Басалаева Елена Анатольевна
Использование метода моделирования для ознакомления дошкольников с миром природы
▼ Скачать + Заказать документы
Моделирование является одним из относительно «молодых» методов умственного воспитания. В дошкольной педагогике инструментом познания как раз может стать модель. В основе моделирования лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
Публикация «Использование метода моделирования для ознакомления дошкольников с миром природы» размещена в разделах
С целью знакомства, а также закрепления образов моделей служат дидактические, сюжетно-ролевые игры, игры, которые удовлетворяют детскую любознательность, помогают вовлечь ребенка в активное усвоение окружающего мира, помогают овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Наглядное моделирование стимулирует развитие исследовательских способностей детей, привлекает их внимание к признакам предмета, помогает определять способы сенсорного обследования предмета и закреплять результаты обследования в наглядном виде.
Используя в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей:
добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и неречевых: внимания, памяти, мышления. На начальном этапе работы, в младшем дошкольном возрасте мы использовали модели, имеющие сходство с реальными предметами. Мы начали с пополнения развивающей среды в группе моделями разных видов. «Лес», «Океан», «Деревенский двор», «Огород» Мы использовали эти модели в НОД по экологии, в дидактических играх например: «Кто где живет», «Накорми животных», «Кто как подаёт голос».Дети с интересом работали с этими моделями например : меняли объекты, соответственно времени года придумывали и моделировали различные ситуации, сажали семена растений и учились ухаживать за рассадой томатов, перцев, баклажанов, цветов. Даже посадили семечко от яблока, к нашему удивлению через несколько дней появился росток. Мы и дальше будем ухаживать за нашей маленькой яблонькой, она будет расти вместе с нашими малышами. Для работы с моделями был подобран методический материал : разработаны занятия, мероприятия, подобраны сказки, рассказы, стихи, проблемные ситуации. Совместная деятельность в экологической развивающей среде совершенствует экологические представления детей, формирует гуманное отношение к природным объектам и развивает навыки взаимодействия ребенка с природой.
Мы считаем, что для того, чтобы сделать экологические представления доступными для детей дошкольного возраста, традиционные методы и приёмы необходимо дополнить демонстрацией готовых моделей и методом моделирования, которые позволяют в материализованной форме воспроизвести внутренние существенные связи в природе, в частности, закономерности приспособления организмов к среде обитания, закономерности их роста и развития, всесторонне развивают интеллект дошкольников.