Зубкова Людмила
Консультация для воспитателей «Художественная литература как средство экологического воспитания детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Чтение художественного произведения детям дошкольного возраста помогает воспитателю обогащать их знаниями, учить глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы.
Многие книги о природе для детей написаны учеными-биологами. Содержание их научно достоверно, помогает детям познать природу во всем ее многообразии, закладывает основы материалистического миропонимания. Так Т. Н. Павлова – ученый-растеневод в течение двадцати лет вела фенологические наблюдения, в результате которых одна из детских книг – «Желтый, белый, лиловый». В. Бианки – ученый-биолог во всех своих книгах для детей («Лесная газета», «Как муравьишка домой спешил», «Чей нос лучше» и т. д.) показывает сложнейшие явления в природе в высокохудожественной форме. Каждый из писателей пишет только о своей области наблюдения, но в каждой книге заложены идеи ответственности человека за ее сохранение, призыв к маленькому читателю беречь и защищать, изучать природу.
Публикация «Консультация для воспитателей „Художественная литература как средство экологического воспитания детей“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Художественная литература о природе воздействует на чувство детей. Книги содержат оценку происходящего. Знакомясь с их содержанием, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации, испытывают волнение, радость, страх. Это помогает воспитывать этические представления – любовь и бережное отношение к природе.
К выбору книги для чтения детям следует относиться очень серьезно, ответственно. Прежде всего нужно ипользовать литературу, рекомендованную программой детского сада. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, А. Макова, Н. Некрасова и др. Вместе с тем за пределами программы еще много остается замечательных книг о природе, с которыми воспитатель должен знакомить детей. Это книги Ю. Дмитреева, Г. Снигерева и др.
В каждой возрастной группе методика использования книги о природе имеет свою специфику.
Младшие группы Для слушания книги детей первой младшей группы лучше разбить на подгруппы, а второй младшей группе можно читать всем сразу. Перед началом чтения рекомендуется приготовить иллюстративно-наглядный материал: иллюстрации-диапозитивы или игрушки, картины и т. д. Малышам лучше не читать, а рассказывать наизусть, сопровождая рассказ демонстрацией иллюстративно-демонстративного материала. Рекомендуется неоднократное прочтение художественного произведения.
В средней и старшей группах природоведческая книга используется для расширения, уточнения представлений детей о природе, углубления их. Часто воспитатель обращается к опыту детей, настраивая их на восприятие произведения. «Вспомните, дети, куда мы с вами вчера ходили и что видели» - обращается воспитатель к детям после наблюдения за одуванчиком – послушайте, что однажды видел писатель М. Пришвин». И далее читает рассказ «Золотой лук» который помогает детям вновь пережить раннее полученные впечатления, дополнить увиденное, лучше его понять.
Чтение художественной литературы может предшествовать наблюдению. В этом случае задача воспитателя – вызвать ожидание встречи с природой, интерес к предстоящей экскурсии на луг, водоем, в лес. Часто в тексте рассказа уже содержится план предстоящего наблюдения или те существенные стороны явления на которые надо обратить внимание детей. Таких произведений много у Н. Павловой, В. Бианки, Н. Сладкова.
После чтения художественных произведений организуется беседа об одной или нескольких прочитанных книгах. Цель беседы – помочь детям глубже осознать явления природы, обобщить и систематизировать знания о прочитанном.