Наталья Шумова
Дидактические игры для развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
гры со словами-антонимами
Это слова-наоборот, символом для них может служить перевернутый человечек.
Задачи антонимичных игр: осознание смысла и оттенков значений через противопоставления; привлечение внимания к звуковому составу и структуре противоположных слов.
Ощущение противопоставлений-противоречий пространства
Проговаривание слов-антонимов с одновременным изменением положений тела, рук, головы, предметов (вверху - внизу, справа - слева).
Подключение личностного плана (Я - так, ты – этак; Ты - одно, я – другое;
Мое – твое; Наше - ваше).
Ощущение противопоставлений-противоречий по всем чувствам
Публикация «Дидактические игры для развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Определение антонимичной пары в восприятии зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса, эмоций с опорой на схемы.
Перевод антонимичной пары из слов-предметов в слова-признаки и слова-действия.
“Закончи предложение словом-неприятелем”.
У подберезовика ножка темная, а шляпка….
Затем нужно было повторить пару антонимов светлая – темная. Придумать свое предложение с этой парой.
Березовая кора светлая, а еловая… темная.
“Сравни” Детям предлагается два предмета и параметр, по которому их можно противопоставить. Нужно построить предложение с противительным союзом “а” и самостоятельно подобрать нужную пару антонимов. Например, сравни по высоте куст и дерево – Дерево высокое, а куст низкий.
Игры-противоречия
«Федот, да не тот».
«Я вижу не, а наоборот».
«Копилки-спорщицы».
«Третий (четвертый, пятый) - лишний». Выделенный предмет должен быть противоположен оставшимся.
Игры-мостики
Подбор промежуточных слов для постепенного перехода от одного антипода к другому (жара - тепло - холод).
Игры грамматики
«Верно - неверно».
«Упрямые слова» с символом ослик - несклоняемые существительные.
Игры анти-грамматики
«Незнайка», «Дразнилки», «Недоумение», «Речевая маска», «Веселая грамматика».
Деформация слов по фонетическим, грамматическим, интонационным признакам, привлекающая внимание к структуре слов через антонимию и способствующая прочному запоминанию.
Обучая детей вслушиваться в содержание стихотворения, учим замечать и исправлять неточности, допущенные в стихотворении «Овощи» :
Слушай сказку – не скучай,
Да ошибки примечай!
Любит овощи наш Тихон:
Грушу, яблоко, лучок,
И морковку, и лимон, -
С овощами дружит он!
Игры со словами-синонимами
Это - разные слова об одном и том же, символом для них может служить знак человечки-близнецы.
Задача синонимичных игр: поиск общности значений в лексемах, различных по форме.
“Как сказать?” Самостоятельный подбор синонимов к данному слову на основе предварительной работы. Как сказать, если что-то или кто-то движется по кругу? - кружится, вьется, вращается, вертится, крутится…
“ Когда так говорят?”. Колючий ветер – с помощью синонимического ряда дети объясняют семантику выражения.
Повторы с обыгрыванием
«Копилка новых слов», «Толковый словарик»
В качестве копилки или словарика используется сумка игрушечной мудрой совы или оформленная картинками коробка. Как варианты ее заполнения применяются проговаривание слов, изготовление по слову рисунков, пиктограмм и аппликаций, прописывание слов, посылы словесной энергии: дети должны «бросить» слово на ладошку и опустить в копилку с одновременным проговариванием, «долететь» вместе со словом до копилки и т. п.
Игры с кулачками. Дети должны «бросить» слово в кулачок, отпустить в любом направлении, опять «поймать» в кулачок, поднести кулачок со словом к ушку, одновременнопроговаривая данное слово.
Формирование телесности слова. Дети стройно, ровно произносят строку из повторов слова (шеренга слов, в то же время делая горизонтальное движение рукой или проводя меловую линию.
«Волна за волной». Дети передают слово по кругу вместе с обозначающим его предметом, или изображая последний пантомимой
Ритмические игры
Проговаривание со сменным ритмом и подключением ритмических движений, повторов, пауз.
Деление слова на слоги и т. д.
Интонационные игры
Смена повествовательной, вопросительной, восклицательной и перечислительной интонации, силы, высоты, темпа, тембра, тона голоса и эмоциональной окраски проговариваемого слова.
Игры на классификацию предметов
Нахождение обобщающего слова для группы близких по смыслу предметов. Детям даются задания типа – «Назови одним словом»; «Продолжи»;
«Выбери только…»; «Объедини в группы»; «Раздели на группы»;
«Подбери пару» и т. п.
«Третий (четвертый, пятый) - лишний». После выделения лишнего предмета остаются близкие по значению слова.
Игры с многозначными словами
«Кто назовет больше?». Игра проводится с опорой на картинки и действия (летит - спешит, несется, падает).
“ У кого? У чего?” У кого и у чего бывают слезы? – у девочки, у бабушки, у дождя, у росы, у природы, у неба… Каждый вариант рассматривается в контексте, включается в предложение, подбираются синонимы, уточняется семантика.
Игры с образными выражениями
Определение переносного значения слов (руки - это ветви деревьев).
Придумывание сравнений (руки - лапы, вилы, крылья).
Игры на определение понятийных, родовых и видовых связей
Объясняемое слово и разъясняющая фраза должны быть синонимичны по смыслу.
Собеседование взрослого с детьми «В гостях у толкового словаря».
Беседа детей друг с другом «Толкушка слов».
Игры «Объяснялки», «Пойми меня».
Игры с загадками, пословицами, поговорками
Отгадывание загадок, синонимичных слову-отгадке.
Подбор разных высказываний об одном и том же (пословицы).
Истолкование своими словами фраз, пословиц, поговорок (перефраз).
Игры с рифмующимися словами
«Я - поэт, я - писатель». Сочинение стихов по прозе или перевод в прозу стихов.
Сочинение лимериков, метафор.
Игры на звуковые связи слов
«Братья-путаники».
Подмена значений слов, близких по звучанию (дом - дым, вошел - вышел).
Игры на ощущение тавтологий
«Масло масляное». Нахождение слов, дублирующих смысл (купил покупку, спросил вопрос).
Игры со словами и предложениями
«Дополнялки». Подбор эпитетов, действий, признаков к предложенному слову.
хлеб - пышный, душистый, румяный; хлеб - режем, крошим, надкусываем.
Загадки с перечислением предметов, свойств или действий (Серый, зубастый, злой - волк).
Загадки на сравнение (С хвостом, а не мышь - репка, редиска, собака, самолет).
«Сломанное предложение». Восстановление предложений с пропущенным, с искаженным словом, незаконченных. Сбор предложения из разрозненных слов.
«Цеплялки». Проводится по типу «А в остальном, прекрасная маркиза…»
«Цепочки слов» или «Носик - хвостик». Придумывание фраз, следующих одна за другой (Кошка лакает молоко. Молоко дает корова. Корова пасется на лугу и т. д.).
“Конкурс слов-сравнений”.
Задание: Кто придумает самое красивое, самое точное слово?
Утренний густой туман похож на… сметану, снег, сугроб, вату…
Блестящая на солнце паутинка похожа на …
Вместе с детьми выяснить, чем похожи подобранные слова, что у них общего, почему их можно назвать словами – приятелями (цвет, непрозрачность).
Эти олицетворения дети позже могут использовать при составлении рассказов
“Сравни и объясни”. Дети должны самостоятельно предположить, как появилось данное значение слова, уточнить его, подобрать синонимы, включить словосочетание в предложение. Сыплет черемуха снегом – сыплет муку – сыплет дождь – сыплет частушки. Сыплет – роняет что-то частое, мелкое, сеет. Можно ли сказать “сыплет ливень”? Нельзя, потому что во время ливня капли крупные, сильные, как струи. Поэтому ливень бьет, хлещет.
Хмурое утро – хмурое лицо; сырой картофель – сырой день;
полная корзина – полная женщина; гложет тоска – гложет кость;
погода расстроилась – гитара расстроилась – мама расстроилась;
Игры с ситуативными словами
Это - связанные слова, символом для них может служить клубок ниток со спицами.
Задача ситуативных игр: состыковка отдельных слов, выражающих относительно законченную мысль, в виде словосочетаний и предложений.
Общность ситуации или последовательность событий связывает лексемы по двум взаимообусловленным планам.
1. взаимосвязь одновременно существующих фактов в конструкциях типа птица летит, летит под облаками, птица с добычей, пестрая птица, в голубом небе, летит быстро;
2. взаимосвязь последовательно существующих фактов в цепочках смыслов типа одежда - ткань - фабрика - хлопок (по всем категориальным формам).
Игры на развитие ассоциаций.
Способствуют развитию мыслительной деятельности, в частности операций сериации, обобщения, сравнения, классификации, установлению причинно-следственных связей.
“Пара к паре”. Догадайтесь, почему слова стоят в паре и найдите такую же пару одинокому слову. Туча – дождь, стручок - (грядка, урожай, горошина).
Пара стручок – горошина, потому что дождик падает из тучи, а горошина из стручка.
Осина – лист, сосна -(хвоя, бор, береза). Пара сосна – хвоя, потому что на осине растут листья, а на сосне – хвоя.
“Смысловые ряды”. Продолжи Осень - весна, сок - бутылка, варенье -…банка вместилище, тара).
“ Что общего у предметов?” Крокодил, киви, огурец – зеленый цвет.
“ Отгадай предмет по названию его частей”
Носок, пятка, голенище, каблук, молния, подошва – сапог.
Игры с родственными словами.
“Семья слов” Дождь – дожди – дождик –дождичек - дождевик - дождевичок – дождинка – дождиночка - дождливый – дождить – дождевой. Сырость – сырой – отсыреть - сыроватый – сыроежка…
“Чужое слово”. В ряд родственных слов включала одно слово, созвучное остальным, но отличное по семантике (рис, рисунок, рисовать, зарисовка; осень, синий, осенний; дождь, дрожь, дождинка, дождливый).
Поиск истоков словообразования.
Подберезовик - под березой, земляника - к земле никнет, синь - синяя, зашел - вышел - ушел - перешел и т. д.
Наполнение смыслом звукового состава слова в соответствии с его содержанием (по ассоциациям детей).
В слове жук звук [ж] жужжит при взлете, [у] - гудит в полете, [к] - хлопок крыльев, жук сел на ветку и т. п.
Особенности организации лексико-грамматических игр в структуре семантического поля
Использование семантических игр на занятиях по познавательно-речевому развитию детей значительно улучшает уровень организации лексико-грамматического строя речи и мыслительной деятельности. Разработанная и внедренная система игр стимулирует у воспитанников возникновение обширных валентностей и смысловых связей новых слов; способствует одновременному решению коррекционно-речевых и общеразвивающих задач, дети учатся:
выделять общий понятийный признак;
осуществлять классификацию на основе существенных свойств;
проявлять четкие представления о родовидовых отношениях;
дифференцировать понятия;
точно понимать значения слов;
подбирать синонимы и антонимы;
Ситуативная игра
Проводится воспитателем как занятие по развитию связной речи или коммуникативная игра «Посиделки-повязалки».
ЦЕЛИ
Объединить общим сюжетом однокоренную, антонимичную и синонимичную лексику ядерного слова пушистый.
Подобрать к ней слова, связанные по ситуации, уточнить и закрепить их значение в словосочетаниях и предложениях, сопровождающих театрализацию сюжета.
Развивать эмотивную, сенсомоторную, символьную, логическую и лингвистическую основы семантического поля слова пушистый по ходу составления рассказа «Приключения Пушистика».
* * *
Воспитатель. Лежат пушистые игрушки сами по себе. Наверное, им скучно. Поиграем с ними в «Посиделки-повязалки». Свяжем интересную историю о том, что случилось с нашимипушистиками в весеннем лесу. А помогать пушистикам будут непушистики, которые прячутся в мешке. Итак, начнем. Жил-был… (ставит в центр зеленого листа медведя.)
Дети. Пушистый медвежонок.
Воспитатель. Звали его…
Дети. Пушистик.
Воспитатель. Спал он вместе со своей мамой-медведицей…
(ставит рядом елку, затем вынимает из мешка берлогу.)
Дети. Под пушистой елкой, в берлоге.
Воспитатель. Наступила весна, пригрело… (обращается к любому ребенку с просьбой взять нужный предмет, поставить его на макет и назвать.)
Ребенок. Лучистое солнышко.
Воспитатель. Растаяли… (выкладывает вату.)
Дети. Воздушные сугробы.
Воспитатель. И побежали… (вынимает из мешка голубые ленты.)
Дети. Ручейки.
Подобным образом нужно объединить все предметы общим сюжетом.
Однокоренная игра
Проводится воспитателем общеобразовательных групп как занятия по развитию речи с элементами обучения грамоте или как фрагмент речевого занятия.
ЦЕЛИ
Образовать категориальные формы слова пушистый - существительные, глаголы, прилагательные, наречия.
Образовать с помощью приставок, суффиксов и окончаний смысловые оттенки слова пушистый.
Изменить слово пушистый по формам рода и числа.
Развивать полисенсорные основы содержательной стороны лексики.
ОБОРУДОВАНИЕ
1. Любой макет «Дерево родных слов»
2. Журнальный столик со схемами («слова-предметы, признаки, действия») и картинками.
3. Столик с домиками «они, он, оно, она» и спрятанными в них предметами (пушистые тапочки, шарф, одеяло, сахарная вата).
* * *
Дети сидят на стульчиках, расположенных полукругом. Перед ними находится дерево родных слов. Если это подготовительная группа и дети умеют читать, то на стол вниз лицевой стороной выкладываются карточки со словами, которые будут образованы в процессе игр. Эти карточки используются либо в качестве закрепления слов после их устного образования, либо в качестве подсказок, когда дети не смогут образовать слова самостоятельно. После чтения они прикрепляются к дереву родных слов вместо картинок и предметов. Педагог привлекает внимание детей к дереву, на кроне которого сидит пушистый мишка.
Педагог. На дерево родных слов забрался… (Интонацией и жестами призывает детей закончить фразу.)
Дети. Пушистый мишка.
Мишку снимают с дерева и усаживают на стол возле схемы «слова-предметы».
Педагог. Придумаем ему имя по особенностям его шерстки. Он пушистый - значит кто он?
Дети. Пушок, Пуша, Пушистик.
Педагог (перед схемой с помощью медвежьих лап выкладывает три картинки). Пушистик нарисовал свои любимые предметы. Что это?
Дети. Пух, пуховик, пушинка.
Педагог. Это родные ему слова. Прикрепите их к дереву родных слов. Какую картинку мы поставим на фишку «корень»?
Дети. Пух.
Педагог. Как образовалось от слова пух слово пуховик?
Затем Пушистик перемещается к домикам «они, он, оно, она».
Педагог. В этих домиках также живет много пушистых слов. Это подарки для нашего мишки. Заглянем туда? (Вынимает из домика «они» тапочки для медведя.) В домике «они» для Пушистика приготовлены… Что?
Дети. Пушистые тапочки.
Педагог. Посмотрите на них глазками. Как вы догадались, что тапочки пушистые?
Дети отвечают.
Из домика «он» мы вынимаем… Что?
Дети. Пушистый шарф.
Педагог. Потрогайте его ладошками и прижмите к щеке. Что вам подсказало, что шарф пушистый?
Дети отвечают.
В домике «оно» лежит… Что?
Дети. Пушистое одеяло.
Педагог. Закройте глаза. Пусть пушистость одеяла послушают ваши ушки. Каким образом разговаривает все пушистое? Что оно делает?
Дети. Шепчет, шуршит, шелестит - пушится.
Педагог. В домике «она» для мишки-лакомки припасена сладость. Что это?
Дети. Сахарная вата - пушистая вата.
Игра «Кто позвал?»
Задача: научить детей определять человека по голосу.
Оборудование: повязка.
Описание. Игра проводится с группой детей. Играющие стоят в кругу, в центре - водящий с завязанными глазами.
Взрослый, не называя имени, показывает на кого-либо из детей. Этот ребенок должен позвать водящего, который в свою очередь должен угадать, кто его позвал по голосу. Если водящий отгадал, он меняется местами с тем, кто его позвал; если не угадал, попытка повторяется другим ребенком.