Ольга Николаева
Беседа как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Беседа как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста.
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком - это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.
Публикация «Беседа как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка. Становления и развития всех сторон речи : фонематической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Исследования отечественных психологов и психолингвистов доказали, что овладение речью перестраивает всю психику ребенка, всю его деятельность. Развитие связной речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Однако в методических и психологических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения детей в школе. Этим навыкам нужно обучать специально.
Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания.
Большинство педагогических исследований посвящено проблемам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Разработка вопроса развития связной речи детей среднего дошкольного возраста на сегодняшний момент остается малоизученной.
Каждый автор в своей работе рассматривает и выделяет различные средства развития связной речи дошкольников : словесные игры, сказки, специальные занятия. Однако беседе как средству развития связной речи детей часто исследователи и воспитатели отводят второстепенное значение.
В процессе изучения педагогической и методической литературы нами было выяснено, что существует противоречие между задачей развития связной речи дошкольников и недостаточно эффективным использованием беседы в практике ДОУ для ее решения.
Указанное противоречие позволило определить проблему: Какие необходимо создать педагогические условия для успешного использования беседы как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста.
Исходя из этого, была поставлена цель исследования: создание и экспериментальная проверка эффективности педагогических условий, обеспечивающих успешное использование беседы в качестве средства развития связной речи детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Объектом исследования выступал развития связной речи детей среднего дошкольного возраста.
Предметом исследования была беседа как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования состояла в том, что беседа будет эффективным средством развития связной речи детей среднего дошкольного возраста, если:
- будет разработан комплекс бесед;
- беседа будет проводиться на занятиях и в свободной деятельности детей;
- тематика бесед будет определяться конкретными задачами воспитательной работы с детьми, их возрастными особенностями, запасом знаний, приобретенных в процессе экскурсий, наблюдений и занятий.
Задачами исследования были:
1. Изучить теоретическое и практическое состояние проблемы развития связной речи детей среднего дошкольного возраста.
2. Определить особенности развития связной речи детей среднего дошкольного возраста.
3. Выявить уровень сформированности связной речи детей среднего дошкольного возраста.
4. Создать и экспериментально проверить педагогические условия обеспечивающие успешное использование беседы для развития связной речи детей среднего дошкольного возраста.
Теоретические основы исследования позволили нам определить основные положения по рассматриваемой проблеме.
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связная речь включает в себя две формы речи : монологическую и диалогическую. Монолог - более сложная форма речи. Это – связная речь одного лица, служащая для целенаправленной передачи информации. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией.
Целенаправленное развитие связной речи имеет важнейшее значение в общей системе работы с детьми среднего дошкольного возраста. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей как старшего дошкольного, так и, в особенности, школьного возраста.
Эффективным средством развития речи детей среднего возраста является беседа. Беседа – это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. В беседе формируются диалогические и монологические формы связной речи, и прежде всего речи разговорной : умения слушать и понимать собеседника, давать понятные ответы на поставленные вопросы, ясно выражать свои мысли в слове, высказываться в присутствии других детей. Обучение детей умению вести разговор, участвовать в беседе всегда сочетается с воспитанием навыков культуры поведения: ребенок должен научиться внимательно слушать того, кто говорит, не отвлекаться, не перебивать собеседника, сдерживать свое непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, не подождав вызова. В беседе, следовательно, воспитываются сдержанность, вежливость и в целом культура речевого общения.
С целью подтверждения выдвинутой гипотезы нами было проведено экспериментальное исследование, которое проводилось на базе муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад №10" V вида г. Новокузнецка с 28 октября по 24 января 2014 года. В эксперименте принимало участие 8 дошкольников от 4 до 5 лет.
На этапе констатирующего эксперимента происходило выявление начального уровня развития связной речи детей среднего дошкольного возраста.
При изучении состояния связной речи детей дошкольного возраста мы использовали методику Л. С. Выготского, которая включала:
Составление рассказа – описания,
Составление рассказа по сюжетной картинке,
Пересказ и беседа на предложенную тему.
Проведённое исследование показало, что развитие связной речи у 50% (четверо) детей данной группы находится на низком уровне. Для рассказов таких детей характерны бедность и однообразие используемых средств фразовой речи - короткие фразы, недостаточное употребление осложненных и сложных предложений, в рассказах не отражены основные свойства предмета, отсутствует логико-смысловая организации сообщения, последовательность в описании признаков и деталей предмета, не используются языковые средства словесной характеристики. Дети малоактивны и малоразговорчивы в общении с детьми и педагогом, невнимательны, редко пользуются формами речевого этикета, не умеют последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание, не умеют задавать и отвечать на вопросы, не всегда вступают в диалог
Средний уровень развития связной монологической речи продемонстрировали 30% (трое дошкольников) детей. В рассказах детей частично отражены основные свойства предмета, иногда отсутствует логико-смысловая организации сообщения, последовательность в описании признаков и деталей предмета, редко используются языковые средства словесной характеристики. У них чаще всего отмечались ошибки при построении предложений — неправильное оформление связи и пропуски слов, ошибки в употреблении глагольных форм, дублирование элементов фразы и др. ; выявлялись серьезные недостатки в синтаксической организации высказываний — нарушение синтаксической связи между фразами, прежде всего из-за несоответствия видо-временных форм глаголов в следующих друг за другом предложениях, пропуски глаголов-предикатов и др. Дети умеют слушать и понимать речь, участвуют в общении чаще по инициативе других; умеют пользоваться формами речевого этикета неустойчиво, умеют отвечать на вопросы, вступать в диалог.
