение имеют и упражнения с дидактическими материалами и игрушками (с наборами геометрических фигур, сборно-разборными игрушками, вкладышами и др.). Эти упражнения, основанные на практических действиях каждого ребенка с деталями дидактических игрушек, материалов (собрать, разложить, составить целое из частей, вложить в отверстие соответствующей формы и др., позволяют совершенствовать сенсорный опыт ребенка, являются полезными для закрепления представлений о форме, величине, цвете предметов
Педагоги Пилюгина Э. Г., Зворыгина Е. В., Карпинская Н. С., Кононова И. М. Новоселова С. Л, Т. В. Башаева и др. разработали специальные занятия, дидактические игры, упражнения, способствующие сенсорному воспитанию детей.
Многие педагоги-практики предлагают познакомить детей с цветами радуги через художественное слово, поэты пишут стихотворения для детей, среди них есть такие авторы: А. Венгер «Цвета радуги», Л. Б. Дерягина «Сказка о том, как на свете появились краски», Н. Ефремова «Цветная страна»
В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка. Много таких дидактических игр представлено в работах отечественных исследователей и педагогов (Е. И. Тихеевой, Ф. И. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, А. И. Сорокина, Е. Ф. Иваницкой, Е. И. Удальцовой и др.)
Работая с детьми младшего дошкольного возраста (2-ая младшая группа, я обратила внимание на то, что дети приходят в детский сад, не имея чувственного опыта. У них плохо развиты не только сенсорные способности, но и мелкая моторика, глазомер. Они не знают цвет, форму, качества предмета.
Изучив различную литературу по данному вопросу, я поняла, что мне, как педагогу, необходимо помочь ребёнку освоиться с разнообразными ощущениями, научить осмысливать через них себя и окружающий мир, углубить знания о качествах предметов, окружающих его, научить отбирать и выделять более эффективные игровые действия, помогающие определить качество предмета. В помощь работе была сделана тематическая подборка статей из журналов "Дошкольное воспитание", "Ребенок в детском саду", "Обруч", содержащих идеи оформления сенсорного уголка. Это дало мне толчок к проявлению фантазии и творчества. Были использованы методические пособия «Первые шаги», «Самые маленькие», «Младший дошкольник в детском саду», материалы сети Интернет.
Результаты диагностики показали, что большинство воспитанников испытывают трудности в сенсорном развитии. Поэтому я решила уделять как можно больше внимания данной проблеме.
Целью моей работы стало: развитие сенсорных эталонов у младших дошкольников с помощью дидактических игр, создание оптимальных условий для развития сенсорных представлений детей в повседневной жизни.
Для достижения цели определила задачи:
1. Развитие детей, обогащение их сенсорного опыта путем выделения формы, цвета и величины предметов.
2. Упражнение детей в установлении сходства и различия между предметами.
3. Формирование у детей умения называть свойства предметов.
Данные задачи реализовывала через следующие формы работы:
- Создала условия в группе для обогащения зрительного сенсорного опыта детей в различных центрах активности.
- Разработала и использовала в совместной деятельности с детьми дидактические игры и упражнения, направленные на обогащение слухового, обонятельного, осязательного, тактильно-двигательного чувственного опыта детей.
- Привлекла родителей для совместного сотрудничества по обогащению сенсорного опыта детей через выполнение с ними различных видов заданий.
Малыши находятся в детском саду весь день, они растут, развиваются, активно общаются друг с другом и с окружающими их вещами, познают мир через физическое взаимодействие с предметами и людьми. Поэтому, я стараюсь организовать жизнь детей в группе так, чтобы они чувствовали комфорт, любовь взрослых, чтобы у них была потребность к познанию.
Потребовалось немало сил, необычных находок, чтобы создать в группе развивающую предметно-пространственную среду, которая бы обеспечивала накопление у детей чувственного опыта и в то же время соответствовала ФГОС ДО.
Своей яркостью, новизной, необычностью созданная среда побуждает детей исследовать её, действовать в ней, развивает инициативу и творчество.
Оценив, то, что предлагают психологи и педагоги, я разделила сенсорный уголок на несколько зон:
Зона для развития мелкой моторики;
Зона для восприятия формы и величины;
Зона для восприятия цвета;
Зона для восприятия звуков;
Зона для тактильных ощущений.
Наш сенсорный уголок мобильный, оборудование и игрушки расположены на полках в шкафах, но я могу менять их местоположение в зависимости от темы непосредственно образовательной деятельности и запланированных дидактических игр.
Я подобрала игрушки, разнообразные по величине, форме, цвету - детали конструктора, куклы в разноцветных платьях, пирамидки различной величины, разноцветные ведерки, совки, шары.
Учитывая, что дети данного возраста очень любят подражать взрослым, поместила предметы, которыми пользуются дома мамы - ситечки, совочки, щеточки, губки - чтобы дети могли мести, вытирать, просеивать. Организую игры с данными предметами. Например, игра «Волшебное ситечко» - дети просеивали крупы, отделяя рис от манки, или вылавливали шарики из воды. Разнообразный дидактический материал вызывает у детей большой интерес.
Ознакомление с сенсорными эталонами осуществляю в непосредственно образовательной деятельности проводимой с детьми, особенно этому способствуют образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественно-речевое развитие», «Речевое развитие».
Разработала и серию конспектов непосредственно образовательной деятельности в форме игры. Например, игра «Собираем ягоды», «Посыпаем дорожки», «Бусы порвались», «Кузя заболел», «Готовим лекарство» и т. д. Героями всех этих занятий был домовенок Кузя.
Однако, учитывая специфику работы с детьми с 2-х до 3-х лет, необходимо постоянное повторение задач занятий в совместной со взрослыми и в самостоятельной деятельности детей. Поэтому я продумала, как буду осуществлять сенсорное воспитание детей в совместной деятельности.
Я решила, что самый удачный способ делать это через дидактические игры, предметную, конструктивную деятельность.
Дидактические игры, упражнения применяю как в качестве одного из методов проведения образовательной деятельности, так и в целях расширения, уточнения и закрепления, полученных детьми знаний и умений.
Для того, чтобы работы велась в системе (от простого к сложному, составила перспективный план, распределив игры по месяцам. Например, сентябрь, дидактические игры «Цветные фоны», «Разноцветные шарики» «Закрой мышке окошко», «Подбери чашку к блюдцу», «Собираем ягоды», «Разложи шарики», «Разложи ягоды по тарелочкам».
Частым гостем у детей бывает наш домовенок Кузя. С его помощью я вводила игровую проблемную ситуацию: Кузя пролил воду прямо на стол. Что делать? Предлагаю детям взять губки и собрать воду в чашку.
Кузя просыпал крупу - дети берут щетку, совок сметают крупу и высыпают ее в банку. Сначала действия детей были неловкими. Они не могли держать ситечко, совок, не могли сметать со стола щеткой. Трудно им было собирать воду губкой, а затем отжимать ее. Постепенно эти навыки стали все более уверенными. Если дети испытывали трудности в усвоении цвета, формы, связи между свойствами предмета, исправляла ошибку, не требуя от детей специального запоминания. В этом случае я использовала эффективный прием - любое понятие я связывала в представлении малыша с реальным предметом, для которого данный признак является характерным (предмет круглой формы -мяч, прямоугольной - кирпичик, треугольной - крыша)
Дети с удовольствием играют и кормят космических чудиков конструктором определенного цвета (д/и «Накорми космических чудиков»). Особенно нравится детям играть в игру «Ринг Динг», где нужно на пальчики одевать цветные резиночки для волос в соответствии с выбранной карточкой. С большим удовольствием играют ребята и в «Геометрик» (дощечка с цветными кнопками и цветными резинками для волос или канцелярскими). Из резинок можно строить узоры и геометрические фигуры. Всегда готовы дети помочь кукле Тане или домовенку Кузе разложить белье (одежду) по цветным стиральным машинам. Очень популярны у меня в группе игры с прищепками. Нравится ребятам приделывать колючки ежикам, елочке – веточки, рыбкам – плавники, тучке - капельки, репке и морковке – листики и т. д.
Во время проведения различных игр, я знакомила и продолжаю знакомить детей с предметами и их свойствами при помощи разных органов чувств: зрительное восприятие, слуховое, обоняние, вкусовые качества и т. д. При помощи вкусовых качеств дети определяют, из чего приготовлен салат, натуральный сок, чем овощи, фрукты и ягоды отличаются друг от друга: по цвету, по форме, свойству. После этого провожу с детьми игры: «Узнай на вкус», «Угадай по запаху», «Угадай по цвету», целью которых является упражнять детей в определении вкуса овощей и фруктов (сладкий, кислый, солёный, горький); закреплять их названия и цвета. Наряду с играми, в которых дети определяют вкусовые качества, я использую дидактические игры на определение звуков и шумов тем самым развиваю у детей слуховое восприятие. В своей работе я использую такие музыкально – дидактических игры : «Где звенит колокольчик?», «Кто как поёт» (громко – тихо, «Кто разбудил куколку Машу?», «Мишка и мышка», «Рисование шумов». Общая цель этих игр – открыть для ребёнка особый мир звуков, сделать их привлекательными, значимыми, говорящими о чём–то важном. Большинство игр я провожу в виде загадок, в которых дети по звуку отгадывают его источник.
В ходе работы я поняла, что ребенок, воспринимая окружающие предметы, выделяет отдельные признаки и свойства. Далеко не всегда они являются наиболее важными, характерными, определяющими облик предмета и помогающими составить о нём правильное представление. Когда же ребёнок что-то вкладывает и вынимает, насыпает и высыпает, открывает и закрывает, разбирает предметы на части и из частей собирает одно целое, при этом у него развивается его предметно - манипуляционная активность. Рассматривая предмет, ребёнок сравнивает зрительные и осязательные впечатления; с помощью рук он ощупывает его поверхность (твёрдое, мягкое, шероховатое и т. п.). Все эти качества дети усваивают через следующие игры: «Угадай на ощупь», «Чудесный мешочек», «Липкие материалы», «Разные поверхности». Вначале для игры были использованы 2-3 предмета разные по своим качествам (большой и маленький, пушистый и гладкий, где дети усваивали такие качества, как «большой», «круглый», «резиновый», «деревянный» и т. д. Играя в эту игру, я постепенно увеличиваю число взятых предметов и усложняю правила игры.
Особое значение имеет сенсомоторное развитие ребёнка, заключающееся в развитии мелкой моторики. Пальчиковые игры имеют развивающее значение, так как дают ребёнку возможность «прочувствовать» свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного тела. Соединение «слово – палец» наилучшим образом способствует развитию не только мелкой моторики, но и речи. Работу по этому виду вела последовательно, учитывая индивидуальные особенности детей, начиная с простых заданий. Вначале я стала проводить пальчиковую гимнастику во время занятий на физминутках, а в дальнейшем начала включать пальчиковые игры и в другие режимные моменты. Дети с удовольствием выполняли предложенные мной упражнения: «Умные пальчики», «Замочек», «Солнышко и тучки», «Белочка», «Дружба».
Самой сложной задачей для детей оказались упражнения на застёгивание и расстегивание пуговиц, кнопок, замков и шнуровка. Дети учились необходимым навыкам через игры: «Посадим цветочки на полянке», «Соберём грибочки (листочки)», «Кто в теремочке живёт?», «Прошнуруй картинку».
В качестве сенсорных эталонов цвета выступают шесть цветов спектра. Первым этапом в усвоении данной цели являлось обучение основным цветам. Достигла поставленной цели через занятия и дидактические игры «Подбери по цвету», «Спрячь мышку», «Чей зонтик?» и др. Далее научила детей различать шесть цветов спектра и их оттенки по светлоте, а также ахроматические цвета (чёрный, белый и серый, используя следующие игры и занятия: «Помоги куклам найти свои игрушки», «Составь букет», «Посадим на полянке цветы определённого цвета», «Радуга», «Найди свой домик», «Рисование шумов», «В гостях у солнышка» и другие.
В качестве эталонов формы считаются геометрические фигуры. В своей работе для ознакомления детей использовала как плоскостные, так и объёмные фигуры. С детьми проводила такие игры-занятия «Прокати шарик в ворота», «Что лежит в мешочке?», «Волшебная коробочка», «Размещение вкладышей в гнёзда», «Помоги слонёнку найти свои фигуры», «Почини коврик».
Для индивидуальных занятий и самостоятельных игр предложила детям следующие игры: «Геометрическое лото», «Собери картинку», «Бусы для куклы», «Геометрическая мозаика».
Для формирования понятий «большой-маленький», «узкий- широкий», «высокий-низкий» использовала д/ и: «Длинное-короткое», «Веселые матрешки», «Нарядные зверюшки» и др.
Но вся моя работа не была бы столь плодотворной, если бы я не смогла заинтересовать родителей. На родительском собрании я подробно рассказала родителям о содержании работы по ознакомлению малышей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного воспитания сенсорных способностей, а так же о том,
какая работа должна проводиться в семье для закрепления навыков.
Оформляла выставку дидактических игр и игрушек, способствующих закреплению сенсорных эталонов. Объясняла взрослым, как играть с детьми в эти игры, какие игрушки и дидактические игры можно приобрести для малышей, как оформить игровой уголок дома. В родительском уголке регулярно и на сайте ДОУ помещаю консультации о сенсорном воспитании детей, провожу беседы. Родители заинтересовались моей работой по сенсорному воспитанию и развитию чувственного опыта. Они стали активными участниками педагогического процесса.
Родители помогали мне в изготовлении дидактических пособий. Совместная и систематическая работа оказала положительное влияние на развитие сенсорных способностей малышей нашей группы.
Анализ проведенной работы показал, что систематическая и планомерная работа по развитию у дошкольников сенсорных эталонов с помощью дидактических игр способствует развитию познавательной активности детей, помогает развивать их представления об окружающих предметах, учит выделять особенности предметов на основе способов сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа. Развивается речь детей.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребенок должен развиваться гармонически, т. е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.
Закончить семинар мне бы хотелось высказыванием известного советского педагога-экспериментатора Станислава Теофиловича Шацкого: «Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы жизни».
Сенсорное развитие дошкольников требует от нас, педагогов, творческого подхода в преподнесении материала. Я надеюсь, что мой небольшой педагогический опыт был вам интересен, а в дальнейшем будет и полезен.
Желаю вам творческих успехов в работе! Спасибо за внимание!