наталья борисова
Опыт работы «Детская журналистика как средство развития у дошкольников познавательного интереса»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги, сегодня я хочу познакомить вас со своим опытом работы. Буду рада, если вас он заинтересует.
Введение ФГОС дошкольного образования, перестройка жизненного уклада, переоценка ценностей, происходящие в обществе, заставляют по новому подходить к вопросу развития познавательного интереса у детей. Общеизвестно, что в период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира, который продолжает формироваться в процессе дальнейшего развития ребенка. Важный момент, влияющий на развитие познавательных способностей – наличие у детей интереса к познавательной деятельности- познавательная мотивация.
Публикация «Опыт работы „Детская журналистика как средство развития у дошкольников познавательного интереса“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Это стало неотъемлемой частью жизни. Информационные технологии дают нам новые возможности. В своей работе, я обратилась к интересному, на мой взгляд, методу для современных детей, это детская журналистика. В старшем дошкольном возрасте дети живо интересуются профессиями, и это может быть использовано как средство развития познавательного интереса, повышения уровня речевой и коммуникативной компетентности воспитанников.
В результате данной деятельности дошкольники учатся ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом. Журналисты – это люди, занимающиеся поиском наиболее значимых и важных событий, которые происходят в мире. После получения необходимой информации они рассказывают об этом - устно или письменно – в газетах, журналах или на телевидении и радио. Вся работа, осуществляемая мною в кружковой деятельности, строится с учетом принципа интеграции образовательных областей и детских видов деятельности в соответствии с возрастными возможностями и особенностями развития воспитанников, как рекомендовано в ФГОС ДО.
Погружение в игру «Журналисты» помогает создавать ситуации, способствующие постепенному усвоению форм познавательного, речевого взаимодействия в различной среде – в детской и взрослой, со взрослыми-близкими людьми и просто знакомыми людьми, к преодолению робости в общении. Развитию детской любознательности способствуют новые впечатления, полученные на экскурсиях, в беседах, в игровых заданиях. Художественно-продуктивная деятельность детей является средством самовыражения.
Естественно, что невозможен ни один вид детской деятельности без словесного общения. Работая с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, я столкнулась с проблемой неумения детьми вести диалог друг с другом и с взрослыми, не богатым словарным запасом детей, монотонностью и невыразительностью детской речи, что в свою очередь влияет на познавательное развитие детей.
Использование данной технологии в логопедической работе в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР позволяет решать не только задачи, касающиеся развития познавательного интереса у детей, но и формирования коммуникативных умений воспитанников, а также способствующие развитию речи детей в целом, что является важнейшим условием полноценной социальной адаптации воспитанников с ОНР в окружающем социуме и готовности к школьному обучению.
Формирование навыков ведения диалога тесно связано с развитием психических процессов, как восприятие, память, мышление. Дети учатся соблюдать последовательность в передаче событий, планировать и вести диалог. Так как в старшую группу компенсирующей направленности дети поступают с разными нарушениями речи, работа начинается постепенно,
изначально дети получают понятие о том, что такое информация, новости. Узнают об источниках информации…
В работе так же использую элементы риторики. Содержание работы по развитию риторических умений можно распределить по четырем БЛОКАМ:
1. Нравственный аспект речевого поведения (развитие коммуникативных способностей).
2. Речевой этикет в разных ситуациях общения.
3. Развитие вербального и невербального средств общения.
4. Культура слушания.
Чтобы начать ознакомление с профессией журналиста, необходимо было разобраться в многочисленном разнообразии его профессиональных обязанностей. Так же дети знакомились с другими профессиями видеооператор, фотограф, редактор и др. Особый интерес возникал у детей к ознакомлению с печатной периодикой. Юные журналисты знакомились с газетами, с детскими журналами, узнали кто и как работает над их выпуском. Интерес проявили и родители, пополняя нашу библиотеку журналами. После того как у детей сформировался целостный образ журналиста, мы приступали собственно к созданию газеты «Олененок» : распределяли роли, брали интервью, посещали мероприятия детского сада. Для изготовления собственной газеты у нас есть свои корреспонденты, операторы, художники, редакторы. Роль главного редактора при создании газеты брала на себя.
