Ирина Яворская
Дидактические игры для развития связной речи
▼ Скачать + Заказать документы
Для успешного освоения школьной программы, умения общаться со взрослыми и сверстниками, формирования личностных качеств у выпускников должны быть сформированы: умения связно высказывать свои мысли, строить диалог, составлять рассказ на определённую тему. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся школы может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества. Следовательно, речь нужно развивать, и делать это нужно ненавязчиво, в интересной форме. Большие возможности в обучении и воспитании дошкольников содержит в себе дидактическая игра. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка.
Публикация «Дидактические игры для развития связной речи» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
«Какая картинка не нужна?»
Задача: научить находить лишние для данного рассказа детали.
Ход игры. Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.
«Найди картинке место»
Задача: научить соблюдать последовательность хода действия.
Ход игры. Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок.
Наборы серийных картинок для выкладывания.
«Исправь ошибку»
Задача: научить устанавливать правильную последовательность действия.
Ход игры. Перед ребёнком раскладывают серию картинок, но одна картинка лежит не на своем месте. Ребёнок находит ошибку, кладёт картинку на нужное место, а затем составляет рассказ по всей серии картинок.
«Нарисуй сказку»
Задачи: научить составлять рисуночный план к тесту, использовать его при рассказывании.
Ход игры. Ребёнку читают текст сказки и предлагают ее записать с помощью рисунков. Таким образом, ребёнок сам изготавливает серию последовательных картинок, по которым потом рассказывает сказку. Сказка должна быть краткой.
Конечно, можно ребёнку помочь, показать, как схематично нарисовать человека, домик, дорогу; определить вместе с ним, какие эпизоды сказки обязательно надо изобразить, т. е. выделить главные повороты сюжета.
«Кто больше заметит небылиц?»
Задача: формировать у детей умение замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.
Игровые правила: кто заметит в рассказе, стихотворении небылицу, хлопает в ладоши, а в конце игры называет эти небылицы и получают фишки
Игровое действие: Использование фишек. (Кто больше заметил и объяснил небылиц, тот и выиграл).
Ход игры: Дети, садятся так, чтобы на столе можно было откладывать фишки, Воспитатель объясняет правила игры.
Сначала читается небольшая часть этого стихотворения, медленно, выразительно, акцентируются места с небылицами.
Затем читается следующая часть стихотворения.
«Что сначала, что потом?»
Цель: Формировать у детей умение передавать правильную временную и логическую последовательность сказки с помощью серийных картинок.
Материал: серия сюжетных картинок.
Ход игры.
Ребенку предлагается не только составить рассказ по сказке, используя картинки, но и восстановить их последовательность. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.
«Как ты узнал?»
Задача: при составлении рассказа упражнять в подборе доказательств, делая акцент на существенных признаках описываемого предмета.
Ход игры. Перед детьми находятся предметы или картинки, которые им предстоит описывать. Ребёнок выбирает любой предмет и называет его. Ведущий спрашивает: «Как ты узнал, что это телевизор?» Играющий должен описать предмет, выбирая только существенные признаки, отличающие этот предмет от остальных. За каждый правильно названный признак получает фишку. Выиграет тот, кто наберёт больше всего фишек.
«Сочини-ка!»
Задача: упражнять детей в составлении предложений с использованием заданного глагола.
Оборудование. Флажки, значки.
Описание игры. Педагог произносит одно слово (глагол, например, «готовит». Дети придумывают с этим словом предложения,например: «Бабушка готовит вкусные пирожки», «Повар готовит вкусно», «Таня готовит суп». У кого самое интересное предложение, тот получает фишку, значок. Выигрывает тот, у кого больше фишек, значков.
Примечание. За основу предложения можно взять не только глагол. Педагог может назвать любую часть речи (прилагательное, наречие и т. д., в зависимости от цели занятия.