Высокий уровень развития связной речи продемонстрировало 20% детей (один ребёнок). В рассказах отражены основные свойства предмета, есть логико-смысловая организации сообщения, последовательность в описании признаков и деталей предмета, используются языковые средства словесной характеристики. Однако и в этой группе отмечались отдельные речевые ошибки. Часто возникали лексические затруднения, связанные со слабостью лексических дифференцировок. Дети активны в общении, умеют слушать и понимать речь, строят общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и педагогом, ясно и последовательно выражает свои мысли, умеет пользоваться формами речевого этикета, умеют задавать и отвечать на вопросы, своевременно вступать и завершать диалог.
Таким образом, в ходе проведённого констатирующего эксперимента был выявлен низкий уровень развития связной речи детей среднего дошкольного возраста. Для повышения уровня развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста нами был проведён формирующий эксперимент.
На втором (формирующем) этапе экспериментального исследования нами был составлен комплекс занятий и бесед, направленных на формирование связной монологической речи детей среднего дошкольного возраста. Разработанный нами комплекс бесед использовался на занятиях и в свободной деятельности детей. Тематика бесед определялась нами в зависимости от: конкретных задач воспитательной работы с детьми, их возрастных особенностей, запаса знаний об окружающем мире, приобретенных в процессе экскурсий, наблюдений и занятий по другим разделам программы.
Работа на данном этапе экспериментального исследования состояла из двух направлений
Первое направление - работа на занятиях.
В процессе работы с детьми мы стремились к созданию такой атмосферы, которая позволяла бы детям чувствовать себя свободно, непринужденно, естественно, которая стимулировала бы общение детей, их независимость и самостоятельность в проявлениях творческой инициативы.
В начале беседы, чтобы быстро собрать внимание детей и возбудить у них интерес к предстоящему занятию, активную умственную деятельность, воздействовать на их чувства в качестве эмоционального средства мы использовали картины, новую для детей загадку, стихотворение, которые имеют прямое отношение к содержанию беседы, сюрпризный момент, создание игровой ситуации.
При проведении беседы в зависимости от ответов детей иногда возникала необходимость задавать дополнительные вопросы (наводящие и подсказывающие).
Для уточнения представлений детей или для того, чтобы дать наглядный образ неизвестного им объекта, мы использовали наглядный материал: картину, игрушку, предмет в натуре. Наглядный материал вызывал у детей большой интерес и речевую активность. Их высказывания в этом случае непосредственно опирались на ощущения и восприятия.
В конце занятия мы закрепляли содержание беседы или углубляли ее эмоциональное воздействие на детей. Делали мы это разными путями: излагали содержание беседы в кратком заключительном рассказе, повторяя самое существенное; в конце беседы проводили дидактическую игру на том же программном материале (на это отводилось 3-5 минут); детям предлагалось прочитать знакомое стихотворение или спеть песню, близкую по содержанию теме беседы.
Второе направление - проведение бесед в режимных моментах.
В начале каждого дня мы проводили беседу со всеми детьми :
- О том, что делали вчера;
- Какие планы на сегодня;
- Пожелания детей (чем хотели бы заняться).
А также индивидуальные беседы об окружающем мире : что видел ребёнок по дороге, природные, сезонные и погодные изменения.
После проведенной работы нами был проведен контрольный эксперимент, целью которого стало выявление динамики изменения уровня формирования связной речи детей среднего дошкольного возраста.
Проведённое исследование показало, что уровень развития связной речи значительно повысился. В речи детей появилась связность и последовательность изложения материала. В большей степени детьми стали употребляться разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. Пересказы детей стали более подробные, содержательные с сохранением авторского текста.
По всем показателям уровень развития связной речи детей значительно повысился, поэтому мы можем сделать вывод о том, что подобранный нами комплекс занятий и бесед к нему, значительно эффективен.
Таким образом, исходя из анализа экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что наша гипотеза о том, что беседа будет эффективным средством развития связной речи детей среднего дошкольного возраста, если:
- будет разработан комплекс бесед;
- беседа будет проводиться на занятиях и в свободной деятельности детей;
- тематика бесед будет определяться конкретными задачами воспитательной работы с детьми, их возрастными особенностями, запасом знаний, приобретенных в процессе экскурсий, наблюдений и занятий, полностью подтвердилась.
Спасибо за внимание!