Папки-передвижки

Методические приёмы формирования грамматически правильной речи

Елена Сергеева
Методические приёмы формирования грамматически правильной речи
▼ Скачать + Заказать документы

Хочу поделиться с Вами своими наработками в области коррекции грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи,а именно в области формирования грамматической категории рода имён существительных.

Актуальность вопроса заключается в том, что за прошедший учебный год я столкнулась с проблемой неверного определения мужского, женского и среднего рода существительных старшими дошкольниками.

Публикация «Методические приёмы формирования грамматически правильной речи» размещена в разделах

Я считаю, что самым главным условием правильного определения рода является умение ребё нка выделять последний звук в имени существительном:если последний звук согласный,значит это существительное мужского рода (стол,паук,жираф и т. д. ,а если последний звук гласный,значит это существительное женского рода. Вы говорите ребё нку:"Если последний звук - согласный,значит про это слово можно сказать "он",а если ты слышишь в конце гласный звук,значит про это слово можно сказать - "она".

Но здесь есть противоречия : есть и такие слова мужского рода, которые оканчиваются на гласный звук:например - "папа,дедушка,юнга" и т. д. и ребё нок может задать вопрос:"А тут последний звук гласный - значит это "она"?" Вы отвечаете ребё нку:"Если ты подберёшь к слову "папа" другое слово,в котором будет последний звук - согласный,значит это "он". Например: папа - отец;дедушка - дед;юнга - моряк. Есть и такие существительные женского рода, которые оканчиваются не на гласный звук: например - "тетрадь,лошадь,кровать" - и здесь ребё нок снова может спросить:"А в конце слышится гласный,но про это слово разве можно сказать -"он"?"

Ответ на этот вопрос также уже готов:"Назови это слово ласково так,чтобы в конце слышался гласный звук".( Например: тетрадь - тетрадочка; лошадь - лошадка; кровать - кроватка и т. д.)А далее Вы говорите ребё нку:"Вот теперь последний звук "а" и значит про это слово можно сказать "она".

И на этой основе определения рода имени существительного уже можно более эффективно строить работу по формированию всех типов согласования существительного с различными частями речи :

-с притяжательными местоимениями: "мой карандаш","моя тетрадочка" и т. д. ;

-с прилагательными:"красный карандаш","красная ручка" и т. д. ;

-с количественными числительными: "один карандаш","одна ручка";

-с порядковыми числительными:"первый карандаш","второй карандаш" и т. д. ,а также "первая ручка","вторая ручка".

Таким образом,ребёнок сравнивает слова по последним звукам и эти звуки одинаковые,а это значит, что он согласовал слова правильно и также правильно определил род имени существительного. Эти приёмы помогают ребёнку правильно употреблять родовые окончания различных частей речи.

Спасибо за внимание! Буду очень рада,если Вам пригодится этот материал в работе по коррекции речи. Эти наработки также можно использовать и в работе с младшими школьниками.

Публикации по теме:

«Праздник правильной речи» Зал оформлен как детская комната. В центре на стуле сидит ведущая (мама,а рядом с ней-девочка (дочка).Мама читает дочке книгу Н. Носова "Незнайка.

Деловая игра с родителями «Коррекционные приёмы в воспитании культуры речи и общения у дошкольников с ОНР» Основная часть. 1. Игра «Пожелание». Цель: объединение детей в коллектив, снятие эмоционального напряжения. Руководство: родители сидят.

Дидактические игры и упражнения по формированию грамматически правильной речи детей младшего дошкольного возраста СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО Упражнение «А что у вас?». Наглядный материал: на каждом столе одна картинка. Ход игры:.

Игры для развитие грамматически правильной речи (относительные и притяжательные прилагательные)Игры для развитие грамматически правильной речи (относительные и притяжательные прилагательные) Многие дошкольники затрудняются в назывании единственного и множественного числа существительных, образовании относительных и притяжательных.

Конспект открытого логопедического занятия по развитию связной речи «Путешествие в Стране правильной речи» Конспект логопедического занятия по развитию связной речи с детьми старшей логопедической группы. (ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ) ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ.

Методические приёмы при исправлении дефектов оглушения и озвончения Методические и игровые приёмы при исправлении дефектов озвончения и оглушения согласных звуков. Для формирования правильного звукопроизношения.

План работы по самообразованию «Формирование грамматически правильной речи у дошкольников» на 2014–2015 год Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка» детский сад № 44 Выборгского района, г. Санкт.

Праздник правильной речи Задачи праздника: * Показать результаты работы над правильностью произношения звуков, различением звуков речи на слух. * Показать, что у.

Приёмы и методы развития речи дошкольников посредством театральной деятельности Из поколения в поколение, от родителей к детям передаётся народная мудрость, народное поэтическое слово. Народ в своём творчестве рассказывает.

Сценарий праздника «Правильной речи» в подготовительной группеСценарий праздника «Правильной речи» в подготовительной группе Сценарий праздника «Правильной речи» в подготовительной группе. Цели: - закреплять приобретенные произносительные умения; - закреплять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические приёмы формирования грамматически правильной речи
Опубликовано: 2 июля 2015 в 20:44
+81Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические приёмы формирования грамматически правильной речи» (включая файлы) размещена пользователем Елена Сергеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 45.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД