Надежда Гагуа
Использование метода мнемотехники в экологическом воспитании и образовании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Использование метода мнемотехники в экологическом воспитании и образовании дошкольников.
Гагуа Н. А., воспитатель МБДОУ «Детский сад 38» г. Глазова
1-2 слайд
Дошкольный возраст – важный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе:
позитивное отношение к природе, окружающему миру;
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Природа, планета Земля, экология
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
ребенок начинает выделять себя из окружающей среды;
развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему;
формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Благодаря этому возможны формирование у ребенка экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.
3 слайд
Сегодня я попытаюсь раскрыть понятия «Мнемотехника» и «Мнемотаблица», познакомить вас с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц в экологическом воспитании дошкольников.
Мы часто сталкиваемся с такой проблемой, что дети не могут быстро запомнить текст, путаются в строчках, переставляют слова местами, не могут начать описание природных явлений и т. д. Дело в том, что в основном у детей развита зрительная память, редко когда у детей развита слуховая память, поэтому нам необходимо найти такие приемы, которые бы развивали детскую память.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету».
К. Д. Ушинский
Для успешного решения задач экологического воспитания мы в своей работе используем метод мнемотехники.
4 слайд
МНЕМОТЕХНИКА – система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника призвана облегчить запоминание и увеличить объем памяти, путем образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.
Актуальность:
1. Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью.
2. Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление.
3. Применения мнемотехники, использование обобщений позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт.
5 слайд
Цель использования мнемотехники в экологическом воспитании - обеспечение успешного усвоения дошкольниками знаний об особенностях объектов природы, их структуры и взаимосвязях. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи:
6 слайд
Задачи:
развитие основных психических процессов – памяти, внимания, восприятия, мышления (особенно образного);
кодирование информации (преобразование предметов, образов в абстрактные знаки, символы);
перекодирование информации (преобразование абстрактных символов в образы).
7 слайд
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Глядя на эту схему мы можем описать любое животное, из каких частей тела оно состоит, какие у животного уши, какой хвост, как он передвигается, какие издает звуки.
8 слайд
Заниматься мнемотехникой мы начинаем с детьми 4-5 лет, когда у них уже накоплен основной словарный запас. Обучение строится от простого к сложному. Работу мы начинаем с простейших мнемоквадратов, затем переходим к мнемодорожкам, а позже к мнемотаблицам. Мнемотаблица- это графическое или частично графическое изображение явлений природы, некоторых действий, персонажей сказки и др. (раньше их называли «схема – алгоритм). Изображаем так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для детей младшего и среднего возраста используем цветные мнемотаблицы, так как у них в памяти остаются отдельные образы (желтый цыпленок, зеленая елочка).
На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему, а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы.
9 слайд
Позже изображение персонажей усложняем – зарисовываем в графическом виде (волк – серый треугольник, солнышко зимой – желтый полукруг, осень – буква «о» желтого цвета). Для детей старшего дошкольного возраста схемы по возможности рисуем в одном цвете, чтобы не отвлекать их внимание на яркость символических изображений. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста детей.
Работу с мнемотаблицами ведем по следующим этапам:
1 этап: Рассматриваем готовую таблицу и разбираем то, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляем перекодирование информации (преобразовываем абстрактные символы с мнемотаблицы в образы).
3 этап: После перекодирования осуществляем пересказ материала по заданной теме. Если работа с мнемотаблицами с детьми ведется недавно, то воспитатель дает детям уже готовые мнемотаблицы. Дети с помощью воспитателя рассматривают и проговаривают то, что на ней изображено. А в старшем дошкольном возрасте дети могут не только самостоятельно рассказать по мнемотаблице, но и составить ее.
10 -11 слайд
Так же мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений (особенно про природу).
Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в составлении мнемотаблицы при разучивания стихотворения. Послушайте его:
«ЁЛОЧКА» Н. Нищева
Перед нами ё лочка:
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звёзды, человечки.
– Перед вами листы бумаги и карандаши. Предлагаю рисовать вместе со мной. Рисуем схематично.
– «Перед нами елочка». Что мы можем нарисовать к этой строчке? (Ёлочку). Правильно.
Следующая строчка – «Шишечки иголочки». Рисуем …. И т. д.
– Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст.
- Вам понравилось?
12 слайд
Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного. Этот приём запоминания может пригодиться не только детям, но и Вам самим. Вы только попробуйте и сами увидите результат!
13 слайд
Хочу предложить еще один вид работы с мнемотаблицами. Это использование готовых схем чистоговорок, потешек.
Предлагаю для образца несколько карточек. Глядя на картинки прошу вас прочитать чистоговорку. Теперь закрываем текст, подгибаем. И дальше предлагаю опираясь только на схему рассказать чистоговорку.
– Как вы считаете, использование карточки способствует быстрому запоминанию?
14 слайд
Еще мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Разработаны мнемотаблицы для описания времен года, рассказов о животных и птицах, овощах и фруктах, мнемотаблицы для описания природных объектов (солнце, вода). Такие таблицы, как «Путешествие капельки» (круговорот воды в природе, «Превращения лягушонка», «Правила поведения в лесу (на водоеме)». Используем мнемотаблицы - загадки на экологическую тематику.
«Описание времени года"
-Солнце (светит, но не греет; часто бывает за тучками; жарко греет)
- Небо - Земля - Деревья - Люди (их занятия, одежда)
- Звери (поведение, питание, внешний вид)
- Птицы - Чем можно заниматься
«Описание овощей и фруктов» - Что это? - Цвет - Форма - Величина - Вкус - Сочность - Место произрастания - Что из этого можно сделать.
«Описание и сравнение животное»
- Внешний вид (части тела)
- Место проживания (коровник, конура, свинарник и пр. (для домашних животных) или берлога, логово, нора и пр. (для диких животных)
- Чем питается
- Как зовут детёныша
- Какую пользу приносит человеку (для описания только домашних животных)
- В каких сказках или мультфильмах встречается данное животное
«Описание и сравнение птиц»
- Внешний вид
- Зимующая или перелётная
- Где живёт - Чем питается - Как выводит птенцов - Какую пользу приносит человеку
15 слайд
На примере этой схемы я предлагаю вам поиграть, вы загадываете любой овощ или фрукт и опираясь на схему нам про него рассказываете, а мы попробуем его отгадать! Попробуйте ….
16 слайд
На этих примерах в игровой форме можно с детьми разучить стихотворение или пересказать художественный текст, учить составлять описательный рассказ, автоматизировать поставленные звуки и т. д.
17-18-19 слайд
В своей работе мы используем алгоритмы процессов опытно-исследовательской деятельности, ухода за комнатными растениями, посадки семян.
Хотелось бы отметить, что детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить.
20 слайд
Таким образом, использование метода мнемотехники в экологическом воспитании и образовании дошкольников является средством развития познавательной активности, способствует формированию у детей целостной картины мира. Работа в данном направлении помогает ребятам без затруднений ориентироваться в знаковой системе и способах кодирования, совершенствовать экспрессивную речь, развивать логическую память, образное мышление и внимание.
Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые показала вам сегодня, Вам пригодятся и так же понравятся вашим детям. Их можно использовать как в работе, так и в домашней игротеке. Это очень интересно и увлекательно!