Янина Пустовалова
Использование проектной технологии при ознакомлении дошкольников с окружающим миром
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 8 «АИСТЕНОК»
Выступление
на педагогическом совете ДОУ:
«Использование проектной технологии при ознакомлении
дошкольников с окружающим миром»
Подготовила:
воспитатель МБДОУ
«Детский сад к/в №8 «Аистёнок»
Пустовалова Янина Борисовна
г. Мичуринск
2019 уч. год
Публикация «Использование проектной технологии при ознакомлении дошкольников с окружающим миром» размещена в разделах
Дошкольное образование на современном этапе находится в процессе модернизации. На смену авторитарной (научно-технологической) парадигме образования приходит гуманитарная (личностно-ориентированная, развивающая) парадигма. Меняются ориентиры в целях и задачах образования дошкольников. Приоритет отдается новым формам взаимодействия с детьми и методам педагогической работы.
В ФГОС дошкольного образования указано, что обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях. Программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности.
Как показала наша практическая деятельность, всему этому способствует использование проектной технологии, так как метод проектов позволяет всесторонне развивать личность ребенка в различных видах деятельности.
Использование проектов в ДОУ позволяет обеспечить системность, целеориентированность и результативность педагогического процесса, осуществлять сотрудничество, личностно-ориентированный и деятельностный подход; интеграциею знаний, социальное воспитание, совместное творческое созидание и др.
В процессе проекта ребенок становиться активным участником, может проявить инициативу, приобретает универсальные учебные действия - учится целеполаганию, прогнозированию результатов, выдвижению гипотез, планированию, поиску возможных путей решения, проверке гипотез (сбор данных, реализация в действиях, анализу полученного результата (подтвердилось – не подтвердилось) и формулированию выводов.
Осознавая эффективность применения проектной технологии, мы применяем ее в своей педагогической деятельности в разных возрастных группах.
При подготовке проекта мы сначала на основе изученных проблем, интересов детей, календарных праздников, социально – значимых событий происходящих в стране определяем тему и цель проекта.
Привлекаем специалистов к разработке и осуществлению проекта и вместе с ними составляем план-схему проекта, в который включаем ООД, игры, беседы и другие виды деятельности.
В процессе реализации проектов мы используем следующие педагогические технологии :
• Здоровьесберегающая: физкультурно-оздоровительные мероприятия, обеспечение социально-психологического благополучия ребенка, валеологическое просвещение родителей и детей.
• Иформационно - коммуникативная: видеопрезентации, интернет трансляции, фотографирование, муз. прослушивание.
• Игровая: Сюжетно-ролевые, подвижные, спортивные, дидактические, режиссерские, конструктивные игры.
• Личностно-ориентированного взаимодействия с детьми: Субъект– субъектное, равнопартнерское межличностное взаимодействие; сотрудничество, соразвитие.
• Проектная и проблемно-поисковая.
• Детское экспериментирование.
Участниками проектов являются : дети, педагоги и родители.
В рамках проекта мы планируем разные виды деятельности:
• игровая (сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные, подвижные, дидактические)
• коммуникативная: беседы, рассуждения, составления сказок и рассказов
• экспериментирование
• чтение художественной литературы
• экскурсии
• праздники или развлечения
• художественное творчество: лепка, аппликация, рисование
• конструирование
• музыкальная: пение, слушание музыкальных произведений
• физическое развитие.
Метод проектов в работе с детьми мы используем, начиная с младшего дошкольного возраста.
У детей младшего дошкольного возраста вызываем интерес к предлагаемой деятельности, приобщаем их к процессу познания. Формируем различные представления об окружающем мире.
Учим детей воспроизводить образы и результаты проектной деятельности в различных видах художественной деятельности. Привлекаем детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.
Формируем проектно-исследовательские умения и навыки : осознание поставленной цели; овладение различными способами решения поставленных задач; способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте; поиск различных средств достижения цели.
В младшем дошкольном возрасте в процессе проекта происходит :
• вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
• активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
• формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это :
• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
• развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
• формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
• развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
В старшем дошкольном возрасте задачи усложняются.
В процессе проектно-поисковой деятельности мы используем экспериментирование и моделирование;
Формируем обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
Учим прогнозировать, собирать информацию, достигать поставленную цель, фиксировать полученные результаты, делать выводы.
Формируем предпосылки учебной деятельности, навыки коммуникативного общения.
Анализ результативности использования различных проектов показал, что метод проектов в работе с дошкольниками - это оптимальный и перспективный метод, способствующий всестороннему развитию личности ребенка.
Проектная деятельность способствует формированию общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.
Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного образования дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.
Проектная деятельность расширяет кругозор детей, способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира, вызывает у детей интерес к исследованию окружающего, стимулирует их к получению новых знаний.
Дети всегда активно и с удовольствием участвуют в проектной деятельности.