Наталья Бургарт
Дидактическая игра по теории и технологии развития математических способностей у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
"День рождения куклы Кати"
Цель игры: Формирование математических представлений, упражнение в пересчитывании предметов а пределах 5, умение мыслить, рассуждать. Развитие памяти, внимания, логики. Обогащение содержания игры, способствование объединению детей для совместных игр.
Публикация «Дидактическая игра по теории и технологии развития математических способностей у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Материал : Воспитатель вместе с детьми заранее готовит разнообразный ассортимент "угощений" : из соленого теста (затем вместе раскрашивают изделия красками, из картона и фетра. С помощью родителей оформляются магазинный прилавок. Для игры так же понадобятся красивая скатерть, чайный набор (игрушечный, халат для продавца, красивые пакеты, для упаковывания угощений.
Ход игры:
Вос-ль: - Ребята, обратите внимание на нашу куклу Катю. Вам не кажется, что она сегодня уж очень грустная?
Дети обращают внимание на куклу и соглашаются с воспитателем.
Вос-ль: - Может быть кто то из вас знает в чем дело?
Дети высказывают свои предположения.
Вос-ль: - Может быть все так, как вы говорите, но пока я вас слушала, неожиданно поняла в чем дело. Ребята, а дело в том, что у Кати сегодня день рождения, а мы все забыли об этом замечательном событии, поэтому она и сидит такая грустная. Давайте все вместе подумаем, как исправить ситуацию, чем порадуем ее?
Дети. Можно сходить в магазин и купить подарки. Можно подарки сделать самим.
Вос- ль. Правильно. Мы с вами можем подарить наши рисунки, аппликации и поделки, а еще ребята в день рождение принято накрывать стол и подавать праздничное угощение. Как вы думаете, какие обычно угощения подают гостям в день рождения?
Дети. Пирожное, печенье, кексы, конфеты, торты, сок или чай.
Вос- ль. Ребята, а вы хотите чтобы кукла Катя перестала грустить?
Положительные ответы детей.
Вос- ль: - А может быть тогда мы с вами устроим праздничное чаепитие для куклы? Ведь все любят угощения и я думаю, кукла Катя их тоже любит.
Ребята, а ведь в день рождения мы не только ждем подарков, поздравлений и угощения, мы так же ждем встречи с друзьями. Как вы думаете, кукла Катя кого будет рада видеть на своем празднике?
Дети перечисляют:- Зайку, Мишку, Лунтика и куклу Соню.
Вос- ль:- Ой, ребята, а вдруг кукла Катя не умеет считать и запутается, сколько ей нужно поставить на столь посуды и купить угощений. Что же нам делать?
Дети:- Нужно посчитать гостей.
Вос- ль:- Молодцы. Так давайте же посчитаем.
Дети считают и отвечают:- К Кате придут четыре гостя.
Вос- ль:- Правильно, Катя ждет четырех гостей. А что же нам еще надо будет сделать?
Дети:- Расставить стулья, накрыть на стол и купить угощения.
Вос- ль:- Ой какие вы молодцы, ребята! Так сколько же стульев нам надо поставить?
Ответы детей :- Столько же, сколько и гостей- четыре.
Если дети забыли посчитать саму виновницу торжества, то пока не напоминать им об этом, с целью создания проблемной ситуации.
Вос- ль:- Правильно, четыре стула, по количеству гостей. Соня, сколько чашек для чая нужно поставит на стол?
Соня:- Четыре.
Вос- ль:- И здесь вы правы. А что же нам еще понадобится в чаепитии?
Дети:- Тарелочки для пирожных, кексов и торта, и ложечки для варенья и сахара.
Вос- ль:- Молодцы ребята, Таня напомни кукле Кате, сколько тарелочек и ложечек надо поставить на стол?
Таня:- По четыре тарелочки и четыре ложечки.
Вос- ль:- Молодцы ребята. Но нам нужна еще сахарница для сахара, чайник с горячей водой, чайник заварочный, конфетница под конфеты и молочник с молоком. Ой, ребята, я что то уже сама запуталась, сколько же нам нужно конфетниц, молочников и сахарниц?
Индивидуальные ответы детей : по одному, один молочник и т. д.
Вос- ль:- Ой, правильно ребята, этих приборов нужно нам по одному. А сколько же чайников нам понадобится, как ты думаешь Артем?
Артем:- Нам нужно два чайника.
Вос- ль:- Правильно, а каких и для чего?
Артем:- Один чайник большой- для горячей воды, а второй чайник - поменьше, для заварки.
Вос- ль:- Молодец Артем! Ребята, есть желающие помочь Кате накрыть на стол.
Несколько ребят соглашаются помочь кукле.
Вос- ль:- Итак, кукле будут помогать Артем, Данил, Соня, Таня, Арина и Ваня. Ну а мы отправимся с вами, ребята, в магазин за угощениями. Ой ребята, посмотрите на нашу именинницу. Не кажется ли вам, что глазки у Кати повеселели? Ей очень нравится наша идея с чаепитием, и то что вы помогаете ей.
Дети смотрят на куклу и соглашаются с воспитателем.
Далее ребята, вместе с воспитателем отправляются в противоположную часть группы, где оборудован магазинный прилавок. На прилавке лежат детские счеты.
Вос- ль:- Вот мы и пришли в магазин, но что то никого не видно за прилавком. Где же продавец?
Предположения ребят:- Продавец вышел, заболел и т. д.
Вос- ль:- Ой, а что же делать, как нам быть? Ведь Катя ждет нас с угощениями?
Ответы детей :- Можно выбрать кого то из нас.
Вос- ль:- Правильно, можно выбрать кого то из нас. Ребята, если вы не против, то можно я буду продавцом, я так давно об этом мечтала?
Дети соглашаются, воспитатель одевает халат продавца и становиться за прилавок.
Вос- ль (продавец) :- Добро пожаловать в наш магазин! Чем я могу быть вам полезной!
Дети:- У куклы Кати день рождения, мы помогаем ей готовиться к чаепитию! Нас послали в магазин за угощениями.
Вос- ль (продавец) :- Вам очень повезло! Сегодня в наш магазин привезли очень много различных сладостей! Скажите, кто из друзей придет поздравить Катю?
Дети:- Зайка, Мишка, Лунтик и кукла Соня!
Воспитатель, при перечислении гостей детьми, отсчитывает их количество на счетах.
Вос- ль (продавец) :- Значит гостей будет четверо. А что же любят гости.
Дети:- Зайчик любит морковку, Мишка очень любит мед, Лунтик – земляничное варенье, а кукла Соня очень любит шоколадные птрожные.
Вос- ль (продавец) :- Вы знаете ребята, морковки в нашем магазине нет, но зато можно приобрести очень вкусный морковный кекс! Я думаю, Зайка не откажется от такого угощения. А для Мишки можете приобрести очень вкусный липовый мед. Лунтик наверное не откажется от душистого земляничного варенья. Ну а для куклы Сони возьмите самое свежее шоколадное пирожное. Ну а для самой именинницы я бы вам рекомендовала взять вкусный бисквитный торт со взбитыми сливками. Ну как, вы согласны?
Дети отвечают положительно.
Вос- ль (продавец) :- По сколько же вам нужно каждого угощения?
Дети: - Нам для каждого нужно по одному угощению: один морковный кекс- для Зайки, один бочонок с медом- для Мишки, для Лунтика- одну баночку варенья, один шоколадное пирожное для куклы Сони, и один торт со взбитыми сливками – для Кати.
Вос- ль (продавец) :- Хорошо, я сейчас вам все красиво упакую. Ой, забыла предложить вам очень вкусные конфеты, шоколадные, с орешками. Мне кажется конфеты любят все, и гости куклы Кати то же не откажутся?
Дети:- Мы согласны, давайте нам еще конфет.
Вос- ль (продавец) :- Я думаю, что каждому из гостей и кукле Кате будет достаточно по одной конфете?
Дети соглашаются.
Вос- ль (продавец) :- Сколько же вам нужно конфет?
Дети считают и отвечают:- Пять конфет.
Вос- ль:- Я вам все упаковала, что вы просили, держите пакеты. Ребята, наш магазин, только сегодня работает не за деньги, а за вежливые слова!
Дети:- Большое спасибо!
Вос- ль (продавец) :- Пожалуйста, будем видеть вас снова в нашем магазине.
Дети забирают угощения и (вместе с воспитателем) присоединяются к ребятам, которые помогали кукле накрывать на стол.
Вос- ль:- Ребята, как красиво вы накрыли праздничный стол, ничего не забыли. Осталось только поставить именинный торт, и разложить остальные угощения. Как вы думаете, ребята, куда лучше всего поставить торт?
Дети:- Торт лучше поставить по середине стола.
Вос- ль:- Да, если торт будет стоять по середине стола, то его будет удобно раскладывать, а еще Кате будет удобно задувать свечи.
Дети, вместе с воспитателем, раскладывают угощения по тарелочкам.
Вос- ль:- Ну вот все и готово к празднованию Катиного дня рождения, и гости уже подошли, давайте поможем Кате встретить гостей, и рассадить их за столом.
Дети, вместе с воспитателем помогают кукле Кате встречать гостей и принимать подарки.
Вос- ль:- Ой ребята, посмотрите какие подарки принесли гости: Мишка принес шишки. Оля, сколько Мишка, в подарок Кате, принес шишек?
Оля:- Мишка принес две шишки.
Вос- ль:- Митя, а сколько Зайка подарил цветочков Кате?
Митя:- Зайка принес три цветочка.
Вос- ль:- Толик, а что же дарит Кате Лунтик?
Толик:- Лунтик дарит земляничку.
Вос- ль:- А сколько же земляничек?
Толик:- Четыре землянички.
Вос -ль:- Посмотрите, ребята, какую красивую открытку дарит своей подружке кукла Соня. Ну вот мы помогли Кате с подарками, давайте поможем посадить гостей за стол, и угостим гостей ароматным чаем со сладостями.
Ребята рассаживают гостей за стол, и вдруг обнаруживается, что кукле Кате не хватает стульчика, чашки, блюдца и ложечки.
Вос- ль:- Ой, ребята, а как же так получилось, что Кате не хватило стульчика, чашки, блюдца и ложечки?
Дети:- Мы считали гостей, а Катю забыли посчитать.
Вос- ль:- Нужно как то исправлять ситуацию, но как?
Дети:- Нужно поставить еще один стул, одну чашку, одно блюдце и одну ложечку.
Вос- ль:- По сколько предметов, ребята, вы поставили с начала?
Дети:- По четыре.
Вос- ль:- А по сколько нужно было поставить!
Дети:- По пять.
Вос- ль:- Толик, принеси еще один стул, а Варя и Диана принесут еще одну чашку, одно блюдце, одну ложечку.
Дети «исправляют» ситуацию.
Вос- ль:- Ну вот теперь все готово и всем всего хватает, можно приступать к празднованию дня рождения. Давайте все вместе поздравим Катю!
Дети и воспитатель:- С днем рождения, Катя!
Дальнейшее развитие сюжета и содержания игры. Если игра детям нравится, вызывает радостные эмоции, то они продолжают ее самостоятельно, по своему желанию. Можно увеличивать «ассортимент» угощений, а так же увеличить количество угощений для каждого гостя. Можно «приготовить» угощения самим, не покупать их в магазине и т. д.
Результативность игры. Игра «День рождения куклы Кати» показывает, что ребенок обращается к счету тогда, когда в этом появляется потребность. В данной игре перед детьми возникает практическая необходимость в счете предметов, и в названии конечного результата. Заданный ребенку вопрос ставит его перед необходимостью не только сосчитать, но и выразить словом результат счета.