Ольга Маринина
Дидактические игры и упражнения для детей с нарушением зрения в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры и упражнения для детей с нарушением зрения средней специализированной группы.
Коррекционно-педагогическая работа в нашем детском саду в группах с нарушением зрения проводится по следующим разделам:
• развитие зрительного восприятия;
• развитие осязания и мелкой моторики;
• ориентировка в пространстве;
• социально-бытовая ориентировка.
Публикация «Дидактические игры и упражнения для детей с нарушением зрения в средней группе» размещена в разделах
- Гимнастика для глаз. Зрительная гимнастика
- Дидактические игры
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Средняя группа
- Темочки
Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Целью коррекционных занятий по развитию мелкой моторики является формирование у детей умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, а также обучение их приёмам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов. Развитие мелкой моторики – это облегчение двигательной координации, преодоление зажатости, скованности. Выведена прямая зависимость зрелости речи ребёнка от степени подвижности пальцев рук. В работе с детьми мы практикуем нестандартные формы работы: пальчиковую гимнастику, самомассаж, игры с пластилином, камешками и горошинами, игры с пуговками и шнуровкой, игры с фольгой, прищепками, бусинками, игры с бумагой, замочками, шпингалетами, «сухие бассейны» из шишек, крупы, каштанов, игры с палочками, киндер-сюрпризами, баночками с отвинчивающимися крышками из-под витамин, эспандерами.
Предлагаю свои разработки.
Упражнения с бумагой.
Задачи: Развивать мелкую моторику, тактильные ощущения, координацию в системе «глаз – рука», учить работать ножницами.
• Сложить лист бумаги пополам.
• Сложить лист бумаги пополам, точно совместив углы и стороны листа.
• Разрезать лист бумаги ножницами.
• Разорвать лист бумаги одним движением руки.
• Оборвать края листа бумаги.
• Рисование произвольных линий карандашом на листе бумаги.
• Скомкать лист бумаги двумя руками, подбросить комочек бумаги и постараться поймать его.
• Разгладить лист бумаги ладонью правой руки, придерживая его левой рукой и наоборот. Разорвать лист бумаги на мелкие кусочки.
Дидактическая игра «Постираем пелёночку»
Взять лист бумаги. «Постирать» его двумя руками. Встряхнуть, повесить сушить. Погладить «пелёночку» (разглаживание ладонями). Завернуть в него маленькую куколку. Покачать.
Гимнастика для глаз.
Цель: Упражнения способствуют тренировке мышц глаза, формированию сложных движений мышц глаза, улучшению кровообращения в области глаза; снятию статического напряжения с мышц глаза, снятию утомления, расслаблению мышц глаза.
1. «Спрячь глазки» (зажмуриться)
2. «У кого глазки большие?» (широко открыть глаза, можно выполнять перед зеркалом)
3. И. п. сидя: быстрое моргание в течение 1-2 минуты.
4. И. п. стоя перед окном: смотреть вдаль 1-2 минуты.
5. И. п. стоя, руки с мячом внизу:
медленно поднимаем мяч вверх, опускаем вниз, следим за движением мяча.
6. И. п. стоя, держим мяч перед собой на вытянутых руках на уровне глаз: следим за
медленным движением мяча влево-вправо.
Дидактическая игра: «Собери камешки»
(работа с морскими камешками)
Задачи: развитие тактильного восприятия, тонкой моторики.
Задания:
1. Выложи из камешков дорожку, сосчитай камешки.
2. Выложи человечка, собачку, цветочек, стул, бабочку, зайку.
3. Предложить ребёнку самому придумать и выложить из камушек
какую-нибудь фигуру. Рассказать о ней.
Задания для подгруппы детей из 4х человек:
1. Рассмотри камешки (по 2-4 штуки)
2. Возьми камешки в обе руки. Сожми их в ладошках.
3. Ответь: какие они на ощупь? (гладкие или шершавые,
Какие по весу? (тяжелые или лёгкие, какого цвета, формы (овальные, продолговатые, имеют ли камешки запах?
4. Положи один камешек на стол. Переложи камешек из одной ладошки в другую (10 раз).
5. Постучи камешки друг о друга. Какой звук они издают (громкий, сильный, чёткий).
6. Потри камешки друг о друга, послушай звук, постучи камешками о стол (тихо, сильно). Обрати внимание на силу звука, связанную со структурой камня (камень твердый, жесткий, тяжёлый, не разбивается)- поэтому звук всегда сильный.
7. Выложи дорожку, цветок.
Словарная работа: Камень гладкий, шершавый, легкий, тяжелый, овальный, продолговатый, сильный, твердый, звук сильный, четкий.
Работа с фольгой:
Определение фактуры фольги (гладкая, шершавая)
Температурные ощущения (прохладная)
На ощупь (твердая)
По цвету (серебристого цвета, стального, разноцветная).
Разглаживание фольги (ладонями, пальцами)
Поделки (шарик, мячик, колбаска, колечко, мордочка животного)
Качества фольги (легко рвется, мнётся)
Словарная работа: фольга, гладкая, прохладная, серебристого цвета, цветная, рвется, мнется.