Светлана Грачева
Диагностика уровня речевого развития детей. Исследование лексического строя речи детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Диагностика уровня речевого развития детей.
Тема:Исследование лексического строя у детей старшей группы.
1 Исследование активного словаря
Цель: Выявить объем активного словаря и умение адекватно употреблять слова в соответствии с их лексическими значениями.
Материал: Предметные картинки: Девочка, мальчик, яблоко.
Инструкция: Ответы на вопрос:
Публикация «Диагностика уровня речевого развития детей, Исследование лексического строя речи детей старшей группы» размещена в разделах
- Диагностика
- Исследовательская деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Что это? Кто это? Что делает (ют? Какая (ой-ие?
2 Обобщающие слова
Цель: Выявить умение группировать, классифицировать предметы и понимать значение обобщающих слов.
Материал: Предметные картинки по темам:
«Дикие и домашние животные
«Овощи и фрукты»
«Мебель и посуда»
«Одежда и обувь»
«Транспорт»
Инструкция: Назовите предметы одним словом, перечислите их :
Кровать, диван, шкаф, стол, кресло, тумбочка.
Чайник, ложка, кастрюля, сковорода, вилка.
Пальто, шуба, платье, майка.
Туфли, ботинки, сапоги, валенки, кроссовки.
Автобус, трамвай, поезд, самолет, пароход.
Рысь, лев, медведь, лиса, тигр.
Кошка, лошадь, корова, свинья.
1. Подбор антонимов
Цель: Выявить умение сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям, по цвету, величине, форме, весу и тд.
Материал: Картинки с предметами различными по признакам.
Инструкция: Посмотри на картинку, я скажу начало фразы, а ты закончи её :
Лев смелый, а заяц ….
Камень тяжелый, а пушинка ….
Диван мягкий, а стул ….
Дерево высокое, а куст ….
Дедушка старый, а внук ….
Река широкая, а ручеек ….
Шнурок длинный, а нитка ….
Золушка добрая, а мачеха ….
Карабас Барабас грубый, а Мальвина ….
Квадрат четырехугольный, а треугольник ….
2. Подбор синонимов
Цель: Выявить умение выбирать наиболее подходящее слово к заданному, вдумываться в смысл употребленных слов и правильно их сочетать.
Материал: Словесный
Подбор синонимов предлагается в разных вариантах:
- В словосочетаниях, где исходным словом является глагол или прилагательное.
Инструкция: Ответь на вопросы:
Что может идти? (Поезд, весна, время, дождь)
Что может быть чистым? (Посуда, вода)
Скажи по-другому:
Дети – детвора, малыш.
Конь – рысак, лошадь, жеребец.
Смелый – храбрый, отважный.
Умный – толковый, рассудительный.
Веселиться – радоваться.
Бросать – кидать, метать.
Бежать – мчаться, нестись.
3. Понимание значения многозначных слов и их употребление в речи
Цель: Выявить уровень формирование у детей умение точно употреблять слово
Материал: Словесный
Инструкция: Скажи:
Какой может быть кран? (Подъёмный, водопроводный)
Какой бывает лист? (У дерева – березовый и лист – бумажный)
Какой может быть молния? (На небе, на юбке, у сапога)
У кого крыло? (Самолета, птицы)
4. Составление целого предмета из его частей.
Цель: Выявить умение составлять и называть целый предмет из его частей (анализ и синтез частей и целого)
Материал: Предметные картинки
Инструкция:
- Назови по картинкам части тела (голова, шея, руки, живот, ноги)
- Назови по картинкам части одежды (воротник, рукав, манжеты, пуговица)
- Назови по картинкам части предметов мебели (спинка, ножка, сиденье)
- Назови по картинкам части автомобиля (дверца, мотор, колеса, руль, кабина)
- Назови по картинкам части дома (подъезд, этаж, лестница, квартира, чердак)
7 Объясни значение слов:
- Подосиновик
- Подберезовик
- Подснежник
- Пододеяльник
8 Знание профессии взрослых
Цель: Выявить знание детей о труде взрослых.
Материал: Предметные картинки.
Инструкция: Назови профессии тех, кто изображен на картинке: врач, учитель,
летчик, водитель, пожарный. строитель…