Перед интервью предшествовала предварительная работа. Она состояла из обсуждения вопросов, которые можно задать в данной ситуации. Такой прием усиливает речевую мотивацию, создает условия для формулирования вопросов, построения самостоятельных высказываний и рассуждений. После того как составили статьи, я как редактор набирала их на компьютере, и мы приступали к монтажу и дизайну газеты.
Дети в ходе издания газет высказывают свое мнение, учитывают пожелания других, подстраиваются под ситуацию. Дети получают удовольствие от собственной деятельности. Интересное дело, связанное с общим развивает инициативность. В процессе подготовки газеты дети приобретают способность ставить общие цели планировать совместную работу, согласовывать мнения и действия. А самое главное развивается ответственность – дети видят уважение со стороны взрослого и на этой основе развивается самосознание.
Остановимся на методическом приеме: составление схем-правил, схем диалогов. Совместно с детьми были составлены представленные на экране схемы. Учитывая правила диалоговой последовательности необходимо: смотреть на собеседника при разговоре, соблюдать очередность, выслушивать собеседника, не перебивая, поддерживать общую тему разговора, говорить спокойно, доброжелательно с умеренной силой голоса.
Первые диалоги, интервью практиковались в детской среде : воспитатель – ребенок, н – р: «Интервью о маме», когда воспитатель брал интервью у детей. а дети давали интервью, затем ребенок- ребенок. Сюжетно- ролевая игра помогала формировать представления о профессии журналиста и активизировать детей на познание окружающего мира.
По ходу развертывания с/р игры перед дошкольниками ставятся более сложные задачи. Они учатся брать интервью, взаимодействуя друг с другом, сотрудниками детского сада. Учатся целесообразно и уместно пользоваться интонацией, мимикой, жестами при взятии интервью. Чтобы поддерживать тему интервью ребенку необходимо владеть информацией по данной теме. Учить детей быть внимательными слушателями (объяснять детям, что общаясь, мы не только говорим, но и слушаем; слушать – значит принимать активное участие в диалоге и стараться понять все то, что нам говорят);
Очень нравятся кружковцам творческие командировки: как в пределах детского сада, так и за его стенами. Юные журналисты с интересом выясняют, кто же им на утренники шьет костюмы, кто же готовит вкусные каши, кто такие вахтеры и зачем они нужны.
При взятии интервью у сотрудников детского сада было проще, а когда были встречи за пределами детского сада возникали сложности, ведь это встреча с незнакомым человеком, препятствиями были закомплексованность, растерянность, маленький словарный запас…
Проведение групповых экскурсий за пределы дошкольного это путь познания профессий взрослых, обозначение общественной значимости результатов труда, изучение сущности трудовых действий и тем самым формирование представлений о разных профессиях.
Конечно же ни какая работа в не проходит без родительской поддержки. С их помочью подобрали необходимые атрибуты: микрофоны, фотоаппараты, сотовые телефоны, изготовили бейджики на каждого ребенка с логотипами СМИ и галстуки для «юных корреспондентов». Мы вместе с детьми заинтересовали и родителей, которые с удовольствием принимают участие в занятиях, охотно становятся респондентами у наших «юных корреспондентов», делают фотосьемки.
Хорошим подспорьем была встреча с корреспондентами газеты «Железногорские новости»…. Ребята показали, что могут задать вопросы даже настоящему корреспонденту. Так же насыщенной и познавательной была экскурсия в телестудию «СТВ»
На встречу с интересными людьми была приглашена Маргарита Гавриловна Василенко, руководитель детской телестудии «Зеркальце». Она рассказала ребятам, как правильно вести себя перед камерой и раскрыла некоторые приемы дикторского мастерства.
Итогом долгосрочной игры в «журналистов» стал телевыпуск «Детские новости». Где дети продемонстрировали свои журналистские способности.
Детская журналистика позволяет :
- развивать познавательный интерес;
- формировать личностные качества детей;
- учить преодолевать скованность;
- быть активным и самостоятельным собеседником;
- развивать уверенность в себе и в своих высказываниях, умение строить диалог и устанавливать эмоциональный контакт, а также культуру речевого общения;
- устранять избыточное, психоэмоциональное и мышечное напряжение вне речи и вовремя её, а также грамматичное использование слов в структуре связного высказывания;
- овладевать умением пользоваться различными типами предложений.
Детская журналистика вызывает большой интерес у дошкольников и может быть использована как средство повышения уровня познавательной, речевой и коммуникативной компетентности воспитанников ДОУ.