Надежда Дмитриева
Деловая игра «Использование проектного метода при ознакомлении дошкольников с книжной культурой, детской литературой»
▼ Скачать + Заказать документы
Деловая игра для педагогов ДОО
Тема: «Об использовании проектного метода при ознакомлении дошкольников с книжной культурой, детской литературой»
Цель: Активизировать педагогов в создании условий для ознакомления воспитанников с художественной литературой. Развивать способность к самоанализу собственной педагогической деятельности при использовании проектного метода.
Публикация «Деловая игра „Использование проектного метода при ознакомлении дошкольников с книжной культурой, детской литературой“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Книга. Все материалы по теме книг
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Деловая игра проводится в форме соревнования, воспитатели делятся на две группы (с помощь знаков двух групп)
Задание 1. Теоретическое.
1. Закончите фразу:
* На развитие ребенка – дошкольника должна работать сама книга, а не специальное «препарирование» на обязательных обучающих занятиях. Для этого чтение должно быть …. и …. (интересным и непринудительным)
* Книга нужна ребенку, чтобы увидеть многоликий мир, удивиться этому миру и понять его, пережить вместе с героем необыкновенные приключения, посмеяться вместе с ним, а иногда и поплакать над его судьбой. Это возможно, если подбирать для чтения разные, но хорошие книги, организовывать чтение как …., … занятие, проводить книгу через весь образовательный процесс. (непринужденное, добровольное занятие).
2. Соотнесите определения:
Функции художественной литературы.
Познавательно – нравственная и эстетическая
Развитие и активизация воображения, образного мышления; расширение представлений, осведомленности о мире, освоение таких средств упорядочения мира, как временные и причинно-следственные связи событий; освоение моделей человеческого поведения в разных обстоятельствах, формирование эмоционально-ценностных установок по отношению к разным аспектам действительности.
Приобщение к словесному искусству как таковому в его различных формах и развитие хорошей разговорной речи во встрече с литературным языком, ориентация ребенка на собственное словесное творчество через прототипы, данные в художественных текстах, воспитание культуры чувствии переживаний.
3. Выберите правильные ответы:
В работе с книгой перед воспитателем стоят следующие задачи:
- подбирать конкретные художественные тексты, исходя из их развивающего потенциала и в соответствии с особенностями детей группы, с тем чтобы они увидели в книге источник удовлетворения своей любознательности и интереса к окружающему, почувствовали красоту и выразительность художественного слова;
- побуждать к проявлению добрых чувств, эмоциональной отзывчивости, умению различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей и учитывая это в своем поведении;
- обеспечить время и обстановку для ежедневного чтения и непринужденного обсуждения художественных текстов; воспитывать у детей привычку к сосредоточенному слушанию книги;
- обращаться к художественным текстам при развертывании других культурных практик (использовать тексты как смысловой фон и стимул для продуктивной, познавательно-исследовательской, игровой деятельности, проводить аналогии между событиями, происходившими с персонажами, их переживаниями, рассуждениями, размышлениями и собственной деятельностью детей);
- развивать у детей интерес к участию в образовательных ситуациях и играх эстетической направленности, желание рисовать, лепить совместно со взрослым и самостоятельно.
4. Как можно представить круг чтения схематически через жанровое многообразие?
Поэзия – проза; большие литературные формы (авторские поэмы и повести, авторские повести, циклы рассказов)– малые литературные формы (фольклорные стихотворные тексты, авторские стихи, фольклорные сказки, авторские рассказы).
Реалистические, вымышленные, комбинированные.
5. Закончи фразу
- чтение детям художественных текстов должно быть …. ежедневным, регулярным, интересным – стать ритуалом
- время для чтения - …всегда одно и то же
- продолжительность чтения - … согласно возрасту
- чтение книги должно проходить в … обстановке
- читая книгу воспитатель выступает как … партнер, проявляет. эмоции – удивление, изумление, сострадание и пр.
- воспитатель сам подбирает произведения, чередуя … большие лит. формы - малые, стихотворные - прозаические
Задание 2.
Этапы проектной деятельности.
Метод проектов – это педагогическая технология, ее стержнем является совместная со взрослым деятельность детей (исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Применительно к детскому саду проект – это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта.
В практике современных дошкольных учреждений чаще всего используются смешанные виды (типы) проектов:
- исследовательско – творческие, в которых дети экспериментируют, оформляя результаты деятельности в виде газет, драматизации, дизайна;
- творческо – игровые с элементами творческих игр, когда дети входят в образы персонажей сказки и решают поставленные проблемы;
- информационно-практико-ориентированные, в которых дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление группы, витражи и др.);
- творческие с прикладными целями (оформление детьми результата в виде праздника, дизайна).
Продолжительность проекта: краткосрочный, долгосрочные.
По количеству участников: индивидуальный, групповой, коллективный и т. д.
Алгоритм проведения проектной деятельности в ДОУ
Этапы реализации проекта
Содержание работы Участники
Подготовительный этап Обдумывание идеи проекта, сбор информации, материала для реализации идеи. Педагоги ДОУ, специалисты, родители, воспитанники ДОУ.
Организационный этап
Составление плана проекта, определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта. Проведение круглых столов с родителями и педагогами, консультаций по теме проекта и реализации задач.
Разработка положений смотров, конкурсов, конспектов занятий, сценария итогового мероприятия. Педагоги, специалисты ДОУ, родители.
Формирующий этап
Проведение занятий с детьми специалистами и педагогами ДОУ (комплексные, тематические, бинарные, посещение выставок в экспоцентре, музее и т. д.
Проведение конкурсов и смотров в рамках проекта. Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению выставок совместных работ, фото выставок и фотоколлажей по теме проекта. (Педагоги, специалисты ДОУ, родители, воспитанники ДОУ.)
Итоговый этап
Проведение итогового мероприятия (праздника, развлечения). Награждение победителей конкурсов и родителей благодарственными письмами. Анализ результатов проектной деятельности. Обобщение опыта. (Педагоги и специалисты ДОУ, родители.)
Задачи развития детей в проектной деятельности.
В педагогике выделяются следующие задачи определяющие развитие детей в проектной деятельности:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Задание 3. Назовите иллюстраторов детских книг
Задание 4. «Кто автор?»
- Следующее задание связано с основным положением, что процесс воспитания читателя предполагает ознакомление детей не только с произведениями литературы, но и знакомство с авторами, создавшими их. Перед чтением книги независимо от возраста ребенка взрослый должен назвать имя писателя или поэта, жанр и название произведения. Например: «Я прочитаю русскую народную сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Как хорошо вы знаете классиков детской литературы? Давайте проверим: после краткого сообщения о жизни и творчестве детского писателя или поэта нужно назвать имя, фамилию.
- Поэт, переводчик. Перевел на русский язык «многое множество», по его выражению, стихотворений, песенок, шуток, сказок в стихах. Его пьесы – сказки до сих пор идут на сценах многих детских театров. Одна из них часто включается в репертуар театров под Новый год и знакомит детей с волшебной сменой времен года. Героев его стихотворных сказок, даже таких, как глупый маленький мышонок, мы помним и любим с детства. (Самуил Яковлевич Маршак)
- Прозаик. Им написаны и до сих пор остаются в детском круге чтения произведения разных жанров: краткие репортажи «Лесной газеты», рассказы и, конечно, сказки. Герои его удивительных «сказок - несказок» - птицы, домашние и дикие животные, насекомые выглядят и ведут себя, как это принято в природе, но умеют разговаривать, думают и чувствуют, как люди. Такие яркие образы мог создать только наблюдательный, чуткий человек, страстно любящий природу. Вспомните мышонка Пика, любившего музыку, или мудрую Сову, преподавшую урок легкомысленному любителю чая с молоком. (Виталий Валентинович Бианки).
- Поэт. Родился в Грузии. Детство прошло среди величественной природы Кавказских гор. Любовь в живописи привела его в Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве. Неудивительно, что в последствии поэт сам иллюстрировал многие свои стихи. Его фирменный «рубленный» стихотворный слог хорошо узнаваем как в произведениях для взрослых, так и в стихах для детей. Своим маленьким читателям поэт мог в доступной форме рассказать о производственном процессе, показать разницу между «хорошим» и «плохим». (Владимир Владимирович Маяковский)
- Поэт, драматург, автор многочисленных детских стихов, пьес, составивших золотой фонд детской литературы. Лауреат многих советских и российских наград. Родился в Москве в дворянской семье. В год своего 95-летия указом президента был награжден высшей российской наградой – орденом Святого апостола Андрея Первозванного. Герой одного из его стихотворных произведений советского периода благополучно дожил до наших дней, воспитав сына Егора. (Сергей Владимирович Михалков)
- Поэт. Исследователь детской речи. В своей широко известной книге на конкретных примерах показал, «как обширна, многообразна, сложна умственная работа ребенка над усвоением родного языка». Свою первую стихотворную сказку сочинил, чтобы развлечь больного сына в дороге. Ввел в детскую литературу термин «перевертыши», считая, что нарочитые отклонения от реальностей жизни утверждают детей в реализме. В его стихотворных сказках «очеловечены» не только звери, но даже посуда, которая говорит, «… тараторит, дребезжит… Утюги бегут, покрякивают, через лужи, через лужи перескакивают. А за ними блюдца, блюдца… вдоль по улице несутся…». (Корней Иванович Чуковский)
6. Подведение итогов.
Проект решения педагогического совета.