Елена Чаус
Воспитание у дошкольников любви к природе посредством проектного метода
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическая культура – это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Уровень экологической культуры является результатом воспитания бережного отношения к природе. В настоящее время экологическое воспитание является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны экологически образованные и воспитанные люди. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.
Публикация «Воспитание у дошкольников любви к природе посредством проектного метода» размещена в разделах
Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, окружающим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих действий по отношению к природе, ее охране. Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.
Дошкольный период – самое благодатное время, когда через эмоциональную сферу можно формировать познавательный интерес к природе и желание общаться с ней. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. От того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки совершать. И основы восприятия человеком мира закладываются через совместную творческую деятельность детей и взрослых в детском саду и в семье.
Основными задачами экологического воспитания дошкольников являются :
- Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.
- Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному и социокультурному окружению.
- Осознание ребенком собственного «Я» как части природы.
- Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным и социокультурным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.
В ФГОС ДО большое внимание уделяется проектной и исследовательской деятельности ребенка-дошкольника. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Суть метода проектов – стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Ребенок становится активным участником учебного процесса, вступает в диалог с педагогом. Они совместно мыслят, решают учебную задачу. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.
Родители выступают не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Используя проектный метод в экологическом воспитании, я придерживалась ряда принципов:
- принцип природосообразности – предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами;
- принцип проблематизации – заключается в создании условий для постановки и решения проблем;
- принцип опоры на ведущую деятельность – реализуется в организации связи игры с другими специфическими видами детской деятельности, которые взаимодействуют и обогащают друг друга;
- принцип сотрудничества и сотворчества – предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия;
- принцип краеведения – реализуется через максимальное включение в образовательный процесс природы и культуры родного края;
- принцип учета возрастных особенностей – позволяет рассматривать проблемы на доступном уровне.
Для положительного решения поставленных задач, необходимо учитывать, что взрослые, воспитывающие ребенка, должны сами обладать экологической культурой: понимать общие для всех людей проблемы и беспокоиться по их поводу, показывать маленькому человеку прекрасный мир природы, помогать наладить взаимоотношения с ним, беречь его. Приобретенные в это время знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Богатым источником разнообразных ощущений и опыта является природа родного края. Роль взрослого заключается в том, чтобы поддержать, сохранить, усилить первые наиболее яркие впечатления детства, которые получил ребенок от общения с природой. Элементарные экологические знания, полученные детьми в дошкольном возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности, любить и беречь природу. Несмотря на возраст, дети должны получать в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности, о природе. И в этом огромную роль играет развивающая предметно-пространственная среда.
Развивающая предметно-пространственная среда нашей группы состоит из разнообразных элементов. Каждый из них выполняет свою функциональную роль:
- экологический центр – в нем растут и развиваются растения, здесь есть все необходимое для ухода за ними;
- игротека – в ней дети играют в настольно-печатные, дидактические и другие развивающие игры;
- лаборатория – в ней дети проводят разнообразную исследовательскую деятельность, в том числе и самостоятельную. В лаборатории есть все необходимое для проведения различных опытов
Реализуя проекты с детьми старшего дошкольного возраста, я опиралась на разнообразные виды детской деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, трудовую, двигательную, чтение художественной литературы, коммуникативную.
Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках я организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения. Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыты строятся на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
Использую художественную литературу о природе. Произведения глубоко воздействует на чувства детей.
В продуктивной деятельности ребенок передает свои впечатления об окружающем мире и природе.
Воспитание любви к природе, бережного к ней отношения ведется планомерно и систематически. Большую роль в этом играют проекты :
• «Наш участок» (2014г.);
• «Альпийская горка» (2014г.);
• «Люблю березу русскую» (2016г.);
• «Наш чудесный огород» (2016г.);
• «Воспоминания о лете» (2016г.);
• «Экологическая тропа» (2017г.);
• «Мир комнатных растений» (2019г.).
Таким образом, реализация данных проектов позволила мне повысить интерес детей к природным объектам, развивать их познавательные способности. Дети стали осознанно бережно относиться к природным объектам, проявлять о них заботу, рассказывать окружающим о необходимости гуманного поведения в природе. Они стали интересоваться объектами природы, к которым раньше не проявляли интереса. Повысилась детская компетентность. В период дошкольного детства происходит формирование и развитие экологической культуры детей, и при условии качественного ее формирования ребенок будет любить, ценить и беречь окружающую природу всю жизнь. Своей работой я стараюсь подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может и должен сохранять и приумножать ее красоту.