Ольга Сорокина
Конспект занятия «Цветик-Семицветик. Звуки [с]-[ц]; буквы С-Ц»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: учить дифференцировать звуки [с]-[ц] в слогах, словах и предложениях; учить дифференцировать буквы с-ц при чтении и на письме; закрепить у детей знания о звуковом составе слова; закрепить умение составлять графическую схему предложения; развивать мышление, слуховую память; воспитывать навык сотрудничества, взаимопомощи, культуру поведения на занятии, бережное отношение к дидактическому материалу.
Предварительная работа с детьми: индивидуальные занятия, чтение сказки В. П. Катаева «Цветик-Семицветик».
Публикация «Конспект занятия „Цветик-Семицветик, Звуки [с]-[ц]; буквы С-Ц“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Цветы. Все о цветах
- «Цветик-семицветик»
- «Цветик-семицветик». Конспекты занятий
- Темочки
Оборудование: простые и цветные карандаши, пособие «Цветик-семицветик», альбом 3.
Ход занятия
1. Организационный момент.
пальчиковая гимнастика
Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь.
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок,
А из под старой травки
Уже глядит цветок.
- Ребята, о каком времени года говориться в этой игре? Что происходит с приходом весны?
массаж лица
А теперь представьте, что вы цветочки.
Солнышко лучами ласкает: лоб, щеки, подбородок, шею (поглаживающие движения).
артикуляционная гимнастика
Язычок знаком вам, дети мы его улыбкой встретим.
Губки наши очень гибки. Ловко тянутся в улыбке.
А теперь наоборот: Губки тянутся вперед.
То иголка, то лопата вот так, Язычки у вас, ребята.
Надоели превращенья: Лижет Язычок варенье.
- Молодцы! А сейчас за стол пройдет тот, кто выделить последний звук в слове :
палец автобус конец
нос перец пылесос
огурец кузнец голос
квас ананас леденец
2. Сравнение звуков [с]-[ц] (с. 12).
- Какие звуки вы выделили? Эти звуки мы сегодня научимся различать.
(на доске картинки «насос» и «мальчик с игрушками») Что это? Как насос свистит? («С-с-с.»). Что на другой картинке? Мальчик просит игрушки не шуметь. Как он просит? «Ц-ц-ц». Давайте сравним звуки [с] - [ц].
Дайте характеристику звука [с].
А теперь звука [ц].
Чем они похожи? Чем они отличаются?
3. Дифференциация звуков [с]-[ц] на слух и произношении.
а) выделение звуков [с]-[ц] из состава слова.
-Давайте поиграем? Встаньте. Я буду называть слова, а вы, если услышите в слове звук [с], изобразите работу насоса и произнесите звук [с]. Если услышите звук [ц], погрозите пальцем и произнесите звук [ц].
Санки колесо цапля
колодец лицо интерес
- Припомните названные мною слова со звуком [ц] ([с]).
- Молодцы!
(в группу влетает шарик с письмом)
- Ребята, к нам прилетел шарик с письмом, давайте посмотрим от кого письмо? На конверте написано «От Жени для детей детского сада «Чебурашка» группы «Речецветик»». Кому понятно, а от кого не понятно, от какой Жени? Давайте откроем письмо, прочитаем, может тогда будет понятно. Загадка:
С грядки старушка цветок сорвала.
Девочке Жене его отдала.
В его лепестках есть волшебная сила.
Их девочка Женя о чем-то просила.
Что надо сказать, лепесток отрывая,
И как называется сказка такая?
- Да, эта сказка называется «Цветик-Семицветик». Но в конверте есть, что, то еще. (Цветик-семицветик). Давайте вспомним, о чем эта сказка. (Дети по очереди рассказывают сказку).
- Старушка дала Жене очень красивый цветок вроде ромашки. У него было семь лепестков разного цвета. Поэтому цветок назывался «цветик-семицветик». Какие первые звуки в этих словах? Мы помним, что цветок был не простой, а волшебный. Я думаю, что и наш цветок тоже волшебный, и, Женя, прислала нам его не просто так, она знает, что вам скоро в школу, и хочет проверить ваши знания, а может и самой чему нибудь научиться. А с волшебным цветком разобраться поможет Юпик. Приготовьте альбомы: «1,2,3 на 12 страницу лети»
Отрываем фиолетовый лепесток и вспоминаем слова:
Лети, лети, лепесток,
Через запад, на восток.
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг
Лишь коснешься ты земли,
Быть, по-моему, вели.
По ходу занятия, «отрывая лепесток», дети хором произносят эти «волшебные» слова.
- Что на этом лепестке? Женя предлагает выбрать игрушки со звуком [с] ([ц], показать на схеме где находится этот звук. (Дети называют слова и показывают место звука в слове)
б) Дифференциация звуков [с]-[ц] в предложении.
- Оторваем красный лепесток и скажем волшебные слова шепотом.
Дети шепотом повторяют «волшебные» слова.
- На красном лепестке загадка. Давайте прочитаем и отгадаем
Два близнеца, два братца,
На нос верхом садятся.
- А кто сможет повторить загадку? А теперь возьмите карандаш и зачеркните буквы с и ц. Сколько букв с, а сколько ц.
5. Дифференциация букв с-ц при чтении и на письме.
а) Чтение слогов и слов.
- Отрываем следующий голубой лепесток и произнесем волшебные слова с движениями:
Лети, лети, лепесток, (плавные движения руками)
Через запад на восток, (показывают правой рукой направления запад – восток)
Через север, через юг, (показывают левой рукой направления север – юг)
Возвратившись, сделай круг. (крутятся)
Лишь коснёшься ты земли (приседают)
Быть по – моему вели! (топают ногой)
- Женя просит вас «Прочитайте и повторите слоги и слова, написанные на голубом лепестке». А теперь немного поиграем. «Повторюши» Я называю слоги, а вы ловите мяч и повторяете слоги за мной:
са-ца-са
са-ца-са-ца
су-цу-су и т. д.
б) «Буква потерялась».
- Отрываем оранжевый лепесток и громко скажем.
Дети громко произносят «волшебные» слова.
- Нам надо прочитать слова и вписать «пропавшие» буквы С или Ц в эти слова.
в) Чтение предложений.
- Отрываем следующий лепесток. Какого он был цвета? Женя, распевая, сказала.
Дети нараспев произносят «волшебные» слова.
- Давайте прочитаем небылицы и исправить их.
А теперь прочитай те правильно первое предложение. Сколько слов в предложении? Составьте схему предложения. Найдите в этом предложении слова предметы, а теперь слова действия.
6. Отгадывание ребусов «месяц», «спица».
- шестой зеленый лепесток отрываем, и весело скажем.
Дети произносят «волшебные» слова с восклицательной интонацией.
- На зеленом лепестке Женя загадала ребусы. Отгадайте их. Какие одинаковые буквы в этих словах? Запишите в тетрадях слово месяц, сделаем разбор слова.
Сколько слогов? Назовите слияния. Гласные звуки? А теперь запишем слово спица, и то же сделаем разбор. (Один ребенок у доски, остальные в тетради)
7. Итог занятия.
- Молодцы! Закрывайте тетради и альбомы, наведите порядок. Встаньте, сделайте круг на ковре.
- Какие буквы и звуки мы научились сегодня различать?
(Музыка)
- Остался последний лепесток. Этот лепесток для вас. Давайте возьмемся все за руки скажем волшебные слова, загадаем свое желание. Чтобы оно исполнилось, скажите его про себя. Я уверенна, что ваши желания обязательно сбудутся.