Проскурина Ирина
Детское экспериментирование как метод познавательного развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Детское экспериментирование как метод познавательного развития дошкольников
Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать - и я пойму.
С введением и реализацией ФГОС дошкольного образования особое внимание обращается на развитие личности ребенка, его способностей, умение самостоятельно усваивать знания в процессе деятельности и применять их в жизни. В качестве целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования предусматривается развитие любознательности, инициативности, наблюдательности, склонности к экспериментированию. Развитие поисково-исследовательской деятельности детей, начиная с раннего дошкольного возраста, обеспечивает их развитие в соответствии с современными требованиями.
Публикация «Детское экспериментирование как метод познавательного развития дошкольников» размещена в разделах
Детство – это пора поисков ответов на самые разные вопросы. Экспериментирование – естественное состояние ребенка. По мнению Л. С. Выготского экспериментирование в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, а берет оно свое начало в манипулировании предметами. Часто родители ругают своих детей за сломанные игрушки, порванные книги, испачканную одежду. И напрасно. Ведь именно таким способом ребенок начинает исследовать предметы, узнавать их свойства.
Детям дошкольного возраста присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Этим возрастным особенностям, как никакой другой, соответствует метод экспериментирования. Когда ребенок слышит, видит и делает сам, знания усваиваются прочно и надолго. В процессе экспериментирования дошкольники учатся ставить цели, решать проблемы, выдвигать гипотезы, проверять их опытным путем, делать выводы. Дети раннего дошкольного возраста принимают участие в исследованиях совместно с воспитателем. Малыши обследуют предметы по цвету, величине, форме. В младшей группе исследовательская деятельность усложняется. Благодаря опытам становятся понятными свойства изучаемых предметов. В средней группе формируются умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для этого используются все органы чувств. В старшей группе нужно стимулировать детей для самостоятельного проведения экспериментов, чтобы выявить скрытые свойства явлений и предметов. В подготовительной группе экспериментальная деятельность совершенствуется: постановка проблемы, поиск способов ее решения и выводы осуществляются детьми самостоятельно.
Изучив теоретический материал по данному вопросу, мы сделали вывод, что метод экспериментирования обеспечивает формирование познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности дошкольников. Исходя из этого, мы спланировали нашу работу таким образом, что экспериментирование проходит не только в непосредственной образовательной деятельности, но и в других видах детской деятельности : в проведении досугов, развлечений, на прогулках, в самостоятельной деятельности детей. При организации экспериментирования необходимо учитывать следующие принципы:
Принцип развивающего обучения;
Принцип результативности;
Принцип доступности;
Принцип безопасности;
Принцип целостности и систематичности обучающего процесса;
Принцип взаимодействия трех факторов: детский сад, семья, общество.
Во время руководства детским экспериментированием воспитатель становится равноправным с ребенком исследователем, не сообщает знания в готовом виде, а помогает получить их самостоятельно, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей. Путем постановки вопросов, которые требуют развернутых ответов, стимулирует развитие речи.
Особую роль в развитии познавательно-исследовательской деятельности играет насыщенная, хорошо оборудованная предметно-пространственная среда. Она может включать в себя:
• Различные природные материалы: песок, глина, земля, шишки, опилки, ракушки, листья, камни, семена;
• Игрушки для исследований: шарики, кубики, мелкие предметы из разных материалов;
• Разнообразные сосуды, формы для льда и песка, резиновые груши, шприцы без игл, сито, воронки воздушные шары, трубочки, ватные палочки;
• Измерительные приборы: весы, мерные емкости, компас, песочные и механические часы, линейки, пипетки, мерные ложечки;
• Прочие материалы: соль, сахар, пищевые красители, мука, магниты;
• Разные виды бумаги и ткани;
• Приборы-помощники: увеличительные стекла, лупы, микроскоп, термометр не ртутный;
• Книги познавательного характера;
• Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
• Фартуки, перчатки, шапочки.
Содержание предметно-пространственной среды постоянно обновляется и пополняется с учетом возраста воспитанников и их интересов. Подобрана картотека опытов и игр-экспериментов по возрастам в соответствии с темами экспериментов («Вода», «Воздух», «Песок», «Звук», «Магнитные силы»). Дети могут сами проводить эксперименты по готовым картинкам-схемам, фиксировать результаты и делать выводы.
Большое значение в осуществлении экспериментирования с дошкольниками имеет и вовлечение в работу по данному вопросу родителей. Для формирования у родителей представления о важности детского экспериментирования, необходимости поощрять стремление ребенка узнавать новое, выяснить непонятное мы в своей работе используем различные методы информирования : индивидуальные беседы, консультации, родительские собрания, мастер-классы по данной теме. В результате заинтересованность детей и родителей переросла в процесс совместной экспериментальной деятельности в домашних условиях. Родители также принимают участие в обновлении предметно-пространственной среды и оборудования в уголке экспериментирования. С их помощью собрана коллекция семян растений, ракушек и других природных материалов.
Систематичность детского экспериментирования успешно обеспечивает развитие познавательной активности детей. Через опытно-исследовательскую деятельность дети самостоятельно получают ответы на возникающие вопросы. Кроме того, учатся наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы на основе проделанных опытов. Предоставляя детям возможность экспериментировать, мы побуждаем их к исследовательской деятельности, что в дальнейшем позволит им моделировать картину мира, основанную на собственных наблюдениях и впечатлениях. И чем разнообразнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Отметим и положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу, на развитие творческого начала, формирование трудовых навыков и укрепление здоровья, за счет повышения общей двигательной активности. Конечный результат во многом определяется качеством постановки работы во всех возрастных группах. Если в раннем возрасте ребенка целенаправленно подготовили к экспериментальной деятельности, он успешно поднимается на более высокий уровень, приобретая способность накапливать и расширять представления об окружающем мире.