ольга шишкина
Консультация для воспитателей «Приёмы формирования грамматически правильной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое недоразвитие у детей может быть выражено в разной степени от полного отсутствия речи или лепетного его состояния до развёрнутой речи,но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.
Условно можно выделить три уровня общего недоразвития речи,причём первые два характеризуют глубокие степени нарушения речи,а на третьем,более высоком уровне,у детей остаются лишь отдельные пробелы в развитии звуковой стороны речи,словарного запаса и грамматического строя. На первом этапе обучения основная задача логопедического воздействия-вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений,расширить объём понимания речи. ИСПОЛЬЗУЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ :
Публикация «Консультация для воспитателей „Приёмы формирования грамматически правильной речи“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
Проговаривание ситуации-взрослый использует ситуативные моменты режима,игры,прогулки,называет предметы которые ребёнок берёт,называет действия,которые совершает ребёнок или взрослый с этим предметом,называет те ощущения которые испытывает ребёнок.
Выполнение поручений:попросить ребёнка принести знакомый предмет или выполнить какое-либо поручение, связанное с этим предметом. Использование предметных или сюжетных картинок с целью научить детей понимать названия действий;научить понимать вопросы что?кто?у кого,которые помогают выяснить объект действия. -На занятиях можно использовать такие дидактические игры:"Выбери игрушку","Подскажи нужное слово","Выбери и назови что нужно Петрушке-игрушке".
Затем идёт формирование составления предложений из 2-3 слов. С этой целью нужно учить детей отвечать на вопросы,поставленные к несложным сюжетным картинкам. Учить детей подбирать названия предметов к названию действия:идёт кто,стоит что?и т. д. Используются игровые приёмы :например,найти,что висит,что стоит,а что лежит. На этом периоде нужно научить детей договаривать слова,словосочетания в разучиваемых потешках, стихотворениях:например,села птичка. (на окошко).Дети договаривают слово на окошко. На разных этапах усвоения родного языка виды работ над слоговой структурой слов варьируются. Используются разные игры и приёмы :вслушивание в звучание слова,различение и правильное произнесение звуков,самостоятельное вычленение их из слова,анализ его звуковой и слоговой структуры,активные действия со словами (собственное рифмотворчество,стихотворчество). Используют дидактические игры:"Подскажи Петрушке звук","Какое слово задумано?","Какой звук потерялся?".
При недоразвитии речи усвоение звуковой стороны языка протекает медленно и своеобразно. Появляющиеся звуки дети долгое время смешивают между собой,как по месту,так и по способу артикуляции. Дефекты произношения у разных детей проявляются по разному и это надо учитывать при коррекции звукопроизношения. Дети с недоразвитием речи нуждаются в работе по формированию конкретных понятий. Учитывая всё это можно запланировать экскурсии в лес,на почту и т. д. Эти мероприятия являются важнейшим средством достижения задачи.
В этих видах деятельности роль воспитателя и логопеда не сводится к простой передаче конкретных знаний,здесь ставится перед детьми проблемная ситуация,которая требует самостоятельного (коллективного) размышления,сравнения предметов,явлений.
Используя различные приёмы и методы работы по развитию лексического запаса и грамматического строя нужно придерживаться определё нных этапов обучения:
-Накопление конкретных представлений об окружающем мире,расширение тематического словаря,временных понятий,обобщающие понятия (мебель,транспорт посуда) и т д.
После этого можно переходить к составлению предложений из 3-4 слов. Где сначала дети учатся составлять простые предложения с однородными членами предложения,а потом перейти к составлению разных видов сложного предложения. Где надо следить за правильным синтаксическим и грамматическим оформлением всего предложения.