Ирина Родина
Консультация для педагогов «Мини-музей в ДОУ как средство воспитания и образования детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Пермский край, пос. Звездный МБДОУ д/с ЦРР "Звездочка"
Подготовили: Патракова Л. А., Бегма З. С.
Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания.
Ф. Дзери
Понятие «музейная педагогика» было сформулировано и введено в научный оборот в начале XX в. в Германии. Однако те методы и приёмы, которые в последствии получили название «музейная педагогика», использовались уже в Советской России создателями первых детских музеев ещё в 20-е годы прошлого столетия. Это Н. Д. Бартрам – основатель первого детского музея в нашей стране (музей игрушки, Я. П. Мексин – директор музея детской книги, А. У. Зеленко – создатель неосуществлённого проекта Детского дворца, в котором, как предполагалось, найдётся место не только музейным экспозициям, но и театру и даже площадкам отдыха для детей. К сожалению, успешные начинания Бартрама, Зеленко и Мексина уже в 30-х годах были преданы забвению.
Публикация «Консультация для педагогов „Мини-музей в ДОУ как средство воспитания и образования детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
Музей, хранитель подлинных свидетельств прошлого, - по-прежнему остается уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры, а музейная педагогика со своими методами и средствами способна усилить воздействие музея на любознательную душу ребенка. В музейной педагогике важно дать детям представление о том, что процесс становления и развития окружающего мира сложен и длителен, но не менее сложен и интересен путь его познания.
Включение музеев в образовательно-воспитательный процесс – дело не такое простое. Педагоги, родители могут водить своих воспитанников в музей едва ли не каждый месяц, а ожидаемый результат всё не достигается – дети продолжают скучать. Дело вовсе не в частоте посещений, а в степени подготовленности ребёнка к восприятию предметного, условного музейного языка. Задача педагогов в том и состоит, чтобы помочь маленькому человеку в этой непростой очень важной деятельности.
На первый план выдвигаются задачи помочь ребенку увидеть «музей» вокруг себя, т. е раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно анализировать, сопоставлять, делать выводы. Особое внимание уделяется эстетическим, психологическим, социальным и культурологическим аспектам развития ребенка, а в частности:
• формированию художественных предпочтений;
• формированию навыков общения с музейной средой, развитию речи на основе знакомства с музейными экспонатами;
• формированию визуальной культуры;
• формированию навыков познавательной деятельности;
• развитию творческих способностей путем овладения навыками материально-художественной деятельности.
Музейно-педагогическая деятельность может осуществляться как в условиях музейной среды, так и в любом ином пространстве – детском саду, учреждении дополнительного образования, дома, на улице, среди живой природы и т. д. Музеи в детском саду называют «мини-музеями». Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками, поделками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Так, например, музей книги может появиться в подготовительной группе, а для малышей создается мини-музей игрушек-забав.
Цели и задачи мини-музея :
• Реализация направления «Музейная педагогика».
• Обогащение предметно-развивающей среды в ДОУ.
• Обогащение воспитательно -образовательного пространства новыми
формами.
• Формирование у дошкольников представления о музее.
• Расширение кругозора у дошкольников.
• Развитие познавательных способностей и познавательной
деятельности.
• Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
• Формирование умения самостоятельно анализировать и
систематизировать полученные знания.
• Развитие творческого и логического мышления, воображения.
• Формирование активной жизненной позиции.
Принципы воспитания музейной культуры :
Принцип культуросообразности в воспитании, согласно современной трактовки, предполагает, что «воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям».
Принцип расширения связей ребёнка с окружающим миром предполагает преодоление имеющейся в дошкольных образовательных учреждениях замкнутости системы воспитательной работы, обогащение общения детей с окружающим социумом и природой, проникновение в мир других людей, приобщение к культуре родного края.
Принцип приоритетности регионального культурного наследия означает воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, соседям, друзьям, бережного отношения к природе родного края; приобщение ребёнка к национальному культурному наследию, образцам национального, в том числе, местного фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников.
Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребёнка требует создание условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребёнка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.
Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. От занятия к занятию, от экскурсии к экскурсии, из года в год взрослые вводят ребёнка в мир народной культуры.
Основными формами приобщения детей к культурному наследию
мини-музеев являются :
• Беседы с детьми.
• Экскурсии для детей и родителей.
• Самостоятельное рассматривание экспонатов.
• Мастер-класс по изготовлению экспонатов.
• Работа творческой группы по пополнению мини-музея экспонатами.
Где расположить мини-музеи
Народная мудрость гласит: «Кто хочет – ищет возможности, кто не хочет – ищет причины».
Даже в стесненных условиях можно найти место для организации мини-музея. Это может быть картонная ширма-раскладушка, используемая как передвижной мини-музей. У любого места расположения могут быть и плюсы и минусы. Идеальных условий нет, если это не предусмотрено в проекте застройки детского сада.
Размещение мини-музея в групповом помещении
Этот вариант представляет возможность выстраивать материал музея постепенно. По мере получения новой информации. Воспитатель может в любое время обратиться к материалам музея, а дети группы по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, использовать некоторые экспонаты для своих сюжетных и творческих игр. Однако, расположение мини-музея в группе имеет минусы. Доступ к нему имеет одна группа. Удаленность от раздевальной комнаты ограничивает свободное общение детей с родителями по теме музея. Кроме того родители других групп не имеют полного представления о работе музея.
Размещение мини-музея в раздевальной комнате
Если позволяет площадь, то вариант размещения мини-музея в раздевалке имеет такие же преимущества, как и в группе. Кроме того у детей появляется возможность общения с родителями по теме музея.
Размещение мини-музея в изостудии
На первый взгляд такой вариант размещения вполне уместен. Можно выделить пространство для экспонатов народного декоративно-прикладного искусства (дымка, гжель, хохлома). Но чтобы мини-музей не сливался с общим фоном изостудии необходимо проявить большие дизайнерские способности.
Размещение мини-музея в холлах
В этом варианте мини-музеи находятся в общедоступном месте, что дает возможность посещать их в любое удобное время. Рассматривать экспозиции могут все родители, в том числе индивидуально со своими детьми. Мини-музей дает стимул для общения. В тоже время открытый и бесконтрольный доступ к музею ограничивает возможность представления в нем редких и ценных экспонатов.
Оформление мини-музея
Внимание детей дошкольного возраста еще не достаточно сформировано. Оно отличается кратковременностью, неустойчивостью. Поэтому эффективность всей работы в мини-музее будет зависеть от удачного расположения и привлекательности экспонатов.
Виды оформления мини-музея :
Горизонтальное размещение экспонатов на одной плоскости
(музей камня или морских обитателей лучше будут просматриваться на
одной плоскости) .
Занятия с детьми по музейной культуре должны решать
следующие задачи:
• Формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;
• Формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, художественное восприятие действительности;
• Формировать устойчивую потребность и навыки общения с памятником, с музеем;
• Развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
• Формировать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;
• Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.
Оценивать результаты детского творчества следует с позиции сформированности у ребенка основ музейной культуры. В своих работах, ответах дети должны проявить следующие умения и навыки:
• Видеть в предметах окружающей действительности широкий историко-культурный контекст;
• Выявлять предметы музейного значения дома, в детском саду, на улице, у знакомых - в окружающем мире;
• Проявлять устойчивый интерес к музею как к уникальному феномену культуры;
• Владеть навыками восприятия особого образного языка музейной экспозиции;
• Эмоционально воспринимать культурное наследие в различных формах его существования;
• Обладать навыками общения с культурным наследием: уметь вести себя в музее, на выставке, иметь навык пристального разглядывания объекта, вещи.