Ольга Ковязина
Дидактическая игра как средство развития связной речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Именно в игре ребёнок свободно владеет речью,
Говорит то, что думает, а не то, что надо.
Не поучать и обучать, а играть с ним,
Фантазировать, сочинять, придумывать
- вот, что необходимо ребёнку»
Джанни Родари
Развитие речи играет большую роль в становлении личности ребёнка – дошкольника. Язык и речь связанны одними и теми же психическими процессами - мышлением, воображением, памятью, эмоциями. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным средством приобщения к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Публикация «Дидактическая игра как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Дошкольный возраст это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Развитие речи детей в игровой деятельности наиболее актуально, так как в дошкольном возрасте «игра» — это ведущая деятельность. Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать её, это возможно по средствам разнообразных игр, игровых методик, разработанных с учетом интересов детей данного возраста.
Считается, что речевое общение детей с взрослыми является источником познания маленьким ребенком окружающего мира. Детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Основные задачи работы по развитию речи детей в детском саду : развитие речевого аппарата у детей, его гибкости, четкости, развитие речевого слуха; накопление содержания речи; работа над формой речи, ее структурой.
Однако известно, что умение играть (особенно это относится к ранним этапам дошкольного детства) возникает не путем автоматического переноса, в игру усвоенного в повседневной жизни. Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.
В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если его речь несовершенна. Однако постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его хорошо понимали сверстники и взрослые. Поэтому овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте.
Изучая методическую литературу, опыты известных педагогов по данной проблеме и наблюдая за речью и играми детей, я пришла к выводу, что через игру у детей дошкольного возраста развитие речи происходит быстрее. Почему? Да потому, что в дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности. Уже с самого раннего возраста детям доступны дидактические игры. При их помощи детям передаются определенные знания, формируются представления об окружающем мире, развивается речь, а также обучение игре. Детский сад совместно с семьей является первым звеном системы по развитию речи дошкольников, поэтому не случайно перед воспитателями встает задача формирования речевой деятельности детей. Уровень развития речи детей в дошкольном учреждении зависит от проводимых мероприятий. Если в группе совместно с родителями будет создана правильная система работы по данному направлению, то уровень развития речи детей возрастет, обогатится и расширится словарь, усовершенствуется звуковая культура речи и развитие монологической речи. Для меня, как для воспитателя, очень важна и диалогическая речь.
В результате своей практической деятельности я выяснила, что не каждого ребенка легко побудить к активной деятельности на занятии или в игре. У некоторых детей пропадает интерес и, естественно, появляется отставание от сверстников. Преодолеть такое положение стало возможным в результате поиска более интересных форм воспитания и обучения, создания атмосферы сотрудничества в группе, дающей каждому веру в возможность движения вперед. С этой целью я в течение трех лет работаю над темой «Дидактическая игра как средство развития связной речи детей». Педагоги и психологи пришли к выводу о необходимости выбора методов, форм обучения, наиболее приближенных к естественной детской деятельности. Дидактические игры является одним из них. Этим обусловлена актуальность изучаемой мной темы.
Идеи развития речи дошкольников с использованием дидактических игр отражены в теории и практике дошкольного воспитания. А именно: в статьях, методических работах C.Л Новоселовой «Игра дошкольника», А. И. Сорокиной «Дидактические игры в детском саду», А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», Е. И. Удальцовой «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников».
Изучив внимательно их методические разработки и «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, в которой говорится: «С помощью дидактических игр осуществляется сенсорное воспитание, развиваются познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязей простых явлений, я пришла к выводу, что необходимо использовать дидактическую игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни». Особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей, они способствуют формированию у детей психических качеств : внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Такие игры учат детей применять имеющиеся знания в разных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.
Прежде, чем начать работу по данной теме, я изучила ряд методической литературы. Такой как: пособие под редакцией С. Л. Новоселовой «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста», «Развитие речи в детском саду» В. В Гербова, «Игры и игровые упражнения для развития речи детей» Г. С. Швайко, А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», Е. И. Удальцова «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников». Ознакомилась с программами по развитию речи детей дошкольного возраста : «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» О. С. Ушаковой, программа «Детство» : Развитие речи А. К. Бондаренко, программа «Развитие речи дошкольников» Е. И. Тихеева.
Для успешного решения задач по развитию речи детей я использую следующие формы и методы работы:методическая деятельность, работа с родителями, ознакомление с художественной литературой, дидактические игры, занятия, наблюдения, беседы, художественное творчество.
Таким образом, проводимая мною работа по развитию связной речи тесно связана со всеми видами детской деятельности. В своей работе я использую различные виды дидактических игр, но особое внимание уделяю словесным дидактическим играм. В процессе дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер, а также дидактическая игра помогает закрепить полученные знания при обучении.
Для моей работы в области развития речи хорошим помощником стал журнал «Дошкольное воспитание», на его страницах которого педагоги делятся своим опытом и своими наработками по развитию речи детей через дидактические игры. После двух лет у детей совершенствуется понимание речи и происходит скачок в развитии активной речи. Они начинают употреблять не только отдельные слова, но и простые, короткие фразы. В ходе занятий по развитию связной речи, кроме образца, я стараюсь, чтобы ребёнок сам произносил ответы на вопросы.
К каждому ребёнку осуществляю индивидуальный подход, особенно к детям, которые проявляют недостаточную речевую активность; чаще обращаюсь к ним в ходе занятия и в процессе игры.
Каждое утро я занимаюсь с детьми разнообразными дидактическими играми : игры с дидактическими игрушками, дидактическими пособиями, настольно-печатными играми, играми-путешествиями, играми-загадками, «лото», «конструктор», «домино», различными мозаиками. Рассматриваем вместе с детьми красочные альбомы по различным темам («Овощи на грядках», «Домашние животные», «Ягоды и фрукты» и т. д., которые помогают запоминать их и закреплять названия. Рассматриваем книжки - малышки, которые детям очень нравятся, и они конечно сами того не замечая, овладевают различными знаниями, обогащают и развивают словарный запас. После ужина мы с удовольствием разбираем и собираем матрёшек, играем в игры – шнуровки, украшаем коврик –застегивая и расстегивая пуговицы, учимся нанизывать бусинки на верёвочку, бусы для куклы, что помогает в развитии мелкой моторики рук. Ежедневно играем в разные дидактические игры примеряя на себя новые роли. В одних мы - путешественники, в других художники, в третьих помощники, а в других мы фантазируем, что было бы, если бы у нас была, например, волшебная палочка или сапоги-скороходы, или волшебный ковер.
В средней группе практиковала интенсивную работу по углублению знаний детей о различных предметах. Пассивный и активный словарь дошкольников обогащается за счет названий частей и деталей предметов, их качеств и свойств (цвет, форма, величина, фактура, а также понятий, характеризующих пространственные и временные отношения и обобщающие слова, например: одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, фрукты, цветы, птицы, животные. Группировать знакомые предметы и классифицировать их ( посуда: чайная, столовая, кухонная; обувь: летняя и зимняя)- все эти знания незаметно для детей в игровой форме запоминаются и закрепляются с помощью дидактических игр.
Художественные произведения рассматриваю как самоценность. Детям читаю каждый день, формируя у них интерес к чтению, продолжаю учить детей рассматривать книги, соотносить иллюстрации с содержанием произведений.
Каждый день я провожу индивидуальную работу с детьми по развитию речи, мы разучиваем потешки, проговариваем скороговорки, повторяем шутки-чистоговорки, которые я предлагаю, дети начинают сочинять их сами, подыскивая слова, заканчивающиеся на определенный слог, рифмующиеся с их именами, и т. д. Эти навыки мы закрепляем в играх и беседах с детьми, проводим речевую гимнастику, разучиваем считалки для разных игр (на улице, в группе, в режимных моментах, учим стихи, рассказываем все вместе сказки («Репка», «Курочка Ряба», и т. д.).
В средней группе начинается работа по обучению детей монологической речи. После 4 лет дети начинают стремительно "взрослеть". Обучение их рассказыванию становится более успешным, особенно, если начинать с описания игрушек. Успех занятия подчас зависит от выбора игрушки. Она должна привлекать детей своей необычностью, образностью (неваляшка, утенок в смешном наряде, печальный зайчик и т. д.). Я заранее составляю рассказ-описание игрушки, выделив в нем основные предложения (их обычно три, которые помогут детям описать игрушку, рассказать о чем-то конкретном. Например, сначала о том, как красива кукла (Наша кукла очень красивая. У нее большие синие глаза, румяные щечки). Затем, какая она нарядная, а позже о том, что кукла – игрушка музыкальная. На первых занятиях по обучению рассказыванию предлагаю короткие (продолжительностью 3–4 минуты) игры-инсценировки. Например, утенок прячется, и дети зовут его: "Желтый пушистенький Кряк, выходи!", или сообщают зайцу: "Видим, видим твои длинные белые уши". Они угадывают, какого цвета у персонажа глаза, соглашаются или опровергают его мнение по поводу собственной внешности, размышляют, отчего грустен заяц и как следует поступить, чтобы помочь ему. Знания, полученные на занятиях, прогулках, во время разнообразной деятельности детей уточняются, конкретизируются, закрепляются потом в дидактических играх.
В своей работе «Развитие связной речи через дидактическую игру», я ставлю и решаю следующие задачи:
1. Развитие понимания речи.
2. Закрепление умение детей по указанию взрослого подбирать знакомые предметы по цвету, по форме, величине.
3. Расширение и обогащение представлений детей об окружающем.
4. Формирование обобщённых представлений о предметах и действиях.
5. Развитие активной речи; обогащение и расширение словаря.
6. Совершенствование звуковой культуры речи.
7. Расширение активного словаря: научить называть предметы, их назначение, состояние людей, использовать существительные, прилагательные, глаголы.
8. Формирование умение называть предметы ближайшего окружения в естественной среде, на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста.
9. Формирование развития потребности детей в общении посредством речи.
10. Обучение простым формам монологической и диалогической речи.
Все воспитатели нашего детского сада стараются создать условия для проведения дидактических игр, которые, как мы считаем, помогают обучать ребёнка и обогащать его знаниями, развивают умственные способности и речь.
Мною изготовлены следующие дидактические пособия :
1. Игры на развитие мелкой моторики рук : «Укрась коврик», «Собери бусы куклам».
2. Дидактические пособия : книжки- малышки «Времена года», «Овощи в загадках».
способствующие развитию восприятия цвета : «Что?»
3. Игры, «надеваем?», «Овощи в загадках», «Найди пару».
4. Игры на развитие восприятия величины : «Отгадай предмет по названию его частей», «Какой, какая, какие».
5. Игры для ознакомления с окружающим миром: «Кто что умеет делать?», лото «Предметный мир», лото «Принцессы», лото «Что к чему?».
Опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии совместной работы родителей и педагогов.
При этом работа должна быть построена таким образом, чтобы родители являлись равноправными участниками развивающего процесса. Только опираясь на семью, нашими совместными усилиями мы сможем решить главную задачу - развитие полноценной речи детей. В работе с родителями я использую как традиционные формы работы (беседы, консультации, собрания, так и нетрадиционные (деловые игры, дискуссии). Еще одна форма работы с семьей - это педагогические ширмы, в которых родителям даю конкретные, четкие, практические советы по какой- либо теме. Мною были разработаны консультации, памятки для родителей, проведены тематические родительские собрания: «Игры и упражнения по развитию речи детей 3-4 года жизни», «Развитие речи младших дошкольников», «Дидактическая игра и развитие речи детей», «Рекомендации родителям по развитию речи» и др. Собрания старалась проводить в игровой форме, чтобы родители немного почувствовали себя детьми, отключились от повседневных забот. А самое главное научились сами играть и могли научить играть своих детей.
В индивидуальной беседе стараюсь тактично объяснить родителям, дети которых нуждаются в помощи специалистов, всю серьезность положения. Ведь многие родители считают, что ребенок заговорит сам, но это к сожалению, не так. Часто советую родителям больше разговаривать с детьми, читать книжки на ночь, даже на кухне, когда готовят ужин можно поиграть в словесные игры. Многие родители прислушиваются к советам, и когда был виден результат, говорят спасибо.
В работе с родителями использую разнообразные формы и методы:
-анкетирование,
- размещение информации в уголке для родителей в виде консультаций, папок-передвижек.
-привлечение к совместному творческому труду,
-родительские собрания, «круглые столы».
В ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы, произошли существенные положительные изменения в развитии речи детей.
1. Повысился уровень речевой деятельности детей.
2. Обогатился и расширился словарный запас детей.
3. Сформировалась способность сравнивать и объединять предметы по признакам.
4. Начала совершенствоваться звуковая культура речи детей.
Многие дети стали отвечать краткими и развернутыми 5.
предложениями.
6. В своей речи дети все чаще стали использовать простые формы монологической и диалогической речи.
7. У родителей проявился повышенный интерес к речи детей.
Систематическая работа в данном направлении позволила достичь следующих положительных результатов: речь детей стала лучше, расширился и обогатился словарный запас, произношение слов и звуков стало чище, дети стали отвечать краткими и развернутыми предложениями, научились сравнивать, объединять предметы по признакам, у детей стала развиваться способность устанавливать простые причинно-следственные связи между предметами. Таким образом, работа по развитию речи с использованием дидактических игр, позволяет детям к концу дошкольного периода не только научиться играть и совершенствовать речь, но и значительно расширить знания дошкольника об окружающем мире.
Стимулирующим фактором для меня является интерес детей к играм, т. е. дети часто просят поиграть в понравившуюся им игру, и мне виден результат моей работы. Для меня важно знать, что моя работа не прошла даром, что моим советом воспользовались, а самое главное – виден результат. Опыт по данному направлению разрабатывался и внедрялся в практику педагогической работы мною в течение трех лет. Имеющийся материал рассчитан для детей второй младшей и средней групп, родителей воспитанников. Может быть использован воспитателями ДОУ, которые интересуются этой проблемой и стремятся воплотить ее в воспитательном процессе.