Мельникова Оксана Александровна
«Матушка родимая — свеча неугасимая». Проект фольклорного праздника ко Дню матери
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта: игровой, творческий, групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Актуальность: Важно, чтобы дети понимали, что значит мама в судьбе каждого из них, какую роль она играет в семье.
Воспитание ребенка в семье не отделимо от культурных обычаев и традиций нашей Родины. Поэтому важно знакомить детей и с тем, как раньше на Руси жили, работали, растили детей женщины- матушки.
Цель: Закрепить знания детей о русских фольклорных традициях и обрядах на примере малых жанров детского фольклора; о русских народных играх. Расширить словарный запас детей, развивать память, внимание. Формировать интерес к русской культуре, учить играть в игры с правилами. Воспитывать любовь и уважение к матери, русской национальной культуре, быту.
Задачи:
- углубить знания детей о роли мамы в их жизни;
- способствовать сплочению коллектива родители-дети; привлечь родителей к работе над проектом;
- способствовать развитию детской речи через выразительное чтение стихов, пословиц, составление рассказов о маме, инсценировки;
- расширить словарный запас детей, развивать связную речь;
- развивать память, внимание, образное мышление;
- воспитывать любовь и уважение к матери, русской национальной культуре, быту.
– воспитывать доброе, заботливое отношение к маме.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
1. Дети имеют представление о матери, играющую большую роль в жизни каждого человека.
2. У детей появляется желание и стремление к эмоциональному общению с родными и близкими.
3. У детей сформировано заботливое и уважительное отношение к матери.
4. Дети знают любимые занятия своих мам.
5. У детей формируются уважение к старшему поколению, и уважение к семейным традициям и ценностям.
6. Знают стихи о мамах.
7. Дети умеют составлять рассказ о своей семье, знают пословицы и поговорки о маме.
Дети знакомы с историческими особенностями жизни женщин, мам на Руси.
Интегрирование образовательных областей:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений. Развитие игровой деятельности, формирование гендерной, семейной принадлежности. Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Развитие свободного общения со взрослыми. Развитие всех компонентов устной речи. Формирование положительного отношения к труду. Развитие трудовой деятельности, формирование первичных преставлений о труде взрослых (мамы).
Образовательная область «Познавательное развитие». Развитие познавательных интересов, интеллектуальное развитие. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, потребность в самовыражении. Развитие продуктивной деятельности, детского творчества, приобщение к изобразительному искусству.
Образовательная область: «Физическое развитие». Развитие физической активности у детей, приучать к выполнению действий по сигналу
Образовательная область: «Речевое развитие». Развитие свободного общения со взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
I. Проблема: скоро праздник – День матери. Какой сюрприз для мамы приготовить в праздничный день.
II. Разработка проекта.
1. Донести до участников проекта данную проблему.
2. Подобрать методическую и художественную литературу (стихи, пословицы, музыкальный и иллюстрированный материал по данной теме.
3. Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой деятельности.
4. Подобрать материалы для продуктивной деятельности.
5. Составить перспективный план мероприятий.
III. Реализация проекта.
Беседа с детьми «Поговорим о маме». Загадки о предметах домашнего быта, которыми пользуются мамы сейчас и пользовались в старину. Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому, рассказать о том, что мамам необходимо помогать. Иллюстрации по теме.
Дидактическая игра «Профессии». Расширять представления детей о женских профессиях, напомнить о важности и значимости труда, учить соотносить действия людей различных профессий.
Сюжетно – ролевые игры «Семья», «Кафе» «Артисты»,. Атрибуты к сюжетно – ролевым играм.
Задание- «Сюрприз для мамы»: «Мамин портрет, искусно изготовленную своими руками». Развивать творческие способности.
Чтение художественной литературы:
А. Барто «Разлука», «Мама поёт».
Н. Саконская «Разговор о маме».
В. Берестов «Праздник мам».
Е. Благинина «Мамин день», «Посидим в тишине».
