Любовь
Диагностические игры по развитию речевой функции
▼ Скачать + Заказать документы
I. Обследование импрессивной речи
Задание I.1. Понимание речи на уровне диалога
Цель: выяснить уровень понимания ребенком обращенной к нему речи
взрослого.
Оборудование: игрушки (мяч, кукла, машина, барабан, кубики).
Ход выполнения:
Логопед, вступая в контакт с ребенком, стремится определить,
доступны ли пониманию ребенка вопросы взрослого, а также побуждает его к
общению (доступными ребенку средствами - вербальными и
невербальными). Как тебя зовут? Показать тебе игрушки? Какая игрушка
понравилась? Любишь играть игрушками? Покажи, где кукла? Как можно
Публикация «Диагностические игры по развитию речевой функции» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2023
играть с этими игрушками?
При затруднениях ребенка в понимании вопросов логопед использует
дополнительные наглядные инструкции (жесты, показ предмета и т. п.).
Оценка результатов:
1 балл - не проявляет интерес к игрушкам, не понимает обращенную
речь;
2 балла - проявляет интерес к игрушкам, делает попытку действовать
после помощи взрослого;
3 балла - проявляет интерес к игрушкам, понимает отдельные
инструкции в знакомых словосочетаниях, подчиняется некоторым словесным
командам;
4 балла - понимает обращенную речь на бытовом уровне в полном
объеме.
Задание I.2 Понимание инструкций
Цель: определить уровень понимания ребенком словесных инструкций
взрослого.
Оборудование: мяч, кукла, ведерко, барабан, карандаш, коробка,
машина.
Инструкция: «Возьми мяч. Дай куклу. Неси ведро. Брось мяч на пол.
Положи барабан на стул. Убери карандаш в коробку. Возьми у меня карандаш
и положи на стол. Подойди к столу, возьми машину. Поставь ее на пол и
покатай».
Ход выполнения:
Логопед предлагает ребенку сделать то, что он просит. При
необходимости (для удержания внимания ребенка) логопед может вместе с
ребенком выполнить те или иные игровые действия с имеющимися
предметами.
Оценка результатов:
1 балл - ребенок не реагирует на просьбы и обращения взрослого;
2 балла - ребенок проявляет интерес к игрушкам, после показа
взрослого выполняет простые инструкции, типа «дает», «возьми»;
3 балла - проявляет интерес к игрушкам, выполняет только
однократные простые инструкции;
4 балла - ребенок правильно выполняет однократные и двукратные
инструкции.
Задание I.3 Понимание слов, обозначающих предметы, действия,
признаки
Цель: выяснить возможности детей в понимании существительных,
глаголов, прилагательных.
Оборудование: предметные картинки (тетя, дедушка, миска, мишка,
мышка, нож, стакан, чашка, кошка, лошадь, груша, помидор, рубашка,
варежка, дерево, пирамидка, автобус, руль, стул, ведро, уши, глаза, волосы);
сюжетные картинки с изображением различных действий (спит, идет, сидит,ест, пьет, умывается); 2 мяча разного размера (большой и маленький); шары
разного цвета (красный, синий, желтый, зеленый).
Ход выполнения:
а) Логопед выкладывает перед ребенком по 2-3 картинки с
изображением предметов и предлагает ребенку показать названную им
картинку.
б) Логопед выкладывает по 2-3 картинки с действиями, также просит
показать то, что он назовет.
в) Логопед кладет перед ребенком два мяча разного размера и просит
показать большой, затем маленький мяч. Так же с шарами. «Покажи красный
шар, зеленый, желтый, синий» (если ребенок различает и знает названия
четырех основных цветов).
Оценка результатов:
1 балл - ребенок не проявляет интереса к картинкам, берет в руки, но не
всматривается;
2 балла - интерес к картинкам проявляет, смотрит, показывает
некоторые картинки с изображением предметов;
3 балла - показывает предметные картинки, некоторые с изображением
действия;
4 балла - показывает предметные картинки, картинки обозначающие
действие, признаки.