Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Мини-музей в ДОУ как средство воспитания и образования детей дошкольного возраста»

Ирина Родина
Консультация для педагогов «Мини-музей в ДОУ как средство воспитания и образования детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Пермский край, пос. Звездный МБДОУ д/с ЦРР "Звездочка"

Подготовили: Патракова Л. А., Бегма З. С.

Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания.

Ф. Дзери

Понятие «музейная педагогика» было сформулировано и введено в научный оборот в начале XX в. в Германии. Однако те методы и приёмы, которые в последствии получили название «музейная педагогика», использовались уже в Советской России создателями первых детских музеев ещё в 20-е годы прошлого столетия. Это Н. Д. Бартрам – основатель первого детского музея в нашей стране (музей игрушки, Я. П. Мексин – директор музея детской книги, А. У. Зеленко – создатель неосуществлённого проекта Детского дворца, в котором, как предполагалось, найдётся место не только музейным экспозициям, но и театру и даже площадкам отдыха для детей. К сожалению, успешные начинания Бартрама, Зеленко и Мексина уже в 30-х годах были преданы забвению.

Публикация «Консультация для педагогов „Мини-музей в ДОУ как средство воспитания и образования детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Музей, хранитель подлинных свидетельств прошлого, - по-прежнему остается уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры, а музейная педагогика со своими методами и средствами способна усилить воздействие музея на любознательную душу ребенка. В музейной педагогике важно дать детям представление о том, что процесс становления и развития окружающего мира сложен и длителен, но не менее сложен и интересен путь его познания.

Включение музеев в образовательно-воспитательный процесс – дело не такое простое. Педагоги, родители могут водить своих воспитанников в музей едва ли не каждый месяц, а ожидаемый результат всё не достигается – дети продолжают скучать. Дело вовсе не в частоте посещений, а в степени подготовленности ребёнка к восприятию предметного, условного музейного языка. Задача педагогов в том и состоит, чтобы помочь маленькому человеку в этой непростой очень важной деятельности.

На первый план выдвигаются задачи помочь ребенку увидеть «музей» вокруг себя, т. е раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно анализировать, сопоставлять, делать выводы. Особое внимание уделяется эстетическим, психологическим, социальным и культурологическим аспектам развития ребенка, а в частности:

• формированию художественных предпочтений;

• формированию навыков общения с музейной средой, развитию речи на основе знакомства с музейными экспонатами;

• формированию визуальной культуры;

• формированию навыков познавательной деятельности;

• развитию творческих способностей путем овладения навыками материально-художественной деятельности.

Музейно-педагогическая деятельность может осуществляться как в условиях музейной среды, так и в любом ином пространстве – детском саду, учреждении дополнительного образования, дома, на улице, среди живой природы и т. д. Музеи в детском саду называют «мини-музеями». Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками, поделками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Так, например, музей книги может появиться в подготовительной группе, а для малышей создается мини-музей игрушек-забав.

Цели и задачи мини-музея :

• Реализация направления «Музейная педагогика».

• Обогащение предметно-развивающей среды в ДОУ.

• Обогащение воспитательно -образовательного пространства новыми

формами.

• Формирование у дошкольников представления о музее.

• Расширение кругозора у дошкольников.

• Развитие познавательных способностей и познавательной

деятельности.

• Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.

• Формирование умения самостоятельно анализировать и

систематизировать полученные знания.

• Развитие творческого и логического мышления, воображения.

• Формирование активной жизненной позиции.

Принципы воспитания музейной культуры :

Принцип культуросообразности в воспитании, согласно современной трактовки, предполагает, что «воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям».

Принцип расширения связей ребёнка с окружающим миром предполагает преодоление имеющейся в дошкольных образовательных учреждениях замкнутости системы воспитательной работы, обогащение общения детей с окружающим социумом и природой, проникновение в мир других людей, приобщение к культуре родного края.

Принцип приоритетности регионального культурного наследия означает воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, соседям, друзьям, бережного отношения к природе родного края; приобщение ребёнка к национальному культурному наследию, образцам национального, в том числе, местного фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников.

Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребёнка требует создание условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребёнка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.

Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. От занятия к занятию, от экскурсии к экскурсии, из года в год взрослые вводят ребёнка в мир народной культуры.

Основными формами приобщения детей к культурному наследию

мини-музеев являются :

• Беседы с детьми.

• Экскурсии для детей и родителей.

• Самостоятельное рассматривание экспонатов.

• Мастер-класс по изготовлению экспонатов.

• Работа творческой группы по пополнению мини-музея экспонатами.

Где расположить мини-музеи

Народная мудрость гласит: «Кто хочет – ищет возможности, кто не хочет – ищет причины».

Даже в стесненных условиях можно найти место для организации мини-музея. Это может быть картонная ширма-раскладушка, используемая как передвижной мини-музей. У любого места расположения могут быть и плюсы и минусы. Идеальных условий нет, если это не предусмотрено в проекте застройки детского сада.

Размещение мини-музея в групповом помещении

Этот вариант представляет возможность выстраивать материал музея постепенно. По мере получения новой информации. Воспитатель может в любое время обратиться к материалам музея, а дети группы по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, использовать некоторые экспонаты для своих сюжетных и творческих игр. Однако, расположение мини-музея в группе имеет минусы. Доступ к нему имеет одна группа. Удаленность от раздевальной комнаты ограничивает свободное общение детей с родителями по теме музея. Кроме того родители других групп не имеют полного представления о работе музея.

Размещение мини-музея в раздевальной комнате

Если позволяет площадь, то вариант размещения мини-музея в раздевалке имеет такие же преимущества, как и в группе. Кроме того у детей появляется возможность общения с родителями по теме музея.

Размещение мини-музея в изостудии

На первый взгляд такой вариант размещения вполне уместен. Можно выделить пространство для экспонатов народного декоративно-прикладного искусства (дымка, гжель, хохлома). Но чтобы мини-музей не сливался с общим фоном изостудии необходимо проявить большие дизайнерские способности.

Размещение мини-музея в холлах

В этом варианте мини-музеи находятся в общедоступном месте, что дает возможность посещать их в любое удобное время. Рассматривать экспозиции могут все родители, в том числе индивидуально со своими детьми. Мини-музей дает стимул для общения. В тоже время открытый и бесконтрольный доступ к музею ограничивает возможность представления в нем редких и ценных экспонатов.

Оформление мини-музея

Внимание детей дошкольного возраста еще не достаточно сформировано. Оно отличается кратковременностью, неустойчивостью. Поэтому эффективность всей работы в мини-музее будет зависеть от удачного расположения и привлекательности экспонатов.

Виды оформления мини-музея :

Горизонтальное размещение экспонатов на одной плоскости

(музей камня или морских обитателей лучше будут просматриваться на

одной плоскости) .

Занятия с детьми по музейной культуре должны решать

следующие задачи:

• Формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;

• Формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, художественное восприятие действительности;

• Формировать устойчивую потребность и навыки общения с памятником, с музеем;

• Развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;

• Формировать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;

• Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.

Оценивать результаты детского творчества следует с позиции сформированности у ребенка основ музейной культуры. В своих работах, ответах дети должны проявить следующие умения и навыки:

• Видеть в предметах окружающей действительности широкий историко-культурный контекст;

• Выявлять предметы музейного значения дома, в детском саду, на улице, у знакомых - в окружающем мире;

• Проявлять устойчивый интерес к музею как к уникальному феномену культуры;

• Владеть навыками восприятия особого образного языка музейной экспозиции;

• Эмоционально воспринимать культурное наследие в различных формах его существования;

Обладать навыками общения с культурным наследием: уметь вести себя в музее, на выставке, иметь навык пристального разглядывания объекта, вещи.

Публикации по теме:

«Музейная педагогика в развитии и воспитании детей в условиях ДОУ» (из опыта работы) Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит.

Экскурсия в Новоузенский краеведческий музей.Экскурсия в Новоузенский краеведческий музей. Многие из нас помнят строки С. Михалкова:"В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора. Я поведу тебя в музей- сказала мне сестра. ".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Мини-музей в ДОУ как средство воспитания и образования детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 25 января 2015 в 21:51
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Мини-музей в ДОУ как средство воспитания и образования детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Родина (УИ 184859) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД