Тамара Грузинова
Использование проектного метода в патриотическом воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
Слайд 2
Задачи по нравственно-патриотическому воспитанию детей :
Публикация «Использование проектного метода в патриотическом воспитании детей» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
* воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
* формирование бережного отношения к природе и всему живому;
* воспитание уважения к труду;
* развитие интереса к русским традициям и промыслам;
* формирование элементарных знаний о правах человека;
* расширение представлений о России, ее столице;
* знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;
* развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
* формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.
Слайд 3
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности детей, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности.
Слайд 4
При планировании проектной деятельности следует помнить о трех
этапах в развитии проектной деятельности у детей дошкольного
возраста:
1) подражательско-исполнительский (3 – 5 лет). Дети участвуют на вторых
ролях, выполняют действия по предложению взрослого. Актуальны
творческие и игровые проекты.
2) развивающий этап (5-6 лет) Дети имеют опыт разнообразной совместной
деятельности, у них развиваются самоконтроль и самооценка. Дети
принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые
средства для достижения результата деятельности. Дети не только
проявляют готовность участвовать в проекте, но и самостоятельно
находят проблемы.
3) поисково-исследовательский этап (6-7лет) дети переходят к сотрудничеству.
Важно на этом этапе развивать и поддерживать активность детей,
создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.
Организация проектной деятельности происходит с учетом возрастных возможностей детей, их психических и индивидуальных особенностей, так с детьми средней группы проекты носят краткосрочный характер.
Свою проектную работу по нравственно-патриотическому воспитанию организовывала по принципу от простого к сложному. О некоторых проектах сегодня хочу вам рассказать.
Проект «Моя семья». Слайд 5
Любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, детскому саду, родной улице, городу.
Слайд 6 Дети рисовали портреты наших мам, играли в сюжетно-ролевые игры «Мамины помощники», «Семья», «Поликлиника», «Магазин». Использовали дидактические игры : «Измени имя», «Маму зовут».
Слайд 7 Чтобы помочь детям понять, что такое семья, родные и близкие люди, родственные отношения, социальные роли в семье, необходима была помощь родителей. Родителям было предложено вместе с детьми собрать фотографии и изготовить «Семейный альбом». А в заключение проекта состоялся утренник «Праздник бабушек и мам», где родители вместе с детьми участвовали в сценке, играх и танцах.
Слайд 8, 9
Проект «Защитники отечества». Слайд 10,11,12
Дети знакомились с родами войск нашей армии, их отличительных признаках, военной техникой. В группе был создан мини-музей «Наша армия родная». Заключительным этапом стало совместное участие детей и пап в конкурсе рисования «Они сражались за Родину».
Слайд 13
Проект «Мой город» Знакомство с малой Родиной начали с изучения истории возникновения нашего города, знакомства с улицей на которой живу. Слайд 14
Заключительным этапом стала экскурсия в историко-краеведческий музей.
Слайд 15,16
Слайд 17
Проект «Мы и космос» реализовался в старшей группе.
Проекта позволил сформировать у детей более точные представления об отечественной космонавтике, ученых и исследователях в области космологии. В группе была создана развивающая предметно-пространственная среда патриотической направленности Слайд 18 на тему «Этот загадочный космос», подобрана художественная литература, проводились подвижные игры Слайд 19 «Летим на луну», сюжетно-ролевые игры «Мы конструкторы». И заключительным этапом стала работа детей по аппликации «Путешествие в космос». Слайд 20
Слайд 21 Проекты «Дети Великой Отечественной войны», «Этот день Победы»
В рамках этих проектов были собраны материалы и изготовлены стенгазеты, организована выставка художественной литературы, разучивали стихи, Слайд 22 прослушивали песни военных лет, рассматривали иллюстрации с фрагментами военных лет. Собирали информацию о дедушках, прадедушках, о родственниках детей, которые приняли участие Слайд 23 в ВОВ. Проводили торжественные мероприятия, акции, Слайд 24 спортивные праздники, где дети показывали силу, выносливость, спортивный азарт и сплоченность. Слайд 29 Во время экскурсий к памятникам погибшим воинам в преддверии праздника с детьми возлагали цветы, проводили минуты молчания. Слайд 25
Реализация данных проектов оказала благотворное влияние на всех его участников. Знакомство с историей ВОВ способствовало формированию у детей чувство уважения к ветеранам, гордости за свою Родину, пополнению словарного запаса. А главное – дети стали более осознанно относиться к празднованию Дня Победы, необходимости возлагать цветы к памятникам и чтить память погибших героев.
