Лучший педагог года

Детско-родительская группа как форма взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с РАС (9 фото)

Лариса Меретукова
Детско-родительская группа как форма взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с РАС

СЛАЙД 1

Детско-родительская группа

как форма взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с РАС в рамках инновационной деятельности МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №26»

Детско-родительская группа как форма взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с РАС

СЛАЙД 2

Публикация «Детско-родительская группа как форма взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с РАС» размещена в разделах

В основе современной концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательскую деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.

Идея взаимодействия семейного и общественного воспитания развивалась в работах В. А. Сухомлинского, в частности, он писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей». Поэтому задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если школа поддерживает связь с семьей, если между воспитателем и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и ДОУ, а новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество, взаимодействие». Сотрудничество – это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия контролировать, оценивать, указывать. Переход к новым формам отношений педагогов и родителей возможен только в рамках открытости, гуманизации, деидеологизации дошкольного образования. Целью сегодняшнего дошкольного образования является не воспитание члена общества, а свободное развитие личности.

Семья и детский сад тесно взаимосвязаны между собой, что даёт ребёнку определенный социальный опыт. Организация общения педагога с родителями воспитанников остается одной из наиболее сложных проблем в деятельности дошкольного образовательного учреждения. А организация взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с расстройствами аутистического спектра сложна вдвойне.

Фото №1 СЛАЙД Детско родительская группа как форма взаимодействия с родителями

СЛАЙД 3

Наше ДОУ является республиканской инновационной площадкой, реализующей проект «Психолого-педагогическое сопровождение обучения и воспитания детей с РАС» (приказ МОиН РА №1709 от 14.12.2017 года «О признании образовательных организаций республиканскими инновационными площадками».

В рамках инновационного проекта мы к концу 2020 года должны реализовать 4 модуля программы психолого-педагогического сопровождения:

1. Психолого-педагогическая работа с детьми с РАС;

2. Подготовка педагогов к работе с детьми с РАС;

3. Детско-родительские группы;

4. Тьюторское сопровождение.

Прежде чем говорить о детско-родительских группах, необходимо разобраться в том, с какими трудностями сталкиваются семьи, воспитывающие детей с РАС.

Семьи, воспитывающие детей с РАС, зачастую оказываются замкнутыми в своей проблеме, им не хватает знаний о способах взаимодействия с ребенком, методам обучения, коррекции поведения детей. Оказавшись в трудной жизненной ситуации, родители переживают тяжелый стресс. Для них выявленный диагноз у ребенка – это катастрофическое событие. Происходит «потеря» воображаемого образа здорового ребенка, крушение мечтаний, надежд, связанных с его будущим, его взрослением. У родителей происходит адаптация к ситуации болезни ребенка, и в ходе этой адаптации могут происходить изменения и деформация всей структуры семейных отношений: нарастают проблемы в браке, социальная изоляция, истощаются психические ресурсы родителей. А ведь при этом, несмотря на стресс, родитель должен выполнять и свои родительские функции : зарабатывать и обеспечивать семью. Родители оказываются в тяжелом психологическом состоянии повышенного стресса, который усугубляется тяжестью и продолжительностью расстройства, непониманием ситуации окружающими или даже агрессией со стороны незнакомых людей или соседей. Причем состояние стресса в таких семьях после постановки диагноза их ребенку становится хроническим, с обострениями в периоды ухудшения здоровья ребенка, появления странностей в поведении, начала посещения детского сада, выбора школы или подготовки к будущей профессии.

Фото №2 Воспитание ребенка

СЛАЙД 4

Психологическое состояние родителей, узнавших о диагнозе своего ребенка, включает в себя 5 временных фаз:

1. Шок и отрицание.

2. Надежда на чудесное исцеление, поиски чудо-специалиста или чудо-лекарства.

3. Бессилие и гнев. Зачастую гнев выплескивается на специалистов, работающих с ребенком. В данной ситуации необходимо спокойно воспринимать гнев со стороны родителей, нельзя втягиваться в конфликт с ними, в противном случае это может привести к отчуждению и запуску новой травматической ситуации для семьи.

4. Депрессия.

5. Принятие. Оно считается достигнутым, когда:

- родители способны спокойно говорить о проблемах ребенка;

- поощряют его самостоятельность;

- сотрудничают со специалистами, оставляют краткие и долгосрочные планы;

- имеют личные интересы, не связанные с ребенком;

- способны что-либо запрещать ребенку или наказывать, не испытывая чувства вины;

- не проявляют по отношению к ребенку ни гиперопеки, ни чрезмерной строгости.

В ДОУ родители приходят, как правило, находясь на 3 этапе своего психологического состояния. И только после того, как они достигают 5 этапа (принятие, можно говорить о том, что психолого-педагогическое воздействие на ребенка и семью может быть успешным. Именно на этом этапе родители становятся союзниками и помощниками педагогов. Но зачастую родители не знают, как надо работать со своим ребенком. Наша задача - научить родителя помогать своему ребенку преодолевать трудности развития.

Фото №3 Консультации для родителей воспитывающими детей с РАС в рамках инновационной деятельности МБДОУ Детский сад компенсирующего вида

СЛАЙД 5

Как только к нам поступает новый ребенок, мы проводим анкетирование с его родителями для того, чтобы узнать, какие установки есть у родителей к специалистам ДОУ и к своему ребенку.

Результаты анкетирования показывают, что на первом месте у родителей стоят вопросы, связанные с активным вмешательством специалистов ДОУ в состояние ребенка. Причем познавательные функции (восприятие, память, внимание) оцениваются родителями как самые сохранные, а в первую очередь их дети нуждаются в занятиях с логопедом. При этом, большинство родителей считают, что полноценная адаптация невозможна без развития у ребенка коммуникативных качеств и продуктивной деятельности, а способность говорить может решить проблемы адаптации.

На втором месте стоит потребность в информации о состоянии ребенка и путях коррекционной помощи. При этом большинство родителей считают, что им необходимо индивидуальное консультирование по проблемам воспитания ребенка, оказания коррекционной помощи, нормативно-правовой грамотности, информации о программах, центрах и школах, которые могут помочь ребенку с аутизмом. Т. е., родители готовы, прежде всего, к индивидуальным формам работы по решению конкретных каждодневных проблем своего ребенка.

На третьем месте стоят самые непопулярные, отрицаемые потребности родителей – это информация о социальных учреждениях, где бы мог находиться ребенок, чтобы мне иметь возможность работать; индивидуальная психологическая помощь для меня как родителя; эмоциональная поддержка со стороны родственников. Это говорит о том, что родители обесценивают собственные потребности, ставя во главу угла интересы ребенка. Другими словами, родители хотят конкретной помощи их ребенку, но при этом с соблюдением эмоциональной дистанции со стороны специалистов. Т. о., безоговорочной готовности к сотрудничеству у родителей нет.

В то же время, у родителя и специалиста ДОУ есть обоюдное желание: помочь ребенку с РАС.

Итак, основная общая задача в сотрудничестве с родителями, воспитывающими детей с РАС – это помощь детям в формировании новых социализирующих навыков и устранении нежелательных форм поведения. Такая работа может проводится как в индивидуальном, так и в групповом режиме.

Фото №4 СЛАЙД Публикация Детско родительская группа как форма взаимодействия с родителями воспитывающими детей с РАС размещена в разделах Аутизм растройство аутистического спектра РАС РДА Аутизм

СЛАЙД 6

Особый формат групповой работы, который мы внедряем в рамках инновационной деятельности – это детско-родительская группа, в которой принимают участие дети вместе с родителями. Такая форма работы используется как основная форма работы в специализированных центрах для детей-аутистов и их родителей в Москве и Санкт-Петербурге. В детских садах такая форма работы как основная использоваться не может, так как детский сад одной из своих целей работы имеет присмотр и уход за детьми. Т. е. в детском саду дети на какое-то время остаются без родителей, только с педагогом. Детско-родительская группа в нашем детском саду используется как консультативная форма работы с родителями, где занятия проводятся с определенной периодичностью. Занятия в такой группе дают возможность родителям самим овладеть способами обучения ребенка новым навыкам. Это необходимо, в первую очередь, для того, чтобы приобретенный навык в детском саду использовался ребенком в повседневной жизни, иначе говоря, чтобы произошла генерализация навыка.

Во-вторых, знание методики позволит родителям обучать своего ребенка другим навыкам, которые по разным причинам невозможно сформировать в ходе занятий в детском саду. Кроме того, родители овладевают методами, направленными на устранение нежелательных форм поведения их детей.

В-третьих, в процессе групповых занятий, происходит обучение детей и родителей использованию альтернативных средств коммуникации.

В-четвертых, соблюдается единство требований по отношению к ребенку.

Фото №5 Консультации для родителей детей с РАС Воспитание ребенка

СЛАЙД 7

Ну и, наконец, занятия в детско-родительской группе могут помочь родителям научиться получать удовольствие от общения со своим ребенком, избавиться от чувства стыда за него, помочь расстаться с ролью стороннего наблюдателя.

Фото №6 Консультации для родителей Работа с Особыми детьми

СЛАЙД 8

Работа в группе позволяет родителям почувствовать, что они не одиноки в решении своих проблем, и что от жизни можно получать удовольствие.

В то же время, проведение занятий в таких группах сопряжено с целым рядом трудностей, а именно:

- специалист должен распределять внимание между ребенком и родителем, наблюдать за ними, своевременно реагировать на поведение каждого из них. Оптимальный способ выхода из этой ситуации – привлечение двух специалистов, где один из них – тьютор, несущий основную нагрузку в педагогическом сопровождении ребенка;

-трудно, а порой и невозможно следовать конспекту занятия, особенно когда ребенок отказывается следовать предложенной инструкции, проявляет неадекватные реакции. Конечно, занятие в этом случае прерывается, но родитель вместе со специалистом участвует в гашении неадекватного поведения, получая определенный педагогический опыт.

Некоторым родителям трудно вступить в контакт, они не проявляют желания участвовать в занятиях детско-родительской группы. С такими родителями мы строим взаимодействие через электронную переписку и видеозаписи. Видеозапись дает возможность родителю сидя дома видеть то, что делал ребенок в саду, вспомнить какие-либо методические приемы и упражнения, которые необходимо повторить с ребенком. Видеозапись домашней деятельности ребенка помогает, в свою очередь, педагогам проанализировать эту деятельность и скорректировать свою педагогическую работу, выбрать оптимальную тактику поведения именно к этому ребенку.

Прежде чем приступить к занятиям, необходимо определить цели обучения и, конечно, они должны быть согласованы с родителями, которые должны понимать, почему в данный момент важно научить ребенка именно этому, а не чему-то другому, какие изменения произойдут в жизни ребенка, если он овладеет тем или иным навыком или избавится от нежелательного поведения.

В процессе достижения поставленных целей родители сосредотачивают свое внимание и внимание ребенка на развивающих занятиях, «уроках» и исключают чрезвычайно важные для детей спонтанную игру и эмоциональный контакт. В занятиях детско-родительской группы у них есть возможность научиться с помощью специалиста эмоционально и позитивно контактировать со своим ребенком в игровой форме. Специалист не только рассказывает, но и показывает – как нужно заниматься с ребенком, а родитель в процессе занятий по сути дела начинает выполнять роль тьютора, что позволяет не только продолжать обучение детей вне стен детского сада, но и дает возможность родителям практиковаться в использовании новых форм взаимодействия с ребенком, а также научиться управлять его поведением.

Фото №7 Дети с особыми возможностями здоровья ОВЗ Работа с родителями

СЛАЙД 9

Итак, что же дают занятия в детско-родительских группах участникам образовательного процесса:

- родители, воспитывающие детей с РАС, стали активными участниками педагогического процесса, у них возник интерес к процессу воспитания, уверенность в своих силах, понимание того, что они не одиноки в борьбе за своего ребенка;

- педагоги ДОУ оказывают помощь родителям в реализации их ответственности за воспитание и обучение детей;

- дети имеют возможность сформировать такие важные для них навыки общения, получить эмоциональный контакт с семьей, преодолеть нежелательные формы поведения;

- и взрослые, и дети получают бесценный опыт взаимоотношений друг с другом, доверительных отношений, толерантности, человечности, взаимопонимания.

Фото №8 Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Из опыта работы «Социальная сеть как интерактивная форма взаимодействия с родителями в ДОУ» Семья и дошкольное образовательное учреждение - два важных института социализации для ребенка. Чтобы вовлечь семью в единое образовательное.

Игровой тренинг «Стоп, машина! Тише ход! На дороге пешеход!» как активная форма взаимодействия с родителямиИгровой тренинг «Стоп, машина! Тише ход! На дороге пешеход!» как активная форма взаимодействия с родителями Безопасность детей на дороге… Как важно научить ребенка правилам безопасного поведения на дороге. Это главная задача взрослых. И в первую.

Как организовать сотрудничество с родителями, или Марафон мини-консультаций как форма взаимодействия детского сада и семьи Эссе «Как организовать сотрудничество с родителями, или Марафон мини - консультаций как эффективная форма взаимодействия детского сада и.

Мастер-класс как форма взаимодействия с родителями дошкольного возраста на тему «Рамка для фото»Мастер-класс как форма взаимодействия с родителями дошкольного возраста на тему «Рамка для фото» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14» Мастер-класс как форма взаимодействия с родителями дошкольного.

Нетрадиционная форма работы с родителями «Родительская почта»Нетрадиционная форма работы с родителями «Родительская почта» Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных Изменившаяся современная семья озабочена решением.

Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и как форма взаимодействия с родителямиОформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и как форма взаимодействия с родителями В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной.

Особенности взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с девиантным поведением Особенности взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с девиантным поведением. Цель: психолого-педагогическая поддержка родителей.

Родительский клуб «Калейдоскоп» как форма взаимодействия с родителями ПОЛОЖЕНИЕ О РОДИТЕЛЬСКОМ КЛУБЕ «КАЛЕЙДОСКОП» 1. Общие положения. 1.1. Настоящее Положение о родительском клубе (далее – Положение) регулирует.

Творческая мастерская как форма взаимодействия ДОУ с родителями ясельной группыТворческая мастерская как форма взаимодействия ДОУ с родителями ясельной группы Творческая мастерская, как одна из форм взаимодействия ДОУ с родителями. В статье рассматривается содержание семейной творческой мастерской,.

Занимательные игры, как форма активного взаимодействия с родителямиЗанимательные игры, как форма активного взаимодействия с родителями Известно, что тесное взаимодействие педагогов и родителей – залог успешного функционирования дошкольного учреждения в решении задач обучения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детско-родительская группа как форма взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с РАС
Опубликовано: 9 ноября 2020 в 16:36
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детско-родительская группа как форма взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с РАС» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Меретукова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД