Приложение МААМ

Цикл занятий по формированию мотивационной готовности к школе для детей с задержкой психического развития «Лесная школа»

Елена Иванова
Цикл занятий по формированию мотивационной готовности к школе для детей с задержкой психического развития «Лесная школа»
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация

Для успешного вступления в учебный процесс начальной школы и максимально полной адаптации в новых для ребенка условиях школьного обучения, необходим высокий уровень развития системы определенных психических качеств и свойств, в частности, мотивационно-личностной сферы.

Формирование мотивов учения и положительного отношение к школе у детей 6-7 лет наиболее успешно происходит при использовании в воспитательно-образовательном процессе различных форм и методов работы, дающих возможность показать разные стороны школьной жизни: беседы о школе, чтение сказок и рассказов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы, игры, моделирующие школьную жизнь.

Публикация «Цикл занятий по формированию мотивационной готовности к школе для детей с задержкой психического развития „Лесная школа“» размещена в разделах

Как показывают многочисленные исследования (Белопольская Н. Л., Защеринская О. В., дети с задержкой психического развития имеют особенности формирования учебной мотивации. Среди них можно выделить следующие: несформированность иерархии мотивов, преобладание игровых мотивов над познавательными; отсутствие или частичная сформированность внутренней позиции школьника.

Таким образом, мы видим, что дети с задержкой психического развития нуждаются в специально организованной коррекционной работе, позволяющей повысить уровень мотивационной готовности.

Исходя из выше сказанного, в работе с детьми подготовительных групп с задержкой психического развития предлагаю использовать цикл занятий «Лесная школа», целью которого является содействие формированию мотивационной готовности к обучению в школе.

В соответствии с целью мы выделили следующие задачи:

• Формировать «внутреннюю позицию школьника»;

• Формировать познавательный мотив;

• Расширять представления детей о школе;

• Формировать эмоционально положительного отношения к школе;

• Формировать опыт учебной деятельности.

Содержание цикла занятий построено в соответствии с ФГОС ДО, с учетом интеграции образовательных областей. Занятия направлены на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Для реализации поставленных задач мы выбрали следующие методы работы:

Элементы сказкотерапии;

Элементы песочной терапии;

Сюжетно-ролевая игра;

Игры и упражнения, нацеленные на формирование предпосылок

учебной деятельности, развитие познавательных процессов;

Игры и упражнения, направленные на развитие познавательной

активности (познавательной мотивации);

Игры и упражнения на развитие коммуникативных умений и

навыков, на сплочение группы, на развитие личностных качеств.

Структура каждого занятия планируется с учетом рекомендаций Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой и М. А. Панфиловой:

Первый этап – вхождение и ритуал приветствия. Цель - создание настроя на совместную работу, вхождение в сказку.

Второй этап - повторение. Цель этапа – закрепление проработанного на предыдущем тренинге опыта.

Третий этап – основное содержание занятия. Цель - расширить представление ребенка о какой – либо запланированной школьной проблеме.

Четвертый этап – резюмирование прошедшего занятия. Цель - обобщения приобретенного опыта, связи его с уже имеющимся.

Пятый этап – ритуал прощания и «выхода» из сказки. (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, 2002; М. А. Панфилова, 2002)

Цикл занятий рассчитан на старших дошкольников 6 — 7 лет с интеллектуальной недостаточностью.

Занятия проводятся в рамках занятий психолога один раз в неделю, по подгруппам. Цикл состоит из 8 занятий. Временные рамки занятия 30-35 минут с каждой подгруппой.

Тематическое планирование программы «Лесная школа»

Занятие 1

"Знакомство с Лесной школой"

Задачи: Познакомить детей с «Лесной школой»; Расширять понятия детей о школе; Формировать положительное отношение к школе.

Ход занятия: Вход, приветствие; Работа со сказкой «Путешествие к знанию»; Физкультминутка «Путешествие к знанию»; Рисование «Моя Лесная школа»; Беседа; