Елена Иванова
Цикл занятий по формированию мотивационной готовности к школе для детей с задержкой психического развития «Лесная школа»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
Для успешного вступления в учебный процесс начальной школы и максимально полной адаптации в новых для ребенка условиях школьного обучения, необходим высокий уровень развития системы определенных психических качеств и свойств, в частности, мотивационно-личностной сферы.
Формирование мотивов учения и положительного отношение к школе у детей 6-7 лет наиболее успешно происходит при использовании в воспитательно-образовательном процессе различных форм и методов работы, дающих возможность показать разные стороны школьной жизни: беседы о школе, чтение сказок и рассказов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы, игры, моделирующие школьную жизнь.
Публикация «Цикл занятий по формированию мотивационной готовности к школе для детей с задержкой психического развития „Лесная школа“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Школа. Конспекты занятий про школу
- Темочки
Как показывают многочисленные исследования (Белопольская Н. Л., Защеринская О. В., дети с задержкой психического развития имеют особенности формирования учебной мотивации. Среди них можно выделить следующие: несформированность иерархии мотивов, преобладание игровых мотивов над познавательными; отсутствие или частичная сформированность внутренней позиции школьника.
Таким образом, мы видим, что дети с задержкой психического развития нуждаются в специально организованной коррекционной работе, позволяющей повысить уровень мотивационной готовности.
Исходя из выше сказанного, в работе с детьми подготовительных групп с задержкой психического развития предлагаю использовать цикл занятий «Лесная школа», целью которого является содействие формированию мотивационной готовности к обучению в школе.
В соответствии с целью мы выделили следующие задачи:
• Формировать «внутреннюю позицию школьника»;
• Формировать познавательный мотив;
• Расширять представления детей о школе;
• Формировать эмоционально положительного отношения к школе;
• Формировать опыт учебной деятельности.
Содержание цикла занятий построено в соответствии с ФГОС ДО, с учетом интеграции образовательных областей. Занятия направлены на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Для реализации поставленных задач мы выбрали следующие методы работы:
Элементы сказкотерапии;
Элементы песочной терапии;
Сюжетно-ролевая игра;
Игры и упражнения, нацеленные на формирование предпосылок
учебной деятельности, развитие познавательных процессов;
Игры и упражнения, направленные на развитие познавательной
активности (познавательной мотивации);
Игры и упражнения на развитие коммуникативных умений и
навыков, на сплочение группы, на развитие личностных качеств.
Структура каждого занятия планируется с учетом рекомендаций Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой и М. А. Панфиловой:
Первый этап – вхождение и ритуал приветствия. Цель - создание настроя на совместную работу, вхождение в сказку.
Второй этап - повторение. Цель этапа – закрепление проработанного на предыдущем тренинге опыта.
Третий этап – основное содержание занятия. Цель - расширить представление ребенка о какой – либо запланированной школьной проблеме.
Четвертый этап – резюмирование прошедшего занятия. Цель - обобщения приобретенного опыта, связи его с уже имеющимся.
Пятый этап – ритуал прощания и «выхода» из сказки. (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, 2002; М. А. Панфилова, 2002)
Цикл занятий рассчитан на старших дошкольников 6 — 7 лет с интеллектуальной недостаточностью.
Занятия проводятся в рамках занятий психолога один раз в неделю, по подгруппам. Цикл состоит из 8 занятий. Временные рамки занятия 30-35 минут с каждой подгруппой.
Тематическое планирование программы «Лесная школа»
Занятие 1
"Знакомство с Лесной школой"
Задачи: Познакомить детей с «Лесной школой»; Расширять понятия детей о школе; Формировать положительное отношение к школе.
Ход занятия: Вход, приветствие; Работа со сказкой «Путешествие к знанию»; Физкультминутка «Путешествие к знанию»; Рисование «Моя Лесная школа»; Беседа; Прощание, выход.
Занятие 2
"Правила поведения в Лесной школе"
Задачи: Формировать внутреннюю позицию школьника; Формировать групповую сплоченность, доброжелательное отношение друг к другу; Закреплять правила поведения в школе; Формировать положительное отношение к школе; • Расширять представления о школе.
Ход занятия: Вход, приветствие; Работа со сказкой «Путешествие к знанию»; Беседа о правилах поведения в школе; Физкультминутка «Путешествие к Знанию»; Игра «Правильно-неправильно»; Упражнение «Самое-самое в школе»; Прощание, выход.
Занятие 3
"Путешествие по горе «Трудно»
Задачи: Формировать внутреннюю позицию школьника; Формировать групповую сплоченность, доброжелательное отношение друг к другу; Формировать познавательный мотив; Формировать уверенность в себе; Развивать зрительно-моторную координацию;
Формировать умение адекватно оценивать результат своих действий; Расширять представления о школе.
Ход занятия: Вход, приветствие; Работа со сказкой «Путешествие к знанию»; Физкультминутка «Путешествие к знанию»; Упражнение «Нарисуй по клеточкам сову»; «Оцени себя»; Работа с кинетическим песком «Лепка горы Трудно»; Прощание, выход.
Занятие 4
«Путешествие по горе «Скучно»
Задачи: Формировать внутреннюю позицию школьника; Формировать групповую сплоченность, доброжелательное отношение друг к другу; Формирование познавательного мотива; Развивать произвольность при выполнении однообразной деятельности;
Формировать умение адекватно оценивать результат своих действий; Расширять представления о школе.
Ход занятия: Вход, приветствие; Работа со сказкой «Путешествие к знанию»; Физкультминутка «Путешествие к знанию»; Беседа о школьных правилах; Игра «Урок - перемена»; Упражнение «Закрась кружки»; «Оцени себя»; Работа с кинетическим песком «Лепка горы Скучно»; Прощание, выход.
Занятие 5
«Путешествие по горе «Неудача»
Задачи: Формировать внутреннюю позицию школьника; Формировать групповую сплоченность, доброжелательное отношение друг к другу; Формирование познавательного мотива; Формировать умение правильно реагировать на ошибку и исправлять ошибки;
Формировать умение находить чужие ошибки; Формировать умение адекватно оценивать результат своих действий; Расширять представления о школе.
Ход занятия: Вход, приветствие; Работа со сказкой «Путешествие к знанию»; Физкультминутка «Путешествие к знанию»; Игра «Что забыл нарисовать художник»; Упражнение «Корректурная проба»; «Оцени себя»; Работа с кинетическим песком «Лепка горы Неудача»; Прощание, выход.
Занятие 6
«Путешествие к Знанию»
Задачи: Формировать внутреннюю позицию школьника; Формировать групповую сплоченность, доброжелательное отношение друг к другу; Формирование познавательного мотива; Формировать уверенность в себе; Развивать способность к рефлексии;
Расширять представления о школе.
Ход занятия: Вход, приветствие; Беседа-рефлексия о прошлых занятиях; Физкультминутка «Путешествие в горы»; Рисование «Моя будущая школа»; Упражнение «Я лучше всего умею»; Прощание, выход.
Занятие 7
«День в Лесной школе»
Задачи: Формировать внутреннюю позицию школьника; Формировать групповую сплоченность, доброжелательное отношение друг к другу; Формировать уверенность в себе; Закреплять правила поведения в школе; Расширять представления о школе.
Ход занятия: Вход, приветствие; Разыгрывание ролей учеников Лесной школы; Игра «Ответь как школьник»; Игра «Собери рюкзак»; Игра «Урок-перемена»; Аппликация «Ученики Лесной школы»; Прощание, выход.
Занятие 8
«Выпускной в Лесной школе»
Задачи: Закреплять полученные знания о школе; Формировать эмоционально положительное отношение к школе.
Ход занятия: Вход, приветствие; Сказочное путешествие вместе с Ежиком; «Школьные загадки»; Подвижная игра «Что возьмешь с собой»; Вручение аттестатов выпускника Лесной школы; Упражнение «Будем в школу провожать, будем каждому желать.»; Прощание, выход.
Список литературы
1. Груденко Е. А. Психологическая готовность ребенка к школе. – Спб. : ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
2. Истратова О. Н. «Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники». – Феникс, 2013
3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб:Речь, 2002.
4. Панфилова М. А. «Лесная школа» Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников. – М., 2002.
5. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. Тропинка к своему Я. — М. :Генезис, 2004.
ПРИМЕР ЗАНЯТИЯ
Занятие 1. Знакомство с Лесной школой
Цель – формирование мотивационной готовности к обучению в школе.
Задачи:
• Познакомить детей со сказкой «Лесная школа»;
• Расширять понятия детей о школе;
• Формировать положительное отношение к школе.
Оборудование: колокольчик, презентация, листы бумаги, цветные карандаши.
Ход занятия
1. Ритуал входа в сказку. Приветствие.
Психолог: Здравствуйте, ребята. Хотите ли вы попасть в сказку? Для этого каждый из вас позвонит в волшебный колокольчик. Ну, вот мы с вами очутились в сказке, а теперь, поздороваемся друг с другом. Для этого возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, а теперь скажем «здравствуйте» шепотом, затем — обычным голосом, а потом - громко-громко. 1, 2, 3, 4, 5 – начинаем мы играть!
2. Основная часть.
Психолог: Ребята, мы с вами оказались в сказочной Лесной школе и, сейчас я расскажу вам, как она появилась. Послушайте вот такую сказку:
Жил-был Ежик. И был он самым обычным ежиком: любил играть, бегать, смотреть мультики и не любил ложиться спать, убирать игрушки и доедать суп до конца. И как все малыши, он постепенно рос, умнел и захотелось ему знать еще больше. Узнать, почему дует ветер, узнать, как работает телефон, узнать, отчего звезды не гаснут, и узнать, куда солнышко спать ложится. И тогда решил Ежик уйти из своего уютного дома, чтобы бродить по белу свету и искать Знание.
Бродил Ежик по полям, по лесам и дошел он до большой ели на которой сидела старая мудрая Сова. Узнав, что Ежик ищет Знание, Сова сказала: «Я покажу тебе дорогу, но знай, начало у этой дороги гладкое, ровное и праздничное. Вступаешь на нее и радуешься, что весь путь к Знанию можно легко, весело и быстро пробежать. Но скоро начнутся скалистые и льдистые горы, на которые карабкаться изо всех сил придется. Гор много, но есть среди них три самые главные.
Первая гора называется «Трудно». И действительно, очень трудно по ней подниматься и все хочется бросить. Так же трудно, как трудно буквы писать или же читать учиться. И кажется, что ничего не получится. Но ты помни мою подсказку: «Если трудно — не ленись, не сдавайся и трудись». Тогда пройдешь ты эту гору и научишься справляться с трудностями.
Следующая гора называется «Скучно». И вроде бы легко по ней подниматься, но так же скучно, как, например, буквы по строчке аккуратно писать. И так хочется все бросить, вскочить с места, побежать, поиграть с кем-нибудь. Но ты не бросай, а запомни вторую подсказку: «Работу ты закончи поскорей, чтобы со скукой справиться быстрей». И тогда научишься справляться со скукой и подойдешь к третьей горе — Неудаче. Вроде бы все получается, но ошибки в пути постоянно появляются. И все вокруг ругают тебя за ошибки. А солнце так сердится, что грозится зайти за тучу. Но ты выучи мою третью подсказку: «Коль ошибка приключится, буду я на ней учиться, буду я на ней учиться, не расстраиваться». И тогда преодолеешь ты и эту гору и станешь Ученым Ежом».
Поблагодарил Ежик добрую Сову и уверенно зашагал по дороге к Знанию. Он прошел этот трудный путь до конца и решил построить в лесу Лесную школу, чтобы помочь другим таким же зверятам найти и преодолеть дорогу к Знанию.
Вот так и появилась Лесная школа. Ребята, вы запомнили, кто построил Лесную школу? Почему он захотел ее построить? А зачем Ежик сам отправился за Знанием? Кто подсказал ему дорогу к Знанию? А какие горы встретились на пути Ежика? (ответы детей)
Психолог: Молодцы, вы очень хорошо запомнили сказку. А теперь, давайте представим, что мы зверята, которые хотят прийти к Знанию и тоже совершим этот нелегкий, но интересный путь.
Физкультминутка:
Мы идем цветущими лугами (ходьба на месте)
И цветов букеты соберем (наклоны вперед)
Мы пройдем высокими горами (поднимаем руки в замке вверх)
Скалы мы перешагнем (ходьба с высоким подъемом ног)
Даже горных рек потоки, мы легко переплывем (движения руками)
Шаг за шагом, понемногу (выпад ногой вперед)
Дружно Знанию придем (ходьба на месте)
Психолог: Отлично, ребята, вот мы с вами прошли все трудности, а теперь я приглашаю всех на лесную полянку, закрыть глаза и представить себе, как выглядит Лесная школа. Получилось? А теперь я предлагаю вам нарисовать свою Лесную школу на листе бумаги.
В конце дети расскажут про свои рисунки и покажут, на кого из героев похожи они сами.
3. Ритуал выхода.
Психолог: Пришло время возвращаться в группу: 1, 2, 1, 2 – вот и кончилась игра, возвращаться нам пора. А теперь возьмите колокольчик и позвоните в него (Звонок).