Елена Сергеева
Методические приёмы формирования грамматически правильной речи
▼ Скачать + Заказать документы
Хочу поделиться с Вами своими наработками в области коррекции грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи,а именно в области формирования грамматической категории рода имён существительных.
Актуальность вопроса заключается в том, что за прошедший учебный год я столкнулась с проблемой неверного определения мужского, женского и среднего рода существительных старшими дошкольниками.
Публикация «Методические приёмы формирования грамматически правильной речи» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2015
Я считаю, что самым главным условием правильного определения рода является умение ребё нка выделять последний звук в имени существительном:если последний звук согласный,значит это существительное мужского рода (стол,паук,жираф и т. д. ,а если последний звук гласный,значит это существительное женского рода. Вы говорите ребё нку:"Если последний звук - согласный,значит про это слово можно сказать "он",а если ты слышишь в конце гласный звук,значит про это слово можно сказать - "она".
Но здесь есть противоречия : есть и такие слова мужского рода, которые оканчиваются на гласный звук:например - "папа,дедушка,юнга" и т. д. и ребё нок может задать вопрос:"А тут последний звук гласный - значит это "она"?" Вы отвечаете ребё нку:"Если ты подберёшь к слову "папа" другое слово,в котором будет последний звук - согласный,значит это "он". Например: папа - отец;дедушка - дед;юнга - моряк. Есть и такие существительные женского рода, которые оканчиваются не на гласный звук: например - "тетрадь,лошадь,кровать" - и здесь ребё нок снова может спросить:"А в конце слышится гласный,но про это слово разве можно сказать -"он"?"
Ответ на этот вопрос также уже готов:"Назови это слово ласково так,чтобы в конце слышался гласный звук".( Например: тетрадь - тетрадочка; лошадь - лошадка; кровать - кроватка и т. д.)А далее Вы говорите ребё нку:"Вот теперь последний звук "а" и значит про это слово можно сказать "она".
И на этой основе определения рода имени существительного уже можно более эффективно строить работу по формированию всех типов согласования существительного с различными частями речи :
-с притяжательными местоимениями: "мой карандаш","моя тетрадочка" и т. д. ;
-с прилагательными:"красный карандаш","красная ручка" и т. д. ;
-с количественными числительными: "один карандаш","одна ручка";
-с порядковыми числительными:"первый карандаш","второй карандаш" и т. д. ,а также "первая ручка","вторая ручка".
Таким образом,ребёнок сравнивает слова по последним звукам и эти звуки одинаковые,а это значит, что он согласовал слова правильно и также правильно определил род имени существительного. Эти приёмы помогают ребёнку правильно употреблять родовые окончания различных частей речи.
Спасибо за внимание! Буду очень рада,если Вам пригодится этот материал в работе по коррекции речи. Эти наработки также можно использовать и в работе с младшими школьниками.