Нелли Дьяченко
Диагностика стиля педагогического общения воспитателя ДОУ (анкета)
▼ Скачать + Заказать документы
Диагностика стиля педагогического общения воспитателя ДОУ (анкета)
Выберите наиболее подходящий для Вас вариант ответа.
1) Считаете ли Вы, что ребенок должен:
a) делиться с Вами всеми своими мыслями, чувствами и переживаниями;
b)говорить Вам только то, что сам захочет;
c) оставлять свои мысли и переживания при себе.
2) Если ребенок взял у своего сверстника (в его отсутствие) без разрешения игрушку и пр., то Вы:
a) доверительно с ним поговорите и предоставите возможность самому принять нужное решение;
Темочки:
b) предоставите детям самим разбираться в своих проблемах;
c) известите об этом всех детей и заставите вернуть игрушку с извинениями.
3) Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок сегодня на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание. Как Вы поступите:
a) похвалите и всем детям покажете его работу;
b) проявите заинтересованность, выясните, почему как хорошо получилось сегодня;
c) скажите ему: «Вот так бы всегда занимался».
4) Ребенок, входя в комнату, не поздоровался с Вами. Вы:
a) заставите его громко при всех поздороваться;
b) не обратите на это внимание;
c) сразу же начнете общаться с ребенком, не упоминая об его промахе.
5) Дети спокойно занимаются. У Вас есть свободная минутка, и Вы предпочтете:
a) спокойно, не вмешиваясь, наблюдать, как они играют и общаются;
b) кому-то поможете, подскажете, сделаете замечание;
c) займетесь своими делами в группе.
6) Какая точка зрения Вам кажется более правильной:
a) чувства, переживания ребенка еще поверхностны, быстро проходят, и на них не стоит обращать особого внимания;
b) эмоции ребенка, его переживания – это важные факторы, с помощью которых его можно эффективно обучать и воспитывать;
c) чувства ребенка удивительны, переживания его значимы, и к ним нужно относиться бережно, с большим тактом.
7) Ваша исходная позиция в работе с детьми:
a) ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый должен, может научить и воспитывать его;
b) у ребенка много возможностей для саморазвития, сотрудничество же взрослого должно направляться на максимальное повышение активности самого ребенка;
c) ребенок развивается почти неуправляемо под влиянием наследственности и семьи, и поэтому главная забота, чтобы он был здоров, накормлен и не нарушал дисциплину.
8) Как Вы относитесь к активности самого ребенка:
a) положительно – без нее невозможно полноценное развитие;
b) отрицательно – она часто мешает целенаправленно и планомерно вести обучение и воспитание;
c) положительно, но только тогда, когда активность согласована с педагогом.
9) Ребенок не захотел выполнять задание под предлогом, что делал это дома. Ваши действия:
a) сказали бы: «Ну и не надо»;
b) заставили бы выполнить работу;
c) предложили бы другое задание.
10) Какую позицию Вы считаете более правильной:
a) ребенок должен быть благодарен взрослым за работу о нем;
b) если ребенок не осознает заботу о нем, не ценит ее, то это его дело: когда-нибудь пожалеет;
c) педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь. Ключ для обработки ответов воспитателей
Варианты ответов
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
a 2 3 2 2 3 1 2 3 1 2
b 3 1 3 1 2 2 3 1 2 1
c 1 2 1 3 1 3 1 2 3 3
25-30 баллов – предпочтение демократического стиля;
20-24 баллов – склонность к авторитарному стилю;
10-19 баллов – выраженность либерального стиля общения.
1. Авторитарный стиль педагогического общения. Педагог занимает доминирующую позицию, не позволяет детям проявлять самостоятельность и инициативу. Воспитанники в данном случае выступают объектом воспитательных воздействий. Дети при таких способах взаимодействия будут, скорее всего, прекрасно вооружены знаниями, умениями и навыками и даже демонстрировать их на практике, однако такая демонстрация обусловлена не реальными потребностями и ценностями ребенка, а необходимостью реализовывать желательное поведение в присутствии воспитателя. Данная модель не способствует развитию самостоятельности и творческой инициативы у детей, а также полноценным межличностным контактам.
2. Демократический стиль педагогического общения. Основная особенность этого стиля – взаимоприятие и сотрудничество. Педагог ориентирован на привлечение воспитанников к обсуждению и совместному решению общих дел, проблем. Создает условия для самореализации и проявления творческой инициативы детей. Способствует развитию у ребенка умения общаться, учитывать интересы других людей, проявлять инициативу и самостоятельность. Ребенок чувствует себя эмоционально защищенным, проявляет уверенность и активность.
3. Либеральный стиль педагогического общения (или попустительский). Характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, формализмом. Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность. Уходит от ответственности за результаты своей деятельности. К результатам такого подхода к воспитанию относится разрыв эмоциональных связей взрослых с ребенком. Возможно, что ребенок проявит раннюю самостоятельность и независимость, но не будет способным к участию и сопереживанию другим людям.
Благодарю за участие.