Лариса Никошина
Дидактические игры для развития речи и мелкой моторики рук «Мотаем шнурочки парами — речь развиваем недаром мы»
▼ Скачать + Заказать документы
Давным-давно известно, что "Ум находится на кончиках пальцев" (В. А. Сухомлинский). Также много сказано, о зависимости уровня развития речи от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Увлекаюсь изготовлением дидактических игр для занятий с детьми с речевыми нарушениями. Каждый раз, задумывая новую игру, я стараюсь совместить несколько задач, которые будут решаться с помощью этой игры. Как-то раз, подбирая нужную мне книгу в магазине, увидела игру, идея которой мне очень понравилась. Но мне захотелось изготовить подобную игру с такими заданиями, выполняя которые, дети закрепляли бы знания, полученные на фронтальных занятиях. Другими словами, моя новая игра должна успешно решать задачи, начиная с обогащения словаря, закрепления правильного звукопроизношения, заканчивая связным высказыванием. Помимо этого, конечно любая логопедическая игра косвенно или напрямую способствует развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления. А то что эта игра основана на принципе "Подбери пару" с помощью наматывания шнурков - это ещё развивает и мелкую моторику, и двигательную, зрительную память,а также координацию. В общем не игра - а кладезь. Игры представляют из себя картонную карточку прямоугольной формы с семью прорезями с каждой стороны. На карточке с двух сторон напротив каждой прорези расположена картинка. Сверху продет шнурок. Надо соединять шнуруя пары предметов, подходящих друг к другу по заданию. Теперь расскажу о том, какие игры у меня получились.
Публикация «Дидактические игры для развития речи и мелкой моторики рук „Мотаем шнурочки парами — речь развиваем недаром мы“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» ноябрь 2016
Я задумывала игры на решение задач коррекционного обучения, стоящих в рабочей программе. Например, решая задачу уточнение, расширение и обогащение лексического запаса детей с ОНР, я изготовила игры-мотайки по лексическим темам (Огород, овощи; Сад, фрукты. ; Лес, деревья; Домашние животные; Дикие животные; Профессии и др.). Так по теме "Домашние животные" игра "Помоги детёнышам животных найти своих мам"
Эта игра также решает задачи развития грамматического строя речи - употребление существительных в различных падежах ("Соединю поросёнка со свиньёй", или "У мамы курицы маленький цыплёнок"). Здесь же решаются задачи по развитию связной речи. Ещё одна игра по теме "Профессии". "Подбери пары предметов по профессиям" ("Я соединяю кастрюлю с половником и фартук -это нужно доя повара", "Тельняшка подходит к якорю - это предметы для моряка" и т. п.) по
Следующая игра решает задачу образование относительных прилагательных. "Что из чего приготовили. Назови какое". ("Из пшеницы получается хлеб - это пшеничный хлеб", "Из вишни сварили варенье - получилось вишнёвое варенье" и т. п.)
Игра "Подбери схему к слову" решает задачу развития фонематического слуха, навыков звукового анализа.
Детям предлагается рассмотреть картинки, назвать их. Рассмотреть справа звуковые схемы слов. Затем соединить подходящую схему и картинку слова шнурком. Ребёнку можно предложить объяснить, почему он соединил именно эту пару картинок (звуковой разбор слова). Картинки для могут подбираться логопедом по уровню сложности. И ещё одна игра на развитие у детей навыков чтения. "Соедини картинку и слово".
Вот такие интересные многофункциональные игры получаются. По этому принципу можно придумать ещё много аналогичных игр. Необходимы желание, фантазия, профессионализм и, конечно, любовь к детям и желание помочь решать речевые проблемы в интересной игровой форме.