Ильмира Хасбатова
Мастер-класс «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Детское исследование как метод обучения старших дошкольников
Все дети и большинство взрослых любят смотреть мультфильмы. А вы уважаемые коллеги любите смотреть мультфильмы? Хотите посмотреть мультфильм (фрагмент мультфильма и «Маша медведь»
Дети задают сотни подобных вопросов. Что, мы, взрослые делаем в данном случае? (обращается к педагогам,ответы педагогов).
Либо мы хватаемся за голову, не зная, что ответить, либо преподносим детям готовые знания, отвечая на их вопросы, либо учим детей самостоятельно находить истину. Вы согласны со мной?
В ФГОС ДО отмечено, что комплексное оснащение образовательного процесса
Публикация «Мастер-класс „Детское исследование как метод обучения старших дошкольников“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» февраль 2016
строится на использовании образовательных технологий деятельностного типа.
Суть технологий деятельностного типа заключаются как раз в том, что педагог не просто объясняет новое знание, а создает условия для того, чтобы дети самостоятельно открыли его для себя. Таким образом, педагог перестает выполнять информационные функции, а становится организатором, помощником и консультантом в познавательной деятельности детей. Для того, чтобы воспитатель мог управлять процессом формирования у дошкольников предпосылок универсальных учебных действий существуют педагогические инструменты -исследовательский и проектный методы, которые являются составляющими технологий деятельностного типа.
Среди педагогов ДО бытует мнение, что исследовательский метод невозможно применять в работе с детьми дошкольного возраста. Попробуем опровергнуть данное утверждение. Исследовательский метод не труден : он просто не привычен и не разработан досконально применительно к условиям дошкольного учреждения. И тема моего мастер-класса «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников»
Сегодня я хочу кратко представить вам свою систему работы по исследовательскому обучению старших дошкольников, в основу которой легла методика исследовательского обучения дошкольников А. И. Савенкова. (Слайд) Система работы по исследовательскому обучению включает три блока :
Первый блок мы назвали «Мы играем», (Слайд) направлен на развития общих исследовательских умений и навыков, необходимых для организации и проведения самостоятельных исследований. (СЛАЙД) Для этого я использую дидактические игры и упражнения, наблюдения, игровые задания различного характера.
Слайд. Игровое упражнение «Найди отличия» Как вы считаете, какое умение мы развиваем?
Игровое упражнение — «Четвертый лишний». (слайд) 1. Четыре карточки содержат изображения: яблока, груши, банана, помидора. Естественно, что если классифицировать по основному признаку, то потребуется объединить фрукты — яблоко, грушу, банан и отделить овощ — помидор. Это правильный, но не единственно правильный вариант. Можно классифицировать эти предметы и по их цвету, тогда яблоко и помидор могут попасть в одну группу (например, они оба — красные, а банан и груша в другую — они желтые. Можем классифицировать предметы по форме: яблоко, груша и помидор по форме близки к шару, банан имеет другую форму. 2. слон, кошка, собака- имеют четыре ноги; курица-2 ноги. Слон- дикое животное. 3. дуб,яблоко,автомобиль,клен -могут быть желто-зелеными. Автомобиль-не растительность. На какое умение была эта игра? Игровое упражнение «Загадай загадку». На какое умение была эта игра? Игры и упражнения, направленные на развитие общих исследовательских умений и навыков, используются как совместной деятельности с детьми в ходе режимных моментов, так и в непосредственной образовательной деятельности.
Следующий Блок «Учимся проводить исследование» (слайд) направлен на обучение детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.
Исследование старшего дошкольника включает несколько этапов: (слайд).
Какие приемы можно использовать при выборе темы?
Да. Можно осуществлять по разному: это может быть загадка, проблемная ситуация, игра.
(кидаю мячи) Педагоги, которые поймали мячи попрошу выйти ко мне. (5 мячей).
1. Выбор темы На мольберт – картинка.
2. Выдвижение гипотез: Рассмотрите мяч, какой он? Как вы думайте, все ли мячи круглые? Предположения условными обозначениями фиксируются на мольберте.
3. Выбор методов исследования
-Мы подумали самостоятельно. (выкладываю метод) Как мы можем проверить наши предположения, из каких источников информации? (выкладываем методы исследования, из них выбираем актуальные в данной ситуации)
- Спросить у взрослого. - Посмотреть в книгах. Позвонить специалисту.
4. Составление плана исследования.
Объединитесь в пары по цвету ваших мячей. Договоритесь в парах. Какой метод будете использовать? Кто из вас в паре будет спрашивать, а кто будет зарисовывать? Кто будет представлять? Что будете спрашивать у взрослого? Что будете искать в книге? Кому позвоните?
5. Сбор информации:
6. Обобщение собранной информации:
Что вы узнали из книг? Что вы спросили у взрослого? Кому вы звонили?
Ответы, полученные у взрослого, из книг, самостоятельно подумали, звонок специалисту, сопоставляются друг с другом. Чье предположение подтвердилось? Кто из нас был прав? Проверяется правильность предположений.
7. Презентация исследования :
Следующий этап - презентация исследовательской работы : Кто попробует презентовать?
Один из участников мастер – класса делает доклад. Спасибо за участие.
Рассматриваемый блок реализуется со второго полугодия учебного года в старшей группе и в течение всего учебного года – в подготовительной к школе группе.
Последний Блок «Чему мы научились» (слайд) На этом этапе организуются и проводятся индивидуальные самостоятельные исследования детьми.
(СЛАЙД) В нашем детском саду организуются конкурсы, фестивали, где дети презентуют результаты своего самостоятельного исследования.
На данном этапе я осуществляю педагогическую диагностику, наблюдая за проведением самостоятельных исследований. В ходе диагностики выявляю уровень развития, как общих исследовательских умений, так и умений на освоение этапов исследовательской деятельности.
(Слайд) На протяжении всего обучения детей исследовательской деятельности мы активно вовлекаем родителей в образовательный процесс. (СЛАЙД) С участием родителей организуется детско-родительский клуб «Почемучка». Заседание клуба проходит в виде тренинга. Каждый тренинг содержит: (слайд)
- Просветительский блок, где знакомим родителей с методами организации и проведения детского исследования, оговариваем с родителями возможные варианты и объем помощи, оказываемой родителями ребенку.
- Игровой блок, в котором участвуют совместно дети и родители.
Результаты работы:
Таким образом, мы имеем следующие результаты в рамках обучения детей исследовательской деятельности :
Благодаря деятельности клуба «Почемучка» наладилась прочная взаимосвязь с семьями воспитанников, родители стали проявлять повышенный интерес к развитию и воспитанию своих детей.
(слайд) Значительно вырос высокий уровень развития исследовательских умений детей.
(слайд) Воспитанники моей группы являются победителями и призерами ежегодного муниципального конкурса «Юный исследователь», презентуют свои работы на районных конференциях, семинарах и других мероприятиях.
В завершении выступления хотелось бы отметить, что в своей работе с детьми – я руководствуюсь мудрым советом: Умейте открывать перед ребенком в окружающем мире что – то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда, что – то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что узнал.
Рефлексия
А теперь мне хотелось бы узнать ваше мнение о проведенном мастер-классе. Направьте лазерные лучи. (слайд)
Увидели ли вы практическую значимость в представленном материале? Будете ли вы использовать в своей работе? Доступно ли, было содержание мастер-класса?
Вывод: Меня радует итог нашего мастер-класса. Вы увидели практическую значимость, вам было доступно и вы будете использовать в своей работе. Благодарю вас за участие в моем мастер-классе.