Абдулова Джюме Сиражутдиновна
Диагностические задания по программе «Детство» в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Раздел «Ребенок открывает мир природы»
I.Уровень знаний ребенка о деревьях, кустарниках, травянистых растениях
Дидактические игры, упражнения, вопросы
1. Игровое упражнение «Добеги до дерева»(куста,
или «Покажи, где дерево, где куст назови его»;
или «Кто быстрее найдет березу, рябину, тополь»
Содержание диагностического задания
Игровое упражнение организовывается на прогулке с подгруппой детей. Педагог предлагает детям поиграть: по команде «Беги к дереву!»-дети должны подбежать к дереву, по команде «Беги к кусту!»-дети должны подбежать к кусту.
Публикация «Диагностические задания по программе „Детство“ в младшей группе» размещена в разделах
2. Дидактическая игра «Помоги Незнайке найти дерево»
Материал: предметные картинки с изображением деревьев (береза, ель, рябина,игрушка или картинка с изображением Незнайки.
Содержание диагностического задания
Педагог предлагает ребенку помочь Незнайке найти какое-либо дерево, куст.
-Помоги Незнайке найти березку, покажи,где она и т. д.
2. Дидактическая игра «Скажи,что это?»
Материал: предметные картинки с изображением травянистых растений (одуванчик, мать-мачеха).
Воспитатель предлагает рассмотреть картинки с изображением травянистых растений (одуванчик, мать-мачеха).
-Скажи, это дерево (Нет)
-А что это? (травка, цветочек)
Критерии оценки
1балл-ребенок только с помощью вспомогательных вопросов показывает и называет объекты природы, наиболее яркие их признаки (цвет, размер)Допускает более трех ошибок. Эмоциональные реакции в общении с природой слабо выражены
2 балла-ребенок по просьбе взрослого различает и называет несколько объектов природы, допускает 1-2 ошибки. Эпизодически проявляет любознательность в непосредственном общении с природой
3 балла- ребенок различает и называет конкретные виды деревьев и кустарников, травянистых растений, имеющихся на участке детского сада. Любознателен, эмоционален в общении с природой, проявляет бережное отношение к объектам природы.
Методическая литература
Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию!
Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста /О. А. Воронкевич- СПб. :Детство-Пресс,2007
II.Уровень знаний ребенка о сезонных изменениях в природе
Дидактические игры, упражнения, вопросы
Дидактическая игра «Какое время года?» (На картинку посмотри, время года назови)
Материал: 4 картинки (контрастного содержания) ,изображающие времена года: зима, весна, лето, осень
Содержание диагностического задания
Инструкция. Внимательно рассмотри картинки и назови время года, изображенное на каждой картинке
-Почему ты так решил (Летом жарко-дети легко одеты, могут купаться. Вода замерзла и превратилась в лед, на улице мороз-это зима и т. п)
Критерии оценки
1балл-ребенок не справился с заданием
2балла-ребенок допускает 1-2 ошибки, выполняет задание с помощью наводящих вопросов педагога. Сравнивает их по отдельным отличительны признакам
3балла-ребенок правильно различает и называет времена года. Устанавливает отдельные частные связи с помощью взрослого
III.Уровень знаний ребенка о признаках живого, движении, питании
Дидактическое упражнение «Живое, неживое»
Материал: предметные картинки: котенок, собака, заяц, медведь, волк, домик, палка, тележка, книга, машина и др.
Содержание диагностического задания
Инструкция. Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали с изображением живого, а с другой стороны и изображением неживого
Например: заяц-это живое, книга-не живое
-Почему ты так думаешь?
Закончи предложение: Каждому животному для жизни необходимы (жилище, питание, тепло)
Критерии оценки
1балл-допускает ошибки при раскладывании картинок, не может назвать отличительных признаков
2балла- правильно раскладывает картинки под руководство взрослого сравнивает их по отдельным отличительным признакам
3балла-понимает признаки живого (движение, питание,легко справляется с инструкцией. Устанавливает отдельные частные связис помощью взрослого
IV.Уровень знаний ребенка о диких и домашних животных, их детенышах
Дидактические игры, упражнения, вопросы
1. Дидактическая игра «Помоги животным найти свой дом»
Материал: большие картинки с изображением леса и домика, набор маленьких картинок с изображением диких и домашних животных
Содержание диагностического задания
Воспитатель предлагает рассмотреть картинки с изображением леса и домика. Затем обращает внимание на картинки с изображением разных животных.
Инструкция. Помоги животным найти свой дом. После того как ребенок разложил картинки согласно инструкции, воспитатель просит перечислить животных, которые живут в лесу и назвать одним словом (дикие). По аналогии –задание с картинки домашних животных.
2. Дидактическая игра «Малыши потерялись»
Материал: картинки с изображением взрослых животных и их малышей
Содержание диагностического задания
Инструкция. У животных потерялись их малыши. Постарайся им помочь. Ребенок должен правильно подобрать пару картинок
Критерии оценки
1балл-ребенок пользуется ситуативной речью (жестами) при определении частных связей, затрудняется назвать обобщающее слово
2 балла-ребенок различает диких и домашних животных. Допускает ошибки в названии детенышей животных (зайчонок, щенок и др)
3 балла- ребенок легко различает и правильно называет диких и домашних животных, их детенышей. Называет обобщающие слово.
V.Практические умения ребенка
Дидактические игры, упражнения, вопросы
1. Наблюдения за ребенком во время поручений воспитателя по уходу за растениями, его поведение в различных режимных моментах.
Содержание диагностического задания
По просьбе воспитателя (с помощью воспитателя) ребенок поливает цветы, обтирает пыльные листья.
2. Беседа
Вопрос к детям
-Почему человек должен ухаживать за растениями (Чтобы они хорошо себя чувствовали, украшали дом)
Содержание диагностического задания
Критерии оценки
1балл- неохотно включается в трудовой процесс. Эмоциональные реакции в общении с природой слабо выражены
2 балла- эпизодически включается в уход за растениями
3 балла- активно участвуют в уходе за растениями, включается в деятельность взрослых. Проявляет бережное отношение к объектам природы.
Высокий уровень- 13-15 баллов
Средний уровень-8-12 баллов
Низкий уровень-5-7 баллов
Диагностическая карта по разделу «Ребенок открывает мир природы»
(младший дошкольный возраст)
Ф. И ребенка
Уровень знаний ребенка о деревьях, кустарниках, травянистых растениях
Уровень знаний ребенка о сезонных изменениях в природе
Уровень знаний ребенка о признаках живого, движении, питании
Уровень знаний ребенка о диких и домашних животных, их детенышах
Практические умения ребенка
количество баллов/общий уровень развития ребенка
Рекомендации для индивидуальной работы