Лариса Меретукова
Детско-родительская группа как форма взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с РАС
СЛАЙД 1
Детско-родительская группа
как форма взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с РАС в рамках инновационной деятельности МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №26»
СЛАЙД 2
Публикация «Детско-родительская группа как форма взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
В основе современной концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательскую деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.
Идея взаимодействия семейного и общественного воспитания развивалась в работах В. А. Сухомлинского, в частности, он писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей». Поэтому задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если школа поддерживает связь с семьей, если между воспитателем и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и ДОУ, а новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество, взаимодействие». Сотрудничество – это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия контролировать, оценивать, указывать. Переход к новым формам отношений педагогов и родителей возможен только в рамках открытости, гуманизации, деидеологизации дошкольного образования. Целью сегодняшнего дошкольного образования является не воспитание члена общества, а свободное развитие личности.
Семья и детский сад тесно взаимосвязаны между собой, что даёт ребёнку определенный социальный опыт. Организация общения педагога с родителями воспитанников остается одной из наиболее сложных проблем в деятельности дошкольного образовательного учреждения. А организация взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с расстройствами аутистического спектра сложна вдвойне.
СЛАЙД 3
Наше ДОУ является республиканской инновационной площадкой, реализующей проект «Психолого-педагогическое сопровождение обучения и воспитания детей с РАС» (приказ МОиН РА №1709 от 14.12.2017 года «О признании образовательных организаций республиканскими инновационными площадками».
В рамках инновационного проекта мы к концу 2020 года должны реализовать 4 модуля программы психолого-педагогического сопровождения:
1. Психолого-педагогическая работа с детьми с РАС;
2. Подготовка педагогов к работе с детьми с РАС;
3. Детско-родительские группы;
4. Тьюторское сопровождение.
Прежде чем говорить о детско-родительских группах, необходимо разобраться в том, с какими трудностями сталкиваются семьи, воспитывающие детей с РАС.
Семьи, воспитывающие детей с РАС, зачастую оказываются замкнутыми в своей проблеме, им не хватает знаний о способах взаимодействия с ребенком, методам обучения, коррекции поведения детей. Оказавшись в трудной жизненной ситуации, родители переживают тяжелый стресс. Для них выявленный диагноз у ребенка – это катастрофическое событие. Происходит «потеря» воображаемого образа здорового ребенка, крушение мечтаний, надежд, связанных с его будущим, его взрослением. У родителей происходит адаптация к ситуации болезни ребенка, и в ходе этой адаптации могут происходить изменения и деформация всей структуры семейных отношений: нарастают проблемы в браке, социальная изоляция, истощаются психические ресурсы родителей. А ведь при этом, несмотря на стресс, родитель должен выполнять и свои родительские функции : зарабатывать и обеспечивать семью. Родители оказываются в тяжелом психологическом состоянии повышенного стресса, который усугубляется тяжестью и продолжительностью расстройства, непониманием ситуации окружающими или даже агрессией со стороны незнакомых людей или соседей. Причем состояние стресса в таких семьях после постановки диагноза их ребенку становится хроническим, с обострениями в периоды ухудшения здоровья ребенка, появления странностей в поведении, начала посещения детского сада, выбора школы или подготовки к будущей профессии.
СЛАЙД 4
Психологическое состояние родителей, узнавших о диагнозе своего ребенка, включает в себя 5 временных фаз:
1. Шок и отрицание.
2. Надежда на чудесное исцеление, поиски чудо-специалиста или чудо-лекарства.
3. Бессилие и гнев. Зачастую гнев выплескивается на специалистов, работающих с ребенком. В данной ситуации необходимо спокойно воспринимать гнев со стороны родителей, нельзя втягиваться в конфликт с ними, в противном случае это может привести к отчуждению и запуску новой травматической ситуации для семьи.
4. Депрессия.
5. Принятие. Оно считается достигнутым, когда:
- родители способны спокойно говорить о проблемах ребенка;
- поощряют его самостоятельность;
- сотрудничают со специалистами, оставляют краткие и долгосрочные планы;
- имеют личные интересы, не связанные с ребенком;
- способны что-либо запрещать ребенку или наказывать, не испытывая чувства вины;
- не проявляют по отношению к ребенку ни гиперопеки, ни чрезмерной строгости.
В ДОУ родители приходят, как правило, находясь на 3 этапе своего психологического состояния. И только после того, как они достигают 5 этапа (принятие, можно говорить о том, что психолого-педагогическое воздействие на ребенка и семью может быть успешным. Именно на этом этапе родители становятся союзниками и помощниками педагогов. Но зачастую родители не знают, как надо работать со своим ребенком. Наша задача - научить родителя помогать своему ребенку преодолевать трудности развития.
СЛАЙД 5
Как только к нам поступает новый ребенок, мы проводим анкетирование с его родителями для того, чтобы узнать, какие установки есть у родителей к специалистам ДОУ и к своему ребенку.
Результаты анкетирования показывают, что на первом месте у родителей стоят вопросы, связанные с активным вмешательством специалистов ДОУ в состояние ребенка. Причем познавательные функции (восприятие, память, внимание) оцениваются родителями как самые сохранные, а в первую очередь их дети нуждаются в занятиях с логопедом. При этом, большинство родителей считают, что полноценная адаптация невозможна без развития у ребенка коммуникативных качеств и продуктивной деятельности, а способность говорить может решить проблемы адаптации.
На втором месте стоит потребность в информации о состоянии ребенка и путях коррекционной помощи. При этом большинство родителей считают, что им необходимо индивидуальное консультирование по проблемам воспитания ребенка, оказания коррекционной помощи, нормативно-правовой грамотности, информации о программах, центрах и школах, которые могут помочь ребенку с аутизмом. Т. е., родители готовы, прежде всего, к индивидуальным формам работы по решению конкретных каждодневных проблем своего ребенка.
На третьем месте стоят самые непопулярные, отрицаемые потребности родителей – это информация о социальных учреждениях, где бы мог находиться ребенок, чтобы мне иметь возможность работать; индивидуальная психологическая помощь для меня как родителя; эмоциональная поддержка со стороны родственников. Это говорит о том, что родители обесценивают собственные потребности, ставя во главу угла интересы ребенка. Другими словами, родители хотят конкретной помощи их ребенку, но при этом с соблюдением эмоциональной дистанции со стороны специалистов. Т. о., безоговорочной готовности к сотрудничеству у родителей нет.
В то же время, у родителя и специалиста ДОУ есть обоюдное желание: помочь ребенку с РАС.
Итак, основная общая задача в сотрудничестве с родителями, воспитывающими детей с РАС – это помощь детям в формировании новых социализирующих навыков и устранении нежелательных форм поведения. Такая работа может проводится как в индивидуальном, так и в групповом режиме.
СЛАЙД 6
Особый формат групповой работы, который мы внедряем в рамках инновационной деятельности – это детско-родительская группа, в которой принимают участие дети вместе с родителями. Такая форма работы используется как основная форма работы в специализированных центрах для детей-аутистов и их родителей в Москве и Санкт-Петербурге. В детских садах такая форма работы как основная использоваться не может, так как детский сад одной из своих целей работы имеет присмотр и уход за детьми. Т. е. в детском саду дети на какое-то время остаются без родителей, только с педагогом. Детско-родительская группа в нашем детском саду используется как консультативная форма работы с родителями, где занятия проводятся с определенной периодичностью. Занятия в такой группе дают возможность родителям самим овладеть способами обучения ребенка новым навыкам. Это необходимо, в первую очередь, для того, чтобы приобретенный навык в детском саду использовался ребенком в повседневной жизни, иначе говоря, чтобы произошла генерализация навыка.
Во-вторых, знание методики позволит родителям обучать своего ребенка другим навыкам, которые по разным причинам невозможно сформировать в ходе занятий в детском саду. Кроме того, родители овладевают методами, направленными на устранение нежелательных форм поведения их детей.
В-третьих, в процессе групповых занятий, происходит обучение детей и родителей использованию альтернативных средств коммуникации.
В-четвертых, соблюдается единство требований по отношению к ребенку.
СЛАЙД 7
Ну и, наконец, занятия в детско-родительской группе могут помочь родителям научиться получать удовольствие от общения со своим ребенком, избавиться от чувства стыда за него, помочь расстаться с ролью стороннего наблюдателя.
СЛАЙД 8
Работа в группе позволяет родителям почувствовать, что они не одиноки в решении своих проблем, и что от жизни можно получать удовольствие.
В то же время, проведение занятий в таких группах сопряжено с целым рядом трудностей, а именно:
- специалист должен распределять внимание между ребенком и родителем, наблюдать за ними, своевременно реагировать на поведение каждого из них. Оптимальный способ выхода из этой ситуации – привлечение двух специалистов, где один из них – тьютор, несущий основную нагрузку в педагогическом сопровождении ребенка;
-трудно, а порой и невозможно следовать конспекту занятия, особенно когда ребенок отказывается следовать предложенной инструкции, проявляет неадекватные реакции. Конечно, занятие в этом случае прерывается, но родитель вместе со специалистом участвует в гашении неадекватного поведения, получая определенный педагогический опыт.
Некоторым родителям трудно вступить в контакт, они не проявляют желания участвовать в занятиях детско-родительской группы. С такими родителями мы строим взаимодействие через электронную переписку и видеозаписи. Видеозапись дает возможность родителю сидя дома видеть то, что делал ребенок в саду, вспомнить какие-либо методические приемы и упражнения, которые необходимо повторить с ребенком. Видеозапись домашней деятельности ребенка помогает, в свою очередь, педагогам проанализировать эту деятельность и скорректировать свою педагогическую работу, выбрать оптимальную тактику поведения именно к этому ребенку.
Прежде чем приступить к занятиям, необходимо определить цели обучения и, конечно, они должны быть согласованы с родителями, которые должны понимать, почему в данный момент важно научить ребенка именно этому, а не чему-то другому, какие изменения произойдут в жизни ребенка, если он овладеет тем или иным навыком или избавится от нежелательного поведения.
В процессе достижения поставленных целей родители сосредотачивают свое внимание и внимание ребенка на развивающих занятиях, «уроках» и исключают чрезвычайно важные для детей спонтанную игру и эмоциональный контакт. В занятиях детско-родительской группы у них есть возможность научиться с помощью специалиста эмоционально и позитивно контактировать со своим ребенком в игровой форме. Специалист не только рассказывает, но и показывает – как нужно заниматься с ребенком, а родитель в процессе занятий по сути дела начинает выполнять роль тьютора, что позволяет не только продолжать обучение детей вне стен детского сада, но и дает возможность родителям практиковаться в использовании новых форм взаимодействия с ребенком, а также научиться управлять его поведением.
СЛАЙД 9
Итак, что же дают занятия в детско-родительских группах участникам образовательного процесса:
- родители, воспитывающие детей с РАС, стали активными участниками педагогического процесса, у них возник интерес к процессу воспитания, уверенность в своих силах, понимание того, что они не одиноки в борьбе за своего ребенка;
- педагоги ДОУ оказывают помощь родителям в реализации их ответственности за воспитание и обучение детей;
- дети имеют возможность сформировать такие важные для них навыки общения, получить эмоциональный контакт с семьей, преодолеть нежелательные формы поведения;
- и взрослые, и дети получают бесценный опыт взаимоотношений друг с другом, доверительных отношений, толерантности, человечности, взаимопонимания.