галина полякова
Использование проектного метода для ознакомления дошкольников с традициями, фольклором и культурой Донского края
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время, в условиях современной социально-экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальных традиций. Только на основе прошлого можно понять настоящее и предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение – народ без будущего. К большому сожалению, мы успели растерять то, что годами копили наши деды и прадеды – забыли культуру своего народа, своего родного края. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях 6-7 лет. Знакомство с разнообразными жанрами фольклора малой родины, с традициями и обычаями дедов и прадедов – важное средство воспитания основ гражданских чувств, культуры межнационального общения у дошкольников.
Темочки:
- Народная культура, фольклор
- Проекты, проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Фольклор. Проекты, планы
- Темочки
Разрабатывая творческий проект по ознакомлению детей с традициями, фольклором и культурой Донского края в рамках музыкального развития я строила свою работу на следующих основных принципах:
• во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе краеведческого материала;
• во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;
• в-третьих, активного включения детей;
• в-четвертых, максимального использования развивающего потенциала Донского фольклора в создании речевой среды.
Для того, чтобы работа с дошкольниками в этом направлении велась успешно и плодотворно, сегодня педагогам необходимо использовать инновационные технологии обучения. Проект, являясь одной из форм проектной деятельности, выступает технологией развития самостоятельности, исследовательского поведения, познавательной, творческой активности детей, позволяет интегрировать различные формы и методы в процессе его реализации. В этом и выражается его основное преимущество. Используя метод проектов в работе с дошкольниками необходимо помнить, что проект – продукт сотрудничества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. В систему реализации проекта актуально включать как традиционные, так и новые для ДОУ формы и методы работы : игровое моделирование, компьютерная презентация и т. п., которые помогают детям ярче видеть и охотнее откликаться на происходящее вокруг.
Общение детей с родителями в процессе совместного творчества, совместной деятельности в играх, хороводах на праздниках, само по себе оказывает благотворное воздействие на ребёнка, а значит и на его благополучие, на его здоровье.
Совместная деятельность детей и членов их семей, специально организованная практическая деятельность, регулярные выставки детских работ, на которых дети делятся своим представлением о фольклоре родного края через свое творчество, позволяют создать атмосферу общности интересов детей и взрослых, заинтересованности в конечном результате проекта. Эффективными средствами по расширению представлений о культуре родного края являются фольклорные праздники, посвященные календарным и церковным датам, которые проводятся на знакомом материале, как эмоциональный итог проделанной работы. В результате реализации проекта планируется у детей сформировать умения:
• использовать в речи пословицы, предания, заповеди казаков;
• проявлять интерес к приобретенным впечатлениям в самостоятельной деятельности;
• отражать свои впечатления в деятельности творческого характера.
Метод проектирования позволяет объединить родителей, детей и педагогов дошкольного учреждения, развивать интерес к истории родного города и края, а главное, у всех участников проекта появляется желание продолжать эту работу. Актуальность обращения именно к традиционной народной культуре очевидна, используя возможности народной педагогики, мы, взрослые, можем в значительной степени улучшить физическое, умственное и социальное благополучие ребенка дошкольника.