Алла Белякова
Игры и упражнения, способствующие развитию слухового внимания и фонематического слуха у детей 3–5 лет с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
1. Определение звучания игрушек. Возьмите 3-5 разнозвучащих игрушек (колокольчик, дудочка, погремушка, барабан, пищащие и заводные игрушки) и предложите ребенку рассмотреть их и послушать звучание. Затем отведите ребенка в сторону на 3-4 метра, поверните спиной к игрушкам и воспроизведите звучание одной из них. Ребенок должен подойти и указать на звучавшую игрушку или воспроизвести ее звучание.
2. Определение места звучания игрушки. Другими словами, откуда она звучит?
3. Определение звука в быту (звонок в дверь, телефон, чайник, шум воды, телевизор, магнитофон).
4. Определение голосов членов семьи, голосов животных и птиц.
Публикация «Игры и упражнения, способствующие развитию слухового внимания и фонематического слуха у детей 3–5 лет с нарушениями речи» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры на развитие внимания
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
5. Определение звуков и шумов, доносящихся с улицы (машина,трактор, ветер, дождь, гром и др.)
6. Выполнение просьб и поручений, не сопровождаемых жестами (дай, возьми, положи, принеси, подойди туда-то, открой, закрой, подними).
7. Поменять игрушки местами, например, поменять зайку на диване и мишку на полу местами.
8. Перемещение предметов по заданию, например, взять со стола мишку и поставить его на диван (на стул, на полку, на пол).
9. На столе разложены знакомые игрушки, картинки, предметы. Предложите ребенку посмотреть на них внимательно, а затем подать вам сразу 2 предмета, например, домик и машинку,мячик и собаку и т. д. В дальнейшем задание усложняется: подать одновременно 3-4 предмета.
10. Повторение сочетаний звуков и слогов:
А,У,О,И
А-У, А-И,О-А
А-О-У, А-И-У, И-У-А
АУ, УА, АИ, АИУ, УИА
ТА, ПА, МА, НА, СА
ТА-ТА
ТА-ТА, МА-МА
ТА-МА, ТА-МА-СА и т. д.
Старайтесь использовать те звуки, которые у ребенка сохранны или отработаны логопедом. Сначала при проведении этого задания дайте возможность ребенку видеть ваше лицо, затем можно прикрыть лицо листом плотной бумаги или повернуть ребенка к себе спиной.
11. Повторение слов, сочетаний слов и небольших предложений:
домик и елка
лопата, ведро, песок
синий мяч, большой дом
кошка спит, собака лает
корова дает молоко и т. д.
При этом ребенок стоит спиной к говорящему и повторяет за ним все словосочетания, сохраняя в них количество и порядок слов.