Малика Хакулова
Детское исследование естественнонаучной направленности «Самодельная масса для жевательных конфет». Старшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с сахаром и его свойствами. Опытно-экспериментальным путем выявить особенности вещества. Учить детей пользоваться лупой (увеличительным стеклом). Развивать способность мыслить самостоятельно, умение анализировать, обобщать, сравнивать. Воспитывать умение действовать в коллективе.
Воспитатель предлагает детям вспомнить сказку про волшебные конфеты, которыми старичок угостил не уверенного в себе мальчика, и решить, на самом ли деле существуют такие конфеты или они выдуманные. Детям предлагается сравнить конфеты, которые купили в магазине и заранее подготовленную воспитателем самодельную массу для жевательных конфет. Затем дети ищут ответы на вопросы «В чем отличия двух конфет?», «Зачем добавляют сахар в конфеты?», «Какой бывает сахар?»,«Куда еще добавляют сахар?», «Может ли человек обойтись без сахара?», «Почему сахар называют песком?», «Почему сахар быстрее растворяется в горячей воде чем в холодной?».
Публикация «Детское исследование естественнонаучной направленности „Самодельная масса для жевательных конфет“, Старшая группа» размещена в разделах
«В чем отличия двух конфет?»
Дети садятся командами по 5 человек вокруг столов, на которых разложены следующие вещества для смешивания: несколько чайных ложек метилцеллюлозы, несколько чайных ложек глицерина, сироп глюкозы, сахарная пудра, крахмал, лимонный сок, вода и натуральный пищевой краситель. Воспитатель демонстрирует и соединяет подготовленные ингредиенты и получает самодельную массу для жевательных конфет. Во время проведения исследования воспитатель напоминает детям, о том, что в зависимости от количества отдельно взятого вещества получается «сладкий клейстер» или масса, очень похожая на резину, т. е. воспитатель подводит детей к тому, что получаются разные виды массы для жевательных конфет без какого-либо нагревания.
Получив инструкцию по приготовлению самодельной массы для жевательных конфет, дети приступают к исследованию, путем соединения ингредиентов. Воспитатель находится рядом с детьми и наблюдает, как они справляются с поставленной задачей. Если во время исследования некоторые дети проявили творческий подход при выполнении поставленной задачи, то можно им предложить из полученной массы сформировать не только конфеты, но и вылепить фигурки или «сладкую змею», тем самым поддержать потенциал ребенка. В конце воспитатель сравнивает самодельные жевательные конфеты и конфеты из магазина, подчеркивая на не значительные отличия (форма, цвет, запах и т. п.)
«Зачем добавляют сахар в конфеты?»
По возможности воспитатель изготавливает самодельную массу для жевательных конфет с соленым вкусом для сравнения с самодельной массой с сладких вкусом и предлагает детям попробовать два образца. Тем самым приходя к выводу, что сахар в конфеты кладут для придания сладкого вкуса.
«Какой бывает сахар?»
Бывает белый сахар, который получают из сахарной свеклы и сахарного тростника. Есть фруктовый сахар и виноградный сахар, который полезен детям.
«Куда еще добавляют сахар?»
Воспитатель знакомит детей с особенностями производства и рассказывает, что сахар кладут во все продукты питания (хлебобулочные изделия, мороженое, кондитерские крема и т. д.) для придания пряного и сладкого вкуса.
«Может ли человек обойтись без сахара?»
Воспитатель дает пояснение к данному вопросу: «Конечно много сахара и сладкого нельзя есть, но если человек совсем перестанет употреблять в пищу сахар и сладкое, а это ведь как топливо, которое подпитывает нашу энергию, то человек будет слабым и уставшим».Поэтому совсем убирать сахар из своего рациона нельзя, так как мы не можем обойтись без глюкозы, которая поступает вместе с сахаром в организм человека.
«Почему сахар называют песком?»
Воспитатель рассказывает, что сахар по своей структуре напоминает песок, он также как и песок может принимать любую форму любой емкости или сосуда. А еще сахар так называют, потому что он сыпучий. Сахар в кусках называют «кусковым» или «рафинадом»
«Почему сахар быстрее растворяется в горячей воде чем в холодной?»
В горячей воде молекулы сахара начинают быстро, быстро передвигаться тем самым растворяясь в ней, а в холодной воде происходит все наоборот, холодная вода замедляет скорость молекул сахара, тем самым сахар расщепляется медленнее и оставляет значительный осадок на дне стакана.
На заметку!
1. Выбор темы учитывался на основе имеющегося жизненного опыта у детей, также формулирование ключевых вопросов детского исследования и обсуждение результатов, обмен мнениями. В данном исследовании естественнонаучной направленности дети должны проявить творческую активность, желание вступать в невербальный контакт с другими детьми, а также включаться в общее обсуждение, внося свой вклад в этот процесс.
2. Данное исследование позволяет затронуть такие коммуникативные и социальные компетенции, как принятие определенных правил, модели поведения, способы реагирования на возникшие ситуации. Включение в общую деятельность, ясно выражать свои желания и потребности, пытаясь их объяснить, активно участвовать с другими детьми, делиться информацией, а также дружить с детьми независимо от их национальности или состояния здоровья.
3. Организуя детское исследование, воспитатель должен выбирать тему, знакомую и интересную всем детям в группе, продемонстрировать естественнонаучные закономерности, постоянно действующие в окружающем нас мире, уметь организовывать, как и групповую работу, так и коллективную. При объяснении исследования инструкции не должны быть длинными, а речь очень многословной. В противном случае дети могут потерять суть и перестать реагировать на высказывания воспитателя