Результаты работы показывают, что проектная деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки - они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, сколько установленными нормами.
Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей - она становится более разнообразной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.
Достоинства метода проектов : метод проектов полностью соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования.
Работа по проектам помогает реализовать принцип интеграции образовательных областей и может быть направлена на организацию игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной детской деятельности.
Использование проектного метода позволяет сочетать интересы всех участников проекта :
- дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями;
- педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;
- родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе нравственно-патриотического воспитания детей.
Слайд 30
Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии. Значение семьи в формировании нравственно-патриотического сознания трудно переоценить. Привлекая родителей к работе над проектом, в группе создаются дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта.
Слайд 31
Одним из сильных средств воспитания у ребенка любви к Родине, является художественная литература. При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Правило морали приобретает в художественном произведении живое содержание.
Прежде всего, любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке. У детей дошкольного возраста особые эмоции вызывают произведения, в которых рассказывается о маме. Доброе отношение литературных героев может служить хорошим примером для ребят.
Слайд 32 стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине» :
Мама спит, она устала…
Ну, и я играть не стала!
Невозможно привить любовь к Родине без знаний о традициях русской народной культуры. О том, как появилась русская земля, как жили предки русского народа, какие они строили дома, какую носили одежду, в доступной форме повествуется в таких произведениях, как «Моя первая книга о России» Е. В. Симоновой, «Как жили люди на Руси» О. Л. Князевой. Слайд 33
Сказка - ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине, это духовные богатства культуры, познавая которые, ребенок познает родной народ. Именно в этом возрасте ребенок проявляет интерес ко всему сказочному и чудесному. Если сказка удачно выбрана и вместе с тем выразительно рассказана, она найдет в детях чутких, внимательных слушателей и это будет способствовать развитию патриотических чувств.
Слайд 34 Сказка «Теремок» учит умению жить мирно под одной крышей. Хотя герои все с разными характерами, но каждый житель теремка очень нужен, чтобы вести общее хозяйство.
На примере известной и всеми любимой сказки «Колобок» можно познакомить детей не только с традиционной пищей русского народа (колоб) и рецептом его приготовления, но и расширить их представление о быте русского народа, пояснить понятие «амбар», «сусек».
Слайд35 Не меньшая роль отводится былинам. Былина – повествовательное сказание о богатырях, народных героях. Основная идея былин - идея защиты Святой Руси, земли отцов и дедов, богатырского подвига. Такие произведения, как «Илья Муромец и Калин царь», «Как Илья Муромец богатырем стал», «Как Илья поссорился с князем Владимиром», «Никита Кожемяка», «Святогор-богатырь» знакомят детей с богатырями - защитниками земли Русской. Имена этих героев передаются из поколения в поколение.
Слайд36 Особое место в нравственном воспитании детей к Родине отводится произведениям художественной литературы о Великой Отечественной войне. Стихи А. Твардовского, С. Михалкова и рассказы А. Гайдара, А. Митяева рассказывают о подвигах и мужестве солдат, защищавших Родину. О детях и подростках, учувствовавших в борьбе с захватчиками. Произведения «Сказка о громком барабане» С. Могилевской, «Сестра» Л. Кассиля, «Шел по улице солдат» С. Баруздина, «На заставе» А. Барто формируют представление о храбрости, самоотверженности воинов, воспитывают к ним уважение. Важно подвести детей к пониманию : мы победили в тяжелой битве с фашизмом, потому что народ любит свою отчизну; Родина чтит героев, отдавших свою жизнь за счастье людей. В их честь воздвигнуты памятники, их имена увековечены в названии городов, улиц.
Дети дошкольного возраста должны осознать: наша страна - самая мощная и мирная держава, его защитники всегда на страже мира и готовы дать отпор любому врагу.