Лия Голдовская
Детская литература как средство формирования экологического мировоззрения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Детская литература как средство формирования экологического мировоззрения дошкольников
Статья к презентации
Подготовила воспитатель высшей
квалификационной категории ГБДОУ
детский сад №106 Фрунзенского района
Санкт – Петербурга
Голдовская Лия Геннадьевна
СЛАЙД 2
Публикация «Детская литература как средство формирования экологического мировоззрения дошкольников» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
«Одной из истин моей педагогической веры является безграничная вера в воспитательную силу книги. Школа – это, прежде всего книга. Воспитание – прежде всего слова, книга, живые человеческие отношения. Книга – это могучее оружие. Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека»
В. А. Сухомлинский
Проблема экологического воспитания и образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы экологической культуры. Очень важно с детства формировать представление детей о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде, а природа в свою очередь нуждается в заботе и защите человека. "Рыбе - вода, птице -воздух, зверю -лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину". Так говорил русский писатель Михаил Пришвин.
Чтобы оберегать и любить по-настоящему природу, ее надо знать. Знакомя детей с природой, мы должны не только сообщать им конкретные знания, но и вызывать в душе каждого ребёнка эмоциональный отклик, пробуждать эстетические чувства.
В детском саду педагог не может обойтись без книг, художественной литературы, которые способствуют обогащению, развитию речи, развивают интерес к природе, формируют умение образно мыслить, передавать свои впечатления. Через художественную литературу малыши учатся видеть в природе все прекрасное, учатся любить природу, глубже и тоньше чувствовать ее красоту. Прослушав стихотворение или рассказ, дети более внимательно начинают присматриваться к растениям, к животным, ко всему живому, что их окружает. Чтение рассказов, стихов, сказок о природе глубоко воздействует на чувства детей. Яркие образы героев - животных надолго сохраняются в их памяти. Книга, прочитанная в детские годы, производит порою настолько сильное впечатление, что остается в памяти на всю жизнь.
Современные родители не осознают силу воздействия художественно - познавательной литературы на интеллектуальное развитие и воспитание ребёнка. В мире информационного взрыва, глобальной сети, высоких технологий книга утрачивает свою ценность. Привлекательность передачи информации - телевидения, необъятные просторы интернета, должны быть лишь ярким дополнением познавательного интереса.
В наши дни особенно актуален вопрос, что читать и как читать ребенку. Наша задача - приобщить детей к детской литературе и детскому чтению и сделать их грамотными читателями.
СЛАЙД 3
Фольклор
У истоков художественной литературы всегда стоял фольклор. Его воспитатели используют чаще в младших группах. Это, песенки, потешки, заклички - обращение к солнцу, дождю, радуге, улитке, маленьким жучкам, что водятся на цветах, птицам, подражание голосам птиц и животных. («Солнышко-ведрышко», «Радуга-дуга» «Дождик-дождик пуще.», «Божья коровка, полети на небо…»)
Еще один вид -фольклора, это загадки. Загадка развивает в ребенке догадливость, сообразительность, она указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому объекту.
"Течет, течет - не вытечет, бежит, бежит - не выбежит" (речка);
"На дворе горой, а в избе - водой" (снег);
«Летом – серый, зимой – белый» (заяц);
«Зимой и летом – одним цветом» (ель);
"В шубе летом, а зимой раздетый" (лес)
Во многом «экологичны» сказки. В сказках, как правило, очень точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений. Дети очень хорошо усваивают характеристики животных-героев сказок: волк – злой, лиса – хитрая, заяц – трусливый. В сказках разных народов можно найти сведения о природных особенностях тех мест, которые они населяют. Так, в восточных сказках часто подчеркивается ценность воды, ее роль в жизни человека, а в сказках северных народов – роль солнца.
Писатели, поэты, всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. В художественных произведениях о природе сочетаются научное содержание и художественной слово. Она, с одной стороны, воспитывает в детях умение видеть красоту природы, чувство любви и бережное отношение к ней; с другой обогащает их представления, учит выделять закономерности природных явлений.
СЛАЙД 4
Константин Дмитриевич Ушинский
Великий русский педагог Ушинский К. Д. - основоположник русской педагогической науки видел огромную роль в устном народном творчестве. Он считал, что начинать обучение детей следует с рассказов о временах года, самом человеке, домашних и диких животных, птицах, растениях, деревьях, минералах, воздухе, воде. В своих книгах К. Д. Ушинский преследовал, как образовательные, так и художественные цели. Особенно ценны для детей дошкольного возраста небольшие рассказы педагога о животных. В них животные представлены с характерными повадками и неотделимо от их естественного поведения в природе. Например, в рассказе "Лиса Патрикеевна" дается подробное описание лисы, ее повадки, умение обустроить нору, "любимые" кушанья. А рассказ "Как рубашка в поле выросла" можно назвать краткой энциклопедией, в которой описан весь путь льна от зернышка до рубахи. Хорошо известны так же его рассказы: "Бишка", "Васька", "Плутишка-кот", "Жалобы зайки", "Ласточка", "Дятел", "Кукушечка", "История одной яблоньки", "Капустная бабочка", "Не ладно скроен, да крепко сшит".
СЛАЙД 5
Лев Николаевич Толстой
Свою роль в развитии художественной литературы природоведческого характера сыграл и Л. Н. Толстой. Большое внимание писатель уделял устному народному творчеству. Одной из задач "Новой азбуки" (1875 г) было знакомство детей с жизнью природы. В ней содержались рассказы-миниатюры, загадки, пословицы, поговорки, сказки и др.
Писатель стремился дать детям доступные им сведения о законах природы, советовал, как практически использовать эти законы.
Есть червь, он желт, он ест лист. Из червя того шелк".
«Сел рой на куст. Дядя его снял, снес в улей. И стал у него год целый мед белый".
"Девочка поймала стрекозу и хотела рвать ей ноги. Отец сказал: эти самые стрекозы поют по зарям. Девочка вспомнила их песни и пустила" (Л. Н. Толстой).
Явления природы писатель изображает поэтически даже в названиях рассказов: "Какая бывает роса на траве", "Отчего в морозы трещат деревья", "Тепло", "Сырость", "Пришла весна".
Свое место в творчестве Льва Николаевича занимают и рассказы о животных - "Лев и собачка", "Булька", "Пожарные собаки", "Хотела галка пить" и др., в этих рассказах Толстой знакомит детей с повадками животных и птиц, очеловечивая их, наделяя индивидуальными чертами характера.
Так же многие рассказы о детях носят природоведческий характер: "Филипок", "Акула", "Корова" и др.
СЛАЙД 6
Виталий Валентинович Бианки. Экологическая литература как средство формирования знаний о природе, о связях и зависимостях в ней.
Классиком русской природоведческой литературы для детей следует назвать Виталия Валентиновича Бианки. Он разработал практически все художественно-литературные жанры, в рамках которых воплощается природоведческая тематика (рассказы, сказки, повести, очерки, "лесная газета" и др.). Познавательное значение произведений писателя трудно переоценить. Книги Виталия Бианки учат детей научному видению природы. В каждом рассказе, в сказке, лежат точные факты, научные сведения об окружающей природе. Уже сами названия в форме вопроса : «Чей нос лучше?», «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?» и т. д. способствуют познанию закономерностей о связях между строением тела животного и средой обитания. Например: «Кузнечик сложил свои длинные задние ноги пополам, потом разом выпрямил их и подскочил высоко в воздух, как Блошачок. Но тут с треском развернулись у него за спиной крылья, перенесли Кузнечика через забор и тихонько опустили на землю» («Как муравьишка домой спешил»).
В «Первой охоте» писатель с юмором, но убедительно знакомит детей с таким сложным явлением в природе, как мимикрия, показывает разнообразные формы защиты животных : «Удод припал к земле, крылья распластал, хвост раскрыл, клюв вверх поднял. Смотрит Щенок: нет птицы, а лежит на земле пестрый лоскут и торчит из него кривая игла». «Гусеницы на веточках вытянулись и замерли, - их от сучков не отличишь. Бабочки сели на деревья, крылья сложили, - не разберешь, где кора, где листья, где бабочки».
СЛАЙД 7
Из произведений «Синичкин календарь», «Наши птицы», «Лесная газета» дети узнают о сезонных изменениях в природе, взаимосвязях, связанных с приспособлением животных к погодным условиям: «А я и рад, - сказал Заяц, - пурга все следы замела и меня занесла - вот волки рядом пробежали, а меня и не нашли».
В сказке «Сова» образно, в художественной форме объясняется связь человека, клевера, шмелей, мышей и совы: «Сова полетела мышей ловить. Мыши со страху попрятались в норы. Шмели загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать. Клевер красный стал на лугу наливаться. Корова пошла на луг клевер жевать. Молока у Коровы много. Стал Старик молоком чай белить, чай белить - Сову хвалить, к себе в гости звать, уваживать».
СЛАЙД 8-9
Михаил Михайлович Пришвин, в отличие от Бианки, в своих произведениях передает объективные ощущения художника. В своих произведениях Пришвин раскрывает перед ребенком чудеса природы, он наделяет своих "героев" голосами и привычками, даже деревья и растения становятся живыми.
СЛАЙД 10-12
Близок по своему творчеству к В. Бианки и М. Пришвину Евгений Иванович Чарушин. Сейчас мы знаем Евгения Чарушина и как писателя, и как художника, в основе творчества которого лежит образ природы. Детям очень интересно слушать рассказы Чарушина, рассматривать удивительные рисунки пушистиков, которых автор рисовал особой техникой.
СЛАЙД 13
Научно-художественный характер имеют произведения Борис Степанович Житкова. В его творчестве нашлось место и для детей дошкольного возраста. Одним из циклов для маленьких детей является цикл "Про животных", "Про волка", "Про обезьянку", "Беспризорная кошка", "Мангуста", "Про слона" и др. Особенностью его рассказов является то, что рядом с животным всегда находится рядом человек, как заботливый друг. Так же в произведениях Житкова даны подробно видовые признаки животного (слон трудолюбив, мангуст подвижен, галка любительница блестящих вещей).
Сегодня известно много писателей и поэтов, воспевающих природу, посвятивших свое творчество детям. Кратко остановим на тех книгах которые мы используем в детском саду.
СЛАЙД 14
Игорь Иванович Акимушкин, «Жил-был медведь»; М. Зверев, «Следы на снегу»;
СЛАЙД 15
Николай Иванович Сладков: «Лесной колобок», «Певчие птицы», «Жизнь в лесу», «Кто ты?», «Рыбьи разговоры», «Звери, птицы и рыбы среди рыб, зверей и птиц», «Мир безмолвия», «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»; СЛАЙД 16
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».
СЛАЙД 17
Иван Сергеевич Соколов – Микитов «Год в лесу», «Листопадничек"
СЛАЙД 18
Неизгладимое впечатление в сердце детей оставляют рассказы Константин Георгиевич Паустовского. Это "Растрепанный воробей", "Дремучий медведь", "Летние дни", "Барсучий нос" и другие.
СЛАЙД 19
Геннадий Яковлевич Снегирев: «Лесное озеро», «Как птицы и звери к зиме готовятся», «Пингвиний пляж»;
СЛАЙД 20
Вера Васильевна Чаплина «Фомка – белый медвежонок».
Эмоциональной насыщенностью, всей гранью писательского таланта, спектром образных выражений, близких и доступных детям, пронизан рассказ Георгий Алексеевич Скребицкого «Четыре художника» :
«Живет зимний лес.. Живет вся картина седой чародейки - Зимы.. Раздвинуло Солнышко сизую тучку.. Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зеленые огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях. А подул ветерок, стряхнул иней с ветвей, и в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки. Чудесную шубку припасла Зима и Лисе, просто на диво: вся ярко-рыжая, как огонь горит! Поведет лиса пушистым хвостом, будто искры рассыплет по снегу.. Чудесная получилась картина!»
СЛАЙД 21
Поэты – детям о природе
Для формирования у детей осознанно правильного отношения к природе, воспитания любви ко всему живому целесообразно использовать поэзию. Детям дошкольного возраста доступны многие произведения таких русских поэтов, как А. Пушкин, Ф. Тютчев, А. Фет, А. Майков, Н. Некрасов, С. Есенина и др.
Вы помните, стихотворения А. С Пушкина «Буря мглою небо кроет…», «Ветер, ветер ты могуч…», «Мороз и солнце день чудесный»
Многие стихотворения посвятил детям Н. А. Некрасов, часть из которых можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста при ознакомлении их с природой, формировании у ребят бережного отношения к природе, заботе о ней ("Дедушка Мазай и зайцы").
Очень подкупают стихи А. Фета. «Мама! глянь-ка из окошка — Знать, вчера недаром кошка Умывала нос…»
Нельзя не вспомнить о замечательном русском поэте Ф. Тютчеве. В дошкольном учреждении мы можем использовать такие стихотворения, как "Зима недаром злится…",
Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
"Чародейкою зимой", "Пусть сосны и ели…", "Ещё земли печален вид", "В небе тают облака…", многие другие стихотворения поэта.
В ходе прогулки, умело сочетая художественное слово можно усилить впечатление от непосредственного наблюдения, помочь детям лучше понять и запомнить красоту этого явления. Например, после наблюдения за листопадом, дети с большим интересом слушали стихотворение «Листопад» И. Бунина.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной.
После заучивания стихотворения С. Есенина «Береза», дети с особым интересом рассматривали березы на участке.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
СЛАЙД 22
Можно использовать поэзию о природе и в других видах детской деятельности. Особенно они уместны при рассматривании пейзажных картин. Так, рассматривая картину Аркадия Алексеевича Пластова «Первый снег» можно познакомить детей со стихотворением И. Сурикова «Белый снег пушистый…» Это поможет детям лучше понять основную идею картину, увидеть красоту зимней природы. Белый снег, пушистый
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле побелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
Поэтические образы природы надолго сохраняются в памяти ребёнка, а вызванные ими чувства способствуют воспитанию бережного отношения к родной природе. Так после заучивания стихотворения «Холодно, голодно, галки, воробьи…», дети не забывают брать собой угощение для птиц.
Природоведческий характер носят многие стихотворения поэта Алексея Николаевича Плещеева. Всем знакомое стихотворение "Травка зеленеет" с радостью и живостью повествует о приходе весны.
Стихотворения для детей доступны детскому восприятию и являются прекрасным средством развития эстетического вкуса.
Как мы можем помочь природе
Рассмотрев познавательный характер детской природоведческой литературы, её эмоциональное воздействие на ребенка, далее необходимо коснуться, как авторы нацеливают слушателей на действенное отношение к природе - помочь ей. «Что же делать, чтобы наша Земля становилась не грязнее, а чище?» - задает очередной вопрос В. Танасийчук в рассказе «Отчего погибли киты».
СЛАЙД 23
Краткость, простота сюжета, необходимые знания и в конце рассказа - вывод, а иногда - вопрос для поддержания диалога с маленькими слушателями - особенность произведений Виталия Николаевича Танасийчука. На каждый вопрос автор коротко и в то же время обстоятельно отвечает.
Другая особенность произведений В. Н. Танасийчука - сравнение животных из разных экологических зон : «А есть ли что-нибудь общее у лягушки, крокодила и бегемота? .все они живут в воде, любят лежать у ее поверхности. Бегемот - совсем как большая лягушка, а крокодил похож на тощего бегемота».
С маленьким читателем автор рассуждает о приспособленности животных к определенной среде обитания : «А как у нас прокормиться белому медведю? Ну а могли бы у нас жить слоны?. («Почему белые медведи не живут в лесу?»)
Описывая экологическую катастрофу в море, писатель доступным языком объясняет суть экологических проблем, причины их появления: «Первыми пострадали птицы. Потом настала очередь мелководных ракушек - мидий, устриц. Затем погибли водоросли. А рыбы и прочие морские животные просто уплыли подальше. Закрылись на берегу курорты и гостиницы». («Нефть в море»)
СЛАЙД 24 -25
Энциклопедии и журналы
В настоящее время в дошкольной практике широко используются энциклопедические книги журналы о животных в картинках. Это познавательная литература, в которой ребенку открывается увлекательный, полный тайн и чудес мир растений, животных, насекомых. Очень важно, чтобы такие книги не были лишь суммой любопытных фактов с обилием непосильных сведений для ребенка, упражнением холодного ума. Строение тела стрекозы не должно заслонить мысль, что она живая.
СЛАЙД 26
Таким образом, художественная литература является могучим средством в экологическом воспитании детей, что способствует формированию самых первых научных представлений о природе, первых понятий о единстве человека и природы, помогает развить фантазию, творческое воображение, полет мысли. Все это дает возможность раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом человеке, воспитывает экологическую культуру маленького человека.