Мария Садыкова
Дидактическая игра как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Сенсорный, чувствительный опыт служит источником познания мира. Упущение в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируется с трудом, а порой невосполнимы. Поэтому значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить.
Публикация «Дидактическая игра как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сенсорное развитие, с одной стороны составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой – имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду.
Существуют этапы целенаправленного развития сенсорных способностей :
• 1 этап - формирование сенсорных эталонов;
• 2 этап - обучение способам обследования предмета (форма, цвет, величина);
• 3 этап - развитие аналитического восприятия: умения разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволяет создать систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.
Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания.
Дидактическая игра - явление сложное, но в ней отчётливо обнаруживается структура. Успешность игры – в ее результативности, поэтому подготовка к игре – это уточнение имеющегося багажа знаний и умений или формирование их.
Осваивая сенсорный опыт стихийно, без систематического руководства со стороны взрослых, ребенок длительно идет путем проб и ошибок. И только по средствам различных дидактических игр ребенок наиболее легко все усваивает.
Можно выделить следующие виды дидактических игр, способствующие сенсорному развитию :
• Игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т. д. Игровое действие здесь элементарно, по своему характеру оно часто совпадает с практическим действием с предметами.
• Игры с прятаньем и поиском, основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов, их поиску и нахождению.
• Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью.
Учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка можно выстроить работу по сенсорному воспитанию поэтапно.
1 этап. Накопление сенсорного опыта.
Ознакомление детей с сенсорными эталонами.
Обучение детей обследованию предметов проводить последовательно. Дидактический материал вызывает у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обмениваются предметами, сравнивают их, делают умозаключение : «Такой же шарик. Предметы одинаковые. Цветочки разные.» Дети учатся сравнивать, сопоставлять цвета. Работу по цвето-восприятию можно продолжить в сюжетно-ролевой игре «Семья». Предложить для куклы в красном платье налить чай красную чашку и поставить на блюдце такого же цвета.
2 этап. Закрепление знаний, умений детей по сенсорному воспитанию.
Закреплять умение определять цвет, форму, величину предметов. Дидактические игры разученные ранее используют в интегрированном образовательном процессе:
-в образовательной области «Познавательное развитие»( «В какую коробочку», «Чудесный мешочек».)
в художественно- эстетическом развитии( «Разноцветные капли», «Сложи узор» и др.)
- в речевом развитии( «Назови какой», «Кто вышел погулять») .
3 этап. Обобщение умений и использование игр в совместной и самостоятельной деятельности.
На этом этапе работы предлагать детям такие дидактические игрушки : башенки из различных геометрических фигур, пирамидки разной величины. Можно предложить игры с природного материала, дети с удовольствием сортируют его по коробочкам, выкладывают узор по образцу.
Ребятам, хорошо усваивающим программу, задания в дидактических играх можно менять и усложнять. Малышам, трудно усваивающим материал, предлагать задания в облегченном варианте.
Сенсорное развитие у детей раннего возраста прослеживается во всех образовательных областях:
• Социально-коммуникативное развитие происходит через развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками в дидактических и сюжетно-ролевых играх.
• Позновательное развитие происходит через формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета, формы, величине, вкусе, звучании, количестве, части и целом.
• Речевое развитие происходит через обогащение активного словаря.
• Художественно-эстетическое развитие - это развитие сенсорного восприятия.
• Физическое развитие - это развитие мелкой моторики обеих рук.
Мной разработаны и систематизированы дидактические игры и пособия по сенсорному развитию детей. Сейчас представлю вашему вниманию наиболее интересные пособия:
• Дидактическая игра «Цветок для бабочки»
Цель: Собрать одинаковые по цвету лепестки в один цветок и посадить на него бабочку такого же цвета.
Задачи: Учить детей различать цвета и использовать название цветов в речи. Развивать цветовое восприятие, внимание.
Мотивация:
«На полянке был сильный ветер, и у всех цветов лепестки разлетелись и перепутались. Давайте их найдем.»
«Прилетели бабочки, давайте их спрячем на цветочках»
• Дидактическая игра : «Составь предмет»
Цель: Собрать предметы из геометрических фигур
Задачи: учить составлять силуэт предмета из отдельных частей; различать цвета и использовать название цветов в речи. Развивать цветовое восприятие, внимание.
• Развивающая игра для развития мелкой моторики «Накорми поросенка»
Цель: накормить поросенка фасолью
Задачи: Учить детей складывать предметы по одному в отверстие с ограниченной площадью. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Мотивация:
«Поросенок гулял на лужайке, и проголодался. Давайте, накормим поросенка фасолью!»
• Дидактическая игра “Бусы ”
Цель: обучение приемам работы по образцу и создания бус
Задачи: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации; формирование умения сочетать по цвету;
Мотивация: «Кукла Маша собралась в гости. Она хочет быть нарядной, и просит, чтобы мы смастерили ей бусы!»
Важно, чтобы окружающий мир был обогащен развивающей предметной средой, подобраны игрушки, игровые пособия, стимулирующие зрительные, тактильные, обонятельные ощущения.
Дидактические игры дают педагогу возможность проследить процесс сенсорного развития, позволить оценить эффективность применяемых средств сенсорного воспитания и в случае необходимости привлечь новые.
Систематическое проведение дидактических игр способствует более качественному и полноценному познанию и восприятию детьми окружающей действительности.