Законова Наталья
Использование метода моделирования как средства экологического воспитания старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Законова Н. С., воспитатель МБОУ «Школа № 29»
структурное подразделение детский сад.
г. Нижний Новгород.
Дошкольный возраст - оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций ребенка, которые проявляются в его взаимодействии с природой и поведении в ней. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания любви к природе, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. Эффективность работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста зависит от особенностей реализации методов и использования разнообразных форм работы по экологическому воспитанию. Главная задача педагога - наглядно продемонстрировать причинно-следственную связь природных объектов, развивать такие стороны мышления, как умение прогнозировать, устанавливать общность предметов. Наиболее благоприятным для построения взаимодействия и взаимовлияния ребенка и природной среды в педагогических и психологических исследованиях признается старший дошкольный возраст, который характеризуется исследовательской позицией ребенка, его любознательностью, активным эмоциональным откликом, отзывчивостью по отношению к окружающему миру (Виноградова Н. Ф., Николаева С. Н., и др.). В связи с этим, одним и з наиболее перспективных методов работы по экологическому воспитанию детей является моделирование, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Метод моделирования так же открывает ряд дополнительных возможностей в умственном воспитании детей : развития мышления, памяти, воображения, внимания. В исследованиях А. П. Усовой, А. В. Запорожца, Л. А. Венгера, Н. Н. Поддьякова выявлено, что использование метода моделирования позволяет не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач. Метод моделирования, разработанный Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Т. А. Серебрякова отмечает, что работа с модельным материалом значительно расширяет поле деятельности ребенка, способствует формированию обобщенных представлений о мире и природе, о глубинных связях и зависимостях, которые в нем существуют. Моделирование - наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т. д.) В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. Целью нашей работы является: Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности детей в природе посредством метода моделирования. В связи с этим мы поставили перед собой задачи: 1. Формирование у детей представлений и элементарных понятий об объектах и явлениях природы. 2. Развитие умений устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, существующие в природе. 3. Развитие аналитической и логико-мыслительной деятельности при работе с экологическими моделями. 4. Воспитание позитивно - деятельностного отношения к природе. Свою работу мы начали с мониторинга освоения детьми образовательной области «Познавательное развитие», использую методики методики П. Г. Саморуковой, Л. М. Маневцовой, Н. Н. Кондратьевой, Т. А. Марковой. Изучение экологической воспитанности дошкольника направлено на : - выявление экологических представлений детей - выявление познавательно-речевых и практических умений - выявление особенностей ценностного отношения к природе в суждениях и поведении детей. Первый этап предусматривает овладение самой моделью. Л. А. Венгер называет этот этап «Замещение» Дети, работая с моделью, осваивают с помощью замещения реально существующих компонентов условными обозначениями. На этом этапе решается важная познавательная задача - деление целостного объекта, процесса на составляющие компоненты, абстрагирование каждого из них, установление связи функционирования. Эта работа осуществлялась нами в младшем дошкольном возрасте. Это модели аналогичные предмету, воспроизводящие его главные части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения частей в пространстве. Это может быть плоскостная фигура человека с подвижным сочленением туловища и конечностей; • модели птиц, животных • Модель «Строение растений» (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами); • Модель «Термоментр» На втором этапе модель становится средством решения познавательных задач. Это позволяет подвести детей к обобщенным знаниям, представлениям. Формируются умения отвлекаться от конкретного содержания и мысленно представить себе объект с его функциональными связями и зависимостями. Например, модели – экосистемы леса, луга, водоема. Выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Предметно-схематическая модель должна обнаружить связи, отчетливо представить их в обобщенном виде. Примером могут служить модели по ознакомлению дошкольников с природой : модель, позволяющая формировать у детей знания о потребностях растений (И. А. Хайдурова) • модель ухода за растениями • модель предостерегающей окраски (автор С. И. Николаева). • Модели «Домашние животные», «Дикие животные», «Среда обитания», «Размножение» • Модель «Живой организм» (питание, дыхание, движение, рост и развитие, размножение) • Модель «Размножение растений» (семенами, листом, черенком, луковицей, делением Третий этап - самостоятельное использование усвоенных моделей и приемов работы с ними в собственной деятельности, т. е. построение моделей самим ребенком. Первоначально ребенок создает модель на основе уже готовой (по образцу). Постепенно, овладевая процессом абстрагирования не только внешне воспринимаемых признаков объектов, предметов окружающего мира природы, но и внутренних связей, зависимостей, ребенок учится создавать достаточно сложные модели. На данном этапе ребенок использует в своей практической деятельности все известные ему способы моделирования
Публикация «Использование метода моделирования как средства экологического воспитания старших дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Примером могут служит графические модели :
• Календари наблюдений за природой, птицами, ростом и развитием растений.
• Индивидуальные тетради наблюдений
• Модели рассказов, сказок, загадок собственного сочинения.
• «Огород своими руками»
• Экологическая тропинка
Нельзя недооценить роль семьи в экологическом развитии детей дошкольного возраста. Ребенок открыт, чтобы воспринимать и присваивать экологические правила, превращать их в свои привычки. Пример родителей, их поведение в природе и отношение к ней наиболее важны в процессе формирования личности ребенка. В течении учебного года мы проводили с родителями работу по знакомству с методом моделирования в экологическом воспитании детей и добились определенных результатов. Наравне с традиционными формами (беседы, консультации, родительские собрания, демонстрация образовательной деятельности, мы использовали также новые подходы в работе: Н а п р и м е р т е м а т и ч е с к и е в с т р е ч и " У р о к и доброты" способствуют развитию интереса к природе, воспитанию чуткости, чувства сопричастности, сопереживания. Тематика "уроков" была разнообразной: "Кто может считаться заботливым", "Как можно заботиться о комнатных растениях", "Что такое бережливость", "Как ты проявляешь любовь к животным" "Исследователи природы". В процессе совместной деятельности дети и родители изучали природные объекты и явления (опыты, моделирование, игры). Коллекционирование - еще один способ привлечь ребенка к окружающему миру. А затем организовать выставки: "Человек и его добрые дела на земле", "Кладовая чудес". Семейные сочинения сказок и рассказов экологического содержания. Оценивая результаты работы, мы провели сравнительную диагностику. В результатах прослеживается положительная динамика. Таким образом, результаты исследования показывают, что применение метода моделирования при систематизации знаний дошкольников об окружающем дает ощутимые положительные результаты, а именно: • позволяет выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными пониманию ребенка; • положительно влияет на развитие речи, обогащает словарный запас; • улучшает понимание ребенком структуры и взаимосвязи составных частей объекта или явления; • повышает наблюдательность ребенка, дает ему возможность заметить особенности окружающего мира; Планируя перспективы работы, мы ориентируемся на продолжение работы в данном направлении: • Реализация в полной мере 3 этапа «Самостоятельное построение моделей ребенком» • Создание совместно с детьми модели экологической тропы детского сада • Изготовление карты-схемы «Заповедники Нижегородского края» • Продолжение работы по активизации позиции родителей в воспитании экологической культуры детей.