МААМ-картинки

Мастер-класс «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников»

Ильмира Хасбатова
Мастер-класс «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Детское исследование как метод обучения старших дошкольников

Все дети и большинство взрослых любят смотреть мультфильмы. А вы уважаемые коллеги любите смотреть мультфильмы? Хотите посмотреть мультфильм (фрагмент мультфильма и «Маша медведь»

Дети задают сотни подобных вопросов. Что, мы, взрослые делаем в данном случае? (обращается к педагогам,ответы педагогов).

Либо мы хватаемся за голову, не зная, что ответить, либо преподносим детям готовые знания, отвечая на их вопросы, либо учим детей самостоятельно находить истину. Вы согласны со мной?

В ФГОС ДО отмечено, что комплексное оснащение образовательного процесса

Публикация «Мастер-класс „Детское исследование как метод обучения старших дошкольников“» размещена в разделах

строится на использовании образовательных технологий деятельностного типа.

Суть технологий деятельностного типа заключаются как раз в том, что педагог не просто объясняет новое знание, а создает условия для того, чтобы дети самостоятельно открыли его для себя. Таким образом, педагог перестает выполнять информационные функции, а становится организатором, помощником и консультантом в познавательной деятельности детей. Для того, чтобы воспитатель мог управлять процессом формирования у дошкольников предпосылок универсальных учебных действий существуют педагогические инструменты -исследовательский и проектный методы, которые являются составляющими технологий деятельностного типа.

Среди педагогов ДО бытует мнение, что исследовательский метод невозможно применять в работе с детьми дошкольного возраста. Попробуем опровергнуть данное утверждение. Исследовательский метод не труден : он просто не привычен и не разработан досконально применительно к условиям дошкольного учреждения. И тема моего мастер-класса «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников»

Сегодня я хочу кратко представить вам свою систему работы по исследовательскому обучению старших дошкольников, в основу которой легла методика исследовательского обучения дошкольников А. И. Савенкова. (Слайд) Система работы по исследовательскому обучению включает три блока :

Первый блок мы назвали «Мы играем», (Слайд) направлен на развития общих исследовательских умений и навыков, необходимых для организации и проведения самостоятельных исследований. (СЛАЙД) Для этого я использую дидактические игры и упражнения, наблюдения, игровые задания различного характера.

Слайд. Игровое упражнение «Найди отличия» Как вы считаете, какое умение мы развиваем?

Игровое упражнение — «Четвертый лишний». (слайд) 1. Четыре карточки содержат изображения: яблока, груши, банана, помидора. Естественно, что если классифицировать по основному признаку, то потребуется объединить фрукты — яблоко, грушу, банан и отделить овощ — помидор. Это правильный, но не единственно правильный вариант. Можно классифицировать эти предметы и по их цвету, тогда яблоко и помидор могут попасть в одну группу (например, они оба — красные, а банан и груша в другую — они желтые. Можем классифицировать предметы по форме: яблоко, груша и помидор по форме близки к шару, банан имеет другую форму. 2. слон, кошка, собака- имеют четыре ноги; курица-2 ноги. Слон- дикое животное. 3. дуб,яблоко,автомобиль,клен -могут быть желто-зелеными. Автомобиль-не растительность. На какое умение была эта игра? Игровое упражнение «Загадай загадку». На какое умение была эта игра? Игры и упражнения, направленные на развитие общих исследовательских умений и навыков, используются как совместной деятельности с детьми в ходе режимных моментов, так и в непосредственной образовательной деятельности.

Следующий Блок «Учимся проводить исследование» (слайд) направлен на обучение детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.

Исследование старшего дошкольника включает несколько этапов: (слайд).

Какие приемы можно использовать при выборе темы?

Да. Можно осуществлять по разному: это может быть загадка, проблемная ситуация, игра.

(кидаю мячи) Педагоги, которые поймали мячи попрошу выйти ко мне. (5 мячей).

1. Выбор темы На мольберт – картинка.

2. Выдвижение гипотез: Рассмотрите мяч, какой он? Как вы думайте, все ли мячи круглые? Предположения условными обозначениями фиксируются на мольберте.

3. Выбор методов исследования

-Мы подумали самостоятельно. (выкладываю метод) Как мы можем проверить наши предположения, из каких источников информации? (выкладываем методы исследования, из них выбираем актуальные в данной ситуации)

- Спросить у взрослого. - Посмотреть в книгах. Позвонить специалисту.

4. Составление плана исследования.

Объединитесь в пары по цвету ваших мячей. Договоритесь в парах. Какой метод будете использовать? Кто из вас в паре будет спрашивать, а кто будет зарисовывать? Кто будет представлять? Что будете спрашивать у взрослого? Что будете искать в книге? Кому позвоните?

5. Сбор информации:

6. Обобщение собранной информации:

Что вы узнали из книг? Что вы спросили у взрослого? Кому вы звонили?

Ответы, полученные у взрослого, из книг, самостоятельно подумали, звонок специалисту, сопоставляются друг с другом. Чье предположение подтвердилось? Кто из нас был прав? Проверяется правильность предположений.

7. Презентация исследования :

Следующий этап - презентация исследовательской работы : Кто попробует презентовать?

Один из участников мастер – класса делает доклад. Спасибо за участие.

Рассматриваемый блок реализуется со второго полугодия учебного года в старшей группе и в течение всего учебного года – в подготовительной к школе группе.

Последний Блок «Чему мы научились» (слайд) На этом этапе организуются и проводятся индивидуальные самостоятельные исследования детьми.

(СЛАЙД) В нашем детском саду организуются конкурсы, фестивали, где дети презентуют результаты своего самостоятельного исследования.

На данном этапе я осуществляю педагогическую диагностику, наблюдая за проведением самостоятельных исследований. В ходе диагностики выявляю уровень развития, как общих исследовательских умений, так и умений на освоение этапов исследовательской деятельности.

(Слайд) На протяжении всего обучения детей исследовательской деятельности мы активно вовлекаем родителей в образовательный процесс. (СЛАЙД) С участием родителей организуется детско-родительский клуб «Почемучка». Заседание клуба проходит в виде тренинга. Каждый тренинг содержит: (слайд)

- Просветительский блок, где знакомим родителей с методами организации и проведения детского исследования, оговариваем с родителями возможные варианты и объем помощи, оказываемой родителями ребенку.

- Игровой блок, в котором участвуют совместно дети и родители.

Результаты работы:

Таким образом, мы имеем следующие результаты в рамках обучения детей исследовательской деятельности :

Благодаря деятельности клуба «Почемучка» наладилась прочная взаимосвязь с семьями воспитанников, родители стали проявлять повышенный интерес к развитию и воспитанию своих детей.

(слайд) Значительно вырос высокий уровень развития исследовательских умений детей.

(слайд) Воспитанники моей группы являются победителями и призерами ежегодного муниципального конкурса «Юный исследователь», презентуют свои работы на районных конференциях, семинарах и других мероприятиях.

В завершении выступления хотелось бы отметить, что в своей работе с детьми – я руководствуюсь мудрым советом: Умейте открывать перед ребенком в окружающем мире что – то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда, что – то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что узнал.

Рефлексия

А теперь мне хотелось бы узнать ваше мнение о проведенном мастер-классе. Направьте лазерные лучи. (слайд)

Увидели ли вы практическую значимость в представленном материале? Будете ли вы использовать в своей работе? Доступно ли, было содержание мастер-класса?

Вывод: Меня радует итог нашего мастер-класса. Вы увидели практическую значимость, вам было доступно и вы будете использовать в своей работе. Благодарю вас за участие в моем мастер-классе.

Публикации по теме:

«Дорожка здоровья». Проектный метод, как метод развивающего обучения дошкольников.«Дорожка здоровья». Проектный метод, как метод развивающего обучения дошкольников. Любой проект в ДОУ делится на определенные этапы: Первый этап На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего.

Детское экспериментирование как метод обученияДетское экспериментирование как метод обучения Исследуем свойства воды. Горяча-холодная вода. В детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать,.

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности старших дошкольников Расскажи – и я забуду, покажи – я запомню, дай попробовать и я пойму» (китайская пословица) Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает.

Мастер-класс «Ангел добра» для старших дошкольниковМастер-класс «Ангел добра» для старших дошкольников РАЗГОВОР С АНГЕЛОМ Я говорю сегодня с ангелом своим, Хотя возможно он меня не слышит, Но кажется, что кто-то рядом дышит, И внемлет обращениям.

Мастер-класс для старших дошкольников. Изготовление «Танка» из бросового материала (коробок).Мастер-класс для старших дошкольников. Изготовление «Танка» из бросового материала (коробок). 23 февраля — День рождения армии,День защитника Отечества. Мы благодарны тем, кто служил и служит в армии, кто защищал нашу Родину в годы.

Мастер-класс для старших дошкольников «Трехсторонний фонарик для елки»Мастер-класс для старших дошкольников «Трехсторонний фонарик для елки» .

Мастер-класс. Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников. Из опыта работы. Мастер класс. Проблема готовности дошкольников к предстоящему.

Мастер-класс: коллективная работа старших дошкольников «Дикие животные в зимнем лесу»Мастер-класс: коллективная работа старших дошкольников «Дикие животные в зимнем лесу» Цель: создание композиции с использованием яичной скорлупы. Задачи: познакомить детей с словом "композиция";развивать воображение и.

Мастер-класс «Развитие познавательной активности старших дошкольников методами ТРИЗ» Мастер – класс на тему: «Развитие познавательной активности старших дошкольников методами ТРИЗ» Цель мастер-класса: практическое освоение.

Работа по теме самообразования «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников». Работа по теме самообразования «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников». Окружающая действительность предстает перед.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников»
Опубликовано: 21 февраля 2016 в 10:26
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Ильмира Хасбатова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД