Елена Шистерова
Двигательно-дидактические игры и упражнения со степ-тренажерами
▼ Скачать + Заказать документы
«Наша цель должна состоять в том,
чтобы сделать из детей не атлетов,
акробатов или людей спорта, а лишь
лишь здоровых, уравновешенных
физически и нравственно людей»
С. Я. Эйнгорн
В настоящее время проблема оздоровления детей дошкольного возраста занимает центральное место в современном обществе. Для детского организма решающее значение имеет двигательная активность. Именно в этот период закладываются основы здоровья, правильного физического развития, формируются двигательные способности, интерес к занятиям спортом. Мы педагоги призваны воспитать у дошкольника уважение к собственному здоровью и обязанность его беречь. На это нас нацеливают ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы.
Публикация «Двигательно-дидактические игры и упражнения со степ-тренажерами» размещена в разделах
С целью удовлетворения потребности детей в движении, в совершенствовании их физических качеств используется стандартное и нестандартное оборудование. Изучая методическую литературу и опыт работы других педагогов, я обратила внимание на использование ими степ – скамеек. Степ-гимнастика используется для профилактики заболеваний, которые вызваны гиподинамией, т. е. недостатком движений. Она оказывают влияние на функции опорно-двигательного аппарата, в результате чего повышаются сила мышц, быстрота реакции, гибкость и подвижность суставов, лабильность нервно-мышечного аппарата, формирует свод стопы.
Занятия степ - гимнастикой обязательно сопровождается бодрой, ритмичной музыкой, которая создает у детей хорошее настроение. Умелое и выразительное выполнение движений под музыку приносит ребенку удовлетворение, радость. Музыка, хорошо подобранная к движениям, помогает закрепить мышечное чувство, а слуховым анализаторам запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Все это постепенно воспитывает музыкальную память, закрепляет привычку двигаться ритмично, красиво.
Меня заинтересовала данная методика, и теперь я использую ее в своей работе. В оздоровительных целях были изготовлены степ-тренажеры. Степ-тренажер (степ-скамья) - это ступенька высотой - 8см, шириной - 25см, длиной - 40см.
В нашем ДОУ, степ – гимнастика используется в работе с детьми, имеющими нарушение осанки и плоскостопия, а также для игр и игровых упражнений на физкультурных занятиях и досугах.
Задачи, которые решаются в степ - гимнастике :
-подготовить мышечную и костную систему растущего детского организма к физическим нагрузкам;
- развивать координацию движения;
- развивать физические качества: ловкость, быстроту, силу, гибкость и др.
- формировать интерес у дошкольников к занятиям физической культуры и ритмической гимнастики;
- развивать чувство ритма.
Степ - гимнастикой мы занимаемся в различных вариантах:
-В форме полных занятий оздоровительно - тренирующего характера с детьми старшего дошкольного возраста, продолжительностью 25- 35 мин. ;
-Как часть физкультурного занятия (продолжительность от 10 до 15 мин.);
-На спортивных праздниках и развлечениях.
Методика проведения занятий со степ-скамейками :
Сначала все движения разучиваются и выполняются без музыкального сопровождения в медленном темпе. По мере освоения, предлагаемых элементов, добавляем новые упражнения, усложняем, повышаем темп, увеличиваем амплитуду движений, элементы соединяются в простейший ритмический рисунок.
Упражнения в степ – гимнастике подбираются преимущественно циклического характера (в основном, это ходьба, вызывающие активную деятельность органов кровообращения и дыхания, усиливающие обменные процессы, простые по своей двигательной структуре и доступные детям.
Каждый комплекс упражнений состоит из подготовительной и основной части. Подготовительная часть- обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке. Упражнения - выполняются с небольшой амплитудой. Заключительная часть - комплекс аэробики упражнениями на дыхание и расслабление, выполняемыми в медленном темпе.
Один комплекс степ - гимнастики как полного занятия выполняется детьми в течение трех месяцев; некоторые упражнения, по мере их усвоения, могут видоизменяться, усложняться. Частота сердечных сокращений не должна превышать 150—160 ударов в минуту.
Требования к проведению игр и упражнений со степ– скамьёй
• Начиная движения от более простых упражнений к более сложным упражнениям.
• Важно чередовать упражнения так, чтобы нагрузка в движениях, идущих друг за другом, не приходилась на одни и те же группы мышц.
• В процессе выполнения упражнений необходимо внимательно следить за состоянием самочувствия детей, не допускать перегрузок.
• В первую очередь нужно обучить детей правильно вставать на скамейку:
- обе ноги должны быть слегка расставлены и обращены носками вперёд;
- выполняя упражнения сбоку от скамьи, начинать следует с ноги стоящей вплотную к скамейке;
- ставить ногу надо ближе к центру скамьи, иначе она может соскользнуть.
Упражнения со степ - скамейками на занятиях физкультурой.
1. Шаги на скамейку и обратно.
2. Шаги по скамейкам.
3. Спрыгивание вперёд, боком, назад.
4. «Отжимание»
5. Упражнения на степах с предметами и без предметов и другие.
Игровые задания на степах :
«Птички на ветке» - сидение на корточках на степе.
«Флюгер на крыше» - кружение в обе стороны на степе. Одна рука отведена в сторону.
«Самолет» - стоя на степе, ноги вместе руки в стороны на высоту плеч, руки - крылья самолета, который при полете делает наклон то вправо, то влево.
«Пингвины» - спрыгивание, запрыгивание на степ.
«Стойкий оловянный солдатик» - стойка на степе на одной ноге, вторая согнута в колене, отведена назад.
«Египетский шаг» - стоя на степе (по длине степа) – носок одной ноги касается пятки другой.
«Великан» - стоя на носочках на степе, потянуть руки вверх.
«Кран» - стоя на степе ноги на ширине плеч, руки к плечам, выдвинуты вперед. Поднять правую ногу, согнутую в колене, прикоснуться коленом к левому локтю, вернуться в и. п. то же – левой ногой.
«Стрекоза» - стоя на степе на носках, руки на поясе, локти назад.
Подвижные игры со степ - скамейкой.
«Пингвины на льдине»
Дети – «пингвины» бегают свободно по залу. Степы – «льдины» в произвольном порядке стоят на полу. Водящий ребенок – «охотник» пытается поймать «пингвинов» и запятнать их. Если «пингвин» забрался на льдину, то есть встанет на степ, ловить его не разрешается.
«Уголки»
Дети – мышки находятся в своих домиках – уголках (стоят на стенах). Один из играющих, оставшийся в середине, подходит к одному из них и говорит:
«Мышка, мышка, продай мне свой уголок»
Ребенок отказывается, водящий идет к другому. В это время мышки меняются местами, а водящий старается занять освободившееся место. Если это удается, оставшийся без уголка, занимает его место в кругу. Если водящему не удается долго занять уголок, по сигналу «кошка!», все одновременно меняются местами. Мышкам нельзя долго сидеть в своем уголке до перебежки можно договориться с тем, с кем хочешь поменяться местами.
«Космонавты»
Степов «ракет» на один меньше, чем игроков. Все дети свободно маршируют по залу, проговаривая слова:
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам,
На какую захотим,
На такую полетим.
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет.
После эти слов дети разбегаются и занимают «ракеты». Ребенок, оставшийся без степа, пропускает игру и др.
Результативность:
- уменьшилось количество детей с нарушениями осанки и плоскостопием;
- у детей повысился интерес к выполнению общеразвивающих упражнений и основных движений;
- дети стремятся выполнять упражнения в ритме с музыкой, выразительно, правильно, соблюдая требования;
- положительная динамика в развитии физических качеств: ловкости, быстроты, силы, гибкости, равновесия, координации движений.
Литература:
1. Кузина И. Степ-аэробика для дошкольников// Дошкольное образование, 2008 №5
2. Белова Т. А. Использование степ - платформы в оздоровительной работе с детьми// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 2009 №7
3. Барабаш Т. Л. Речедвигательная гимнастика «Шаг к слову» с использованием степов// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 2011 №12