Э. Успенский «Если был бы я девчонкой».
Б. Емельянов «Мамины руки».
К. Кубилинкас «Мама».
Э. Мошковская «Я маму мою обидел…
Артюхова «Трудный вечер».
Демыкина Г. «Мама».
Михалков С. «А что у вас?»
Через художественные произведения воспитывать любовь и уважение к маме.
Иллюстрированные книги с произведениями перечисленных авторов.
Рассказы детей о своих мамах. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную педагогом, воспитывать чувство гордости за своих мам.
Знакомство, разъяснение смысла и заучивание русских пословиц и поговорок о маме.
Беседы, консультации с родителями. Воспитывать культуру в уважительном и внимательном отношении к матери, бабушке, сестре, женщине вообще.
Мастер класс для мам «Танцуем вместе с детьми». Способствовать позитивной социализации детей через совместную музыкальную и двигательную деятельность
IV. Презентация проекта.
Проведение музыкальных посиделок с мамами «Мамочка родимая- свеча неугасимая»
Вручение мамам подарков, изготовленных детьми.
Приложения к проекту День матери
Приложение №1. Пословицы о маме:
Сердце матери лучше солнца греет.
Материнская рука на ласку, что пух, мягка.
Материнская забота на дне моря спасет.
У дитя заболит пальчик, а у матери – сердце.
Кто матери не слушает, тот в беду попадет.
Нет милее дружка, чем родима матушка.
При солнышке тепло, при матушке добро.
Материнская ласка конца не знает.
Приложение №2. Сюжетно-ролевые игры:
«Дочки-матери»
Цель: Игра учит взаимоотношению в семье.
Варианты игры:
«Мама и дети»
«Встреча гостей»
«Мамин День рождения» и др.
Скоморохи.
Цель: развивать у детей эмоциональную раскрепощенность, мимику, жесты, актерские качества, речь, игровую активность, расширять представления детей о профессии артиста, актера, музыканта.
Приложение №3. Словесные игры:
«Как зовут твою маму»
Цель: Закреплять знания детей Ф. И. О. своей мамы.
Игровые правила: Дети стоят в кругу, передают друг другу мяч и называют Ф. И. О. своей мамы («Мою маму зовут …»). Если ребенок затрудняется, то помогает воспитатель.
«Назови ласково»
Цель: Учить ласково обращаться к своей маме.
Игровые правила: Дети стоят в кругу, передают друг другу мяч и произносят ласковые слова, которые они говорят своей мамочке.
«Профессия мамы»
Цель: Игра учит детей соотносить действия людей различных профессий.
Игровые правила: Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает мяч ребенку, а ребенок называет, кем работает его мама и что она делает («Моя мама врач, она лечит людей»)
«Мамочка»
Кто пришел ко мне с утра? – Ма-моч-ка!
Кто сказал: «Вставать пора!»? – Ма-моч-ка!
Кашу кто успел сварить? – Ма-моч-ка!
Чаю в чашку кто налил? – Ма-моч-ка!
Кто косички мне заплел? – Ма-моч-ка!
Целый дом один подмел? – Ма-моч-ка!
Кто меня поцеловал? – Ма-моч-ка!
Кто ребячий любит смех? – Ма-моч-ка!
Кто на свете лучше всех? – Ма-моч-ка!
Приложение №4.
Открытое мероприятие, посвященное празднованию Дня Матери в старшей и подготовительных к школе группах
«Мамочка родимая- свеча неугасимая»
Цель:
Воспитывать любовь и уважение к матери, чувство благодарности. Способствовать сближению детей и родителей, развитию положительных эмоций, чувства взаимопомощи.
Задачи:
1) побуждать к развитию художественно-эстетических способностей детей;
2) развивать ассоциативное мышление детей;
3) обогащать слуховой опыт детей новыми образами;
4) развивать эмоциональную сферу детей;
• «Социально – коммуникативное развитие»: развитие свободного общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми, сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности с семьей.
Задачи ОО в интеграции:
• «Физическое развитие»: способствовать обогащению двигательного опыта через танец и физическую деятельность.
• «Познавательное развитие»: формирование первичных представлений о себе, других людях;
• «Речевое развитие»: развивать у детей потребность в общении;
• «Художественно-эстетическое развитие»: развитие эмоциональной восприимчивости, развитие чувства ритма, формирование музыкального вкуса.
Предварительная работа:
1) Разработка сценария;
2) Подбор и разучивание песен, танцев, игр;
3) создание и показ презентации
4) Подбор музыкальных заставок.
Ход праздника:
Сценарий фольклорного развлечения
для детей старшего дошкольного возраста
«Матушка родимая- свеча неугасимая»
Слайд-1
Вход под песню «Мама». Рассаживаются по периметру зала.
В зал под русскую народную музыку входит Хозяйка.
• Слайд-2
Хозяйка: Здравствуйте, красны девицы, да добры молодцы! Поздороваемся с вами, как на Руси-матушке здоровались.
(хозяйка с детьми кланяются друг другу, положив правую руку на сердце).
Как приятно, как радостно со всеми поздороваться, пожелать друг другу здоровья.
Вы, конечно, догадались, кому сегодня посвящен наш праздник?
В мире нет её роднее.
Справедливей и добрее.
Я скажу, друзья вам прямо –
Лучше всех на свете….
Дети: Мама!
• Слайд-3
Хозяйка: От чистого сердца, простыми словами,
Сегодня, друзья, мы расскажем о маме.
Дети старшей группы выходят в центр и читают стихи:
Мама — самая родная,
Самый лучший в мире друг.
Когда мама обнимает,
Сразу всё добрей вокруг.
Маме буду помогать,
Мамочку люблю я,
И не буду огорчать
Милую, родную!
Все мы очень любим маму,
Без нее всегда грустим.
И сегодня наших милых
Мам поздравить мы хотим.
Хозяйка:
Самое лучшее на свете слово «мама» или как раньше на Руси было принято говорить «матушка». Это одно из самых древних слов на земле, оно почти одинаково звучит на языках разных народов.
И сейчас я расскажу, как жила на Руси хозяйка и матушка (мама).
• Слайд-4
На Руси матушка занималась воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства.
Ребята, а как вы думаете, куда матушка в русской избе укладывала спать маленьких деток? В люльку. Это колыбелька, подвешенная к потолку. А для того чтобы ребёнок уснул, она пела колыбельную песню. И, возможно, играла на каком-нибудь музыкальном инструменте. Раньше почти в каждой избе обязательно были музыкальные инструменты! И у нас они есть.
• Слайд 5
Как вы думаете, звук какого инструмента помог бы малышу заснуть? А ваша мама поёт вам колыбельную песенку? Конечно, все мы помним колыбельную, которую пела нам мама. А сейчас наши ребята споют для мам!
ПЕСНЯ «Пела мама песню русскую»
За окном луна лебедушкой
В чистом небе проплыла.
Меня мама да на зорюшке
На рассвете родила
И запела песню русскую
Над моею головой.
Ни веселую, ни грустную,
Песню,ставшую судьбой.
Сколько лет прошло с той порушки!
Сколько раз сады цвели!
Песню мамину на зорюшке
Мы у сердца берегли.
Как ты пела песню русскую
Над моею головой.
Ни веселую ни грустную,
Песню, ставшую судьбой.
Песня та про наши рощицы
Про родимый отчий дом.
Да про тополь у околицы,
Да о матери с отцом.
С ней рассвет пылает розовый.
С песней той душе теплей.
Ты шуми, мой край березовый
Песней матушки моей.
• Слайд-6
Хозяйка: Матушка очень рано вставала, как говорили «с петухами». Выгоняла корову на пастбище, пекла в русской печи хлеб да кормила большую семью.
• Слайд 7
В русской избе угол напротив печи назывался «кут»: Внем обычно женщины готовили еду, или как говорили на Руси «стряпали». В специальном шкафу – «посуднике» хранилась кухонная посуда. Центральное место в избе занимала печь. «Кормилицей - матушкой» называли печь в народе. «Матушка – печка, укрась своих детушек», - говорила хозяйка при выпечке хлеба, пирогов. Как вы думаете, почему печь называли матушкой? (ответы детей)
Мы знаем, что наши мамы отменные хозяюшки! Но, все же, давайте в этом еще раз убедимся! Посмотрим, как наши мамы с закрытыми глазами на ощупь определят, что за крупа насыпана в блюдце!
Игра с мамами «угадай крупу»
• Слайд 8
В каждом крестьянском дворе обязательно были домашние животные. Какие это были животные? Женщины доили коров, выгоняли животных на пастбище. Вот сколько дел было у хозяек на Руси. Вот об этом в старину говорили: «Домом жить - обо всём тужить», «Дом вести - не лапти плести». А осенью, когда весь урожай был собран, собирался народ на посиделки. Себя показать, да на других посмотреть. Песни, пляски, шутки да прибаутки!
А у вас дома есть животные? Какие? А каких животных вы хотели завести? Ну что ж…готовьтесь, мамы, сейчас мы споём об этом песенку. И сыграем на ложках.
Песня «Купим мы матушка себе курочку»
Купим мы, матушка, себе курочку (2 р)
Курочка по зернышку кудах тах тах.
Купим мы, матушка, себе уточку
Уточка та-та- та- та
Курочка по зернышку кудах-тах-тах
Купим мы, матушка, себе индюшонка
Индюшонок шолды-болды
Уточка та-та- та- та
Курочка по зернышку кудах-тах-тах
Купим мы матушка себе кисоньку
А кисонька мяу мяу
Индюшонок шолды-болды
Уточка та-та- та- та
Курочка по зернышку кудах-тах-тах
Купим мы, матушка, себе собачонку
Собачонка гав гав
А кисонька мяу мяу
Индюшонок шолды-болды
Уточка та-та- та- та
Курочка по зернышку кудах-тах-тах
Купим мы, матушка, себе поросенка
Поросенок хрюки хрюки
Собачонка гав гав
А кисонька мяу мяу
Индюшонок шолды-болды
Уточка та-та- та- та
Курочка по зернышку кудах-тах-тах
Купим мы, матушка, себе коровенку
Коровенка муки муки
Поросенок хрюки хрюки
Собачонка гав гав
А кисонька мяу мяу
Индюшонок шолды-болды
Уточка та-та- та- та
Курочка по зернышку кудах-тах-тах
• Слайд 9
Хозяйка: Одним из самых древних увеселительных занятий на Руси издавна было вождение хороводов. В них участвовало большое количество народа, забава сопровождалась веселой музыкой, пением, а также хороводной игрой
• Слайд 10
Русская народная игра «Заплетися плетень»
Сначала участвуют мальчики, потом девочки.
• Слайд 11
Хозяйка: Слово «Мама» - это первое слово, которое произносит человек, когда появляется на свет. Ребята, скажите, пожалуйста, а как вы ласково называете свою маму?
Когда мама модно одевается, какая она? (Нарядная, красивая, модная)
Мама сделала причёску, какая она? (Красивая)
Когда мама заботится о вас, какая она? (Заботливая)
Когда мама улыбается, смеётся, какая она? (Весёлая, радостная)
Когда мама обнимает тебя, целует тебя, гладит по головке, какая она? (Ласковая, нежная)
Мама не сердится, даже, ели ты шалишь, какая она? (Добрая)
Мама любит делать подарки, какая она? (Щедрая)
Мы маму любим, значит она какая? (Любимая, самая лучшая)
У всех мама одна, значит она какая? (Единственная)
У меня есть волшебный сундучок. Давайте наполним его ласковыми словами для мамы!
Игра «Добрые слова» (дети передают сундучок, говоря теплые слова о маме)
Хозяйка: Молодцы! Вот сколько чудесных слов о ваших мамах собрали мы в волшебный сундучок. А пока мы его закроем, чтобы наши добрые слова не растерялись и не забылись.
В старину, когда народ собирался на посиделки, каждая девушка и женщина старалась красиво нарядиться. И наши мамы сегодня самые красивые! Но нет предела совершенству! И сейчас наши дети постараются еще красивее нарядить наших мам!
Игра «Наряди маму» (наряжают в русский наряд. Кокошники, бусы, платки Мамам тем временем дают тексты с частушками)
Хозяйка: Ну что ж нарядились! Вот какие мамы красивые! А что же это красны девицы у нас молчат, частушек веселых не поют? Попросим наших красавиц повеселить народ!
Частушки от мам
Мы частушки вам споём
Как мы весело живём
Дома тоже не скучаем
Воспитанье продолжаем
Как же ты сегодня, дочка,
Утром умывалась?
Щётка, мыло, полотенце –
Всё сухим осталось!
– Ты, сыночек, не шуми,
Ведь болеет мама!
– А ты знаешь за кого,
Конечно, за "Динамо"?
В нашем доме провиденье
Есть по имени Никто,
Оно съело всё варенье
И измазало пальто.
Раз пошёл Алёша сам
За крупой в универсам.
«Мама, а крупы там нет,
Мне пришлось купить конфет!»
Кипятила молоко,
Отошла недалеко.
Подхожу к нему опять:
Молока уж не видать.
Закопченную кастрюлю
Юля чистила песком.
Три часа под душем Юлю
Мыла бабушка потом.
• Слайд 12
Ну, а как говорится, делу – время, потехе – час. Сейчас пришла пора поиграть. Но сначала вам нужно отгадать загадку. Послушайте внимательно!
Листик к листику прижался,
Червячок чтоб не забрался.
Мне нужна всегда водица,
Чтобы силой укрепиться.
И расту я густо, густо –
Я зелёная…
Дети: Капуста!
Русская народная хороводная игра «Вейся, завейся капуста»
(после хоровода остаются в кругу)
(Играют дети старшей группы)
Хозяйка: Ребята, с давних времён люди почитали, то есть уважали родную матушку. Есть такая пословица: «При солнышке – тепло, при матушке – добро». Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Хозяйка: Солнышко светит и становится тепло, светло, ясно. А при матушке – добро. Это значит, мама заботится о вас, оберегает, готовит вкусную еду, покупает игрушки, жалеет вас, говорит ласковые слова. И вам с мамой рядышком спокойно и хорошо.
А теперь пора играть. Мамочку свою искать.
• Слайд 13
Хороводная игра «Найди маму»
Хозяйка: Чтож, дорогие друзья, вот и подходит к завершению наш праздник! Наши осенние посиделки с мамами в русском народном стиле. Мы живем в нашей прекрасной стране. И, конечно, должны знать обычаи наших предков. Как называется наша родина? А любовь к родине начинается с любви к своей маме! Ведь мама и родина неразрывно связаны! Вы согласны со мной? Тогда я предлагаю всем вместе спеть песню о нашей Родине!
• Слайд 14
Песня «У моей России длинные косички»
Танец для мам 3 и 6 гр
Хозяйка: Вот и закончились наши осенние посиделки. И в эти уходящие осенние деньки мы хотим еще раз поздравить вас с добрым светлым праздником - Днем Матери. Пусть во всех семьях царит покой, благополучие и взаимопонимание. И пусть наши дети приносят нам лишь радость, счастье и любовь.
Мама - солнце,
Мама – сказка,
Мама – ты всегда прекрасна!
Мама – лучше всех на свете.
Вы любите маму, дети!
Дружно скажут наши дети:
Дети: Мама — лучшая на свете!