Ирина Бояркина
Опыт работы «Познавательное развитие дошкольников в центре природы посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
В процессе работы над темой по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр» выявила противоречие: между тем, что основной деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность и недостаточностью использования ее в экологическом воспитании детей. Выделенное противоречие указывают на проблему: повышение эффективности экологического образования дошкольников за счет использования дидактических игр.
Публикация «Опыт работы „Познавательное развитие дошкольников в центре природы посредством дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Опыт работы, практика
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Уголки и центры в группах
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей важно по целому ряду причин: экологические знания, полученные в игре и вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, лучше войдут в их самостоятельную игровую деятельность, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности ребенка; доставляет радость ребенку, поэтому понимание природы и общение с ней, проходящее на фоне игры, будут особенно эффективны; ставит взрослого и ребенка в партнерские отношения.
Цель: создать условия для формирования экологических знаний у детей дошкольного возраста через дидактические игры.
Задачи:
• сформировать систему элементарных экологических знаний;
• развивать познавательный интерес дошкольников к миру природы; эстетические чувства (т. е. умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
• воспитывать гуманное, бережное, эмоционально – положительное отношения к природе.
Предполагаемый результат: использование дидактической игры как основного метода экологического воспитания дошкольников, будет способствовать успешному овладению детьми экологических знаний, накоплению эмоционально-позитивного опыта общения с природой, воспитанию бережного отношения к ней.
Для успешного решения задач по формированию у детей основ экологической культуры я выделила следующие направления в своей деятельности:
1. создание развивающей предметно-пространственной среды,
2. совместная деятельность детей и педагога,
3. самостоятельная деятельность детей,
4. работа с родителями.
В группе создана развивающая предметно-пространственная среда: имеется уголок природы, экологические игры, мини-лаборатория, коллекция семян, муляжи овощей и фруктов.
Так как дидактическая игра - это и метод обучения, и самостоятельная деятельность дошкольников, в работе с детьми, кроме классических дидактических игр (словесные, настольно-печатные) использую игры-путешествия, игры с литературными персонажами, игры-загадки, игры-беседы, игры-приключения, а также игровые обучающие ситуации.
Дидактические игры — это игры с готовым содержанием и правилами. В процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о природе. Вместе с тем дидактическая игра оказывает влияние на развитие мыслительных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и т. д., развивает память и внимание. Нельзя не отметить и то, что дидактические игры способствуют становлению личностных качеств детей (способность играть вместе, договариваться в процессе игры и пр.).
Дидактическим играм предъявляю следующие требования: яркость, эстетичность, многофункциональность. В процессе проведения дидактической игры стараюсь поощрить выдумку, инициативу дошкольников, отмечаю доброжелательное отношение детей друг к другу, а также положительное отношение к отраженным в игре явлениям и событиям. При проведении дидактических игр использую постепенное их усложнение от группы к группе, их вариативность. Особый интерес у детей вызвали следующие дидактические игры : «Кто чем питается?», «Кто, где живет?»
Уровень экологического развития дошкольников во многом определяется степенью экологической грамотности их родителей, поэтому работа с родителями является важнейшим направлением моей работы. Работу с родителями строю на основе сотрудничества и единства требований. В группе создан уголок для родителей, в котором размещены консультации, памятки для родителей по экологическому воспитанию в семье, например: «Ядовитые растения леса», «Птицы - наши друзья», «Зачем детям знания экологии?», «Поиграем вместе», «Игры на кухне», «Лекарственные растения» и т. д. Результатом работы стало совместное участие детей и родителей в семейном творческом конкурсе «Осенние фантазии», в конкурсе кормушек «Помоги птицам». С помощью родителей приобретены дидактические игры : «Ассоциация – Мир растений», «Мир животных», «Признаки», «Логика».
Знания детей отслеживаю с помощью следующих оценочных критериев:
• представления о сезонных изменениях
• представления о домашних животных
• представления о диких животных
• знания деревьев и кустарников
• знания об особенностях родного края
• знания об овощах и фруктах
• умение называть предметы окружения, их назначения и свойства
• бережное отношения к природе
• навыки ухода за растениями и животными
• знания о правилах поведения в природе
• знания экологических игр.
Результаты мониторинга по экологическому воспитанию, позволят сделать вывод, что формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста, посредством дидактических игр способствует повышению уровня экологической культуры, воспитанию бережного отношения к природе.
Спасибо за внимание.