Елена Маркина
Дидактическая игра как эффективное средство формирования произвольности
▼ Скачать + Заказать документы
При организации игры, особое внимание обращаю на то, чтобы дети усвоили правила и выполняли их. Часто нарушения правил проявляются в результате недостаточно логичного объяснения игры. Поэтому инструктирование детей перед началом игры – важный этап в организации их поведения. При объяснении содержания игры, акцентирую внимание детей на необходимости соблюдения правил этой игры. Для лучшего усвоения и выполнения правил предлагаю детям внимательно слушать объяснение, запоминать правила, повторять их и напоминать правила друг другу.
Публикация «Дидактическая игра как эффективное средство формирования произвольности» размещена в разделах
В дидактических играх игровые правила могут быть двух видов: правила действия и правила общения с партнерами (З. М. Богуславская; Е. О. Смирнова, причем в одной игре могут сочетаться и оба вида правил.
Правила действия определяют способы действий с предметами, их общий характер в пространстве (темп, последовательность).
Правила общения влияют на характер взаимоотношений участников игры (очередность выполнения ролей, последовательность действий детей, их согласованность).
Как показывают наши наблюдения, опыт организации игровой деятельности дошкольников сначала следует предлагать детям игры с запрещающими правилами действия, которые касаются или способа действия с предметами, или общего характера движений в пространстве. Правила действия связаны с определенными движениями, поэтому необходимость выполнения правил и сам факт их выполнения (или невыполнения) становятся наглядными. Наглядность правил (например, не оглядываться назад, не двигаться) позволяют ребенку контролировать их выполнение, как в своем поведении, так и в поведение партнеров. Например, в игре «Море волнуется раз…» от ребенка требуется сохранять неподвижность после показанной позы. В этой игре нарушение правил выступает наглядно – в виде «покачнувшейся» фигуры. В игре «Чудесный сундучок» нужно определить материал, из которого сделан предмет, на ощупь, не заглядывая в сундучок. Здесь также нарушение правил будет очевидным, если ребенок будет смотреть не прямо перед собой, а заглянет в сундучок.
Эти игры, и подобные им («Из чего сделан?», «Что это?», «Несъедобное-несъедобное», «От чего осколок?») направлены на развитие умения сдерживать себя, контролировать свои действия, самостоятельно выполнять действия без напоминания со стороны.
В дальнейшем уже можно проводить игры с запрещающими правилами общения. Они более сложные для детей, так как влияют на характер их взаимоотношений. Самое распространенное правило общения – не подсказывать другому. Как показывает наш опыт, наиболее эффективной формой развития произвольного внимания дошкольников являются игры, где есть элементы соревнования. Чтобы исключить подсказки, вводится общее привило правило – подсказанное решение не засчитывается. Например, в дидактическую игру «Кто быстрее?», где ребенок должен подобрать из множества картинок, необходимые для составления изображения, вносится элемент соревнования. Дети распределяются на пары, каждая из которых получает образец изображения, например, колобок и лиса, Емеля и щука, Красная шапочка и волк и т. д. Один ребенок должен составить изображение Красной шапочки, а другой – волка, побеждает пара, сложившая свою картинку быстрее. Подсказывать друг другу, естественно, не разрешается, та пара, которая нарушила правило, выбывает из игры. В силу своей эмоциональности дети не могут удержаться от подсказки и пытаются незаметно «помочь» своему товарищу жестами, глазами. После окончания игры я обязательно обращаю внимание детей на этическую сторону таких подсказок – попытку выиграть обманным путем. Такая беседа способствует осознанию детьми своего поведения, а значит, и развитию его произвольности. Следующее запрещающее правило общения, которое вводится в игру, - требования не нарушать очередности действий. Как показали наши наблюдения, нарушений этого правила меньше, если способ определения очередности в игре выбирается самими детьми (жребий, считалка и т. д.). Этод прием, в свою очередь, также способствует развитию произвольности, потому что дети признают справедливость такого распределения и чувствуют большую ответственность за соблюдение этого правила.
В некоторые игры мы ввели правило не выбирать одного и того же ребенка дважды. Ведущий должен отвлечься от своих симпатий и действовать в соответствии с правилами. Например, в уже знакомой нам игре «Море волнуется…», водящий, находящийся в кругу, должен выбрать на свое место игрока, лучше всех показавшего фигуру. Водящий должен объективно оценивать выполнение задания, не руководствуясь своими симпатиями, а также удерживать в памяти, кто из детей уже был в кругу.
Дидактические игры с правилами помогают детям осознать себя и свое поведение, ставить перед собой элементарные цели и достигать их, управлять собой, преодолевать импульсивность своего поведения.
Наша работа показала, что целенаправленные педагогические усилия по организации и использованию игровой деятельности способствуют формированию поведения у старших дошкольников.
Наши дети научились подчиняться обязательным игровым и реальным правилам; принимать временную неудачу, не отказываясь от попыток достичь успеха в дальнейшем; проявлять творческие способности, придумывать новые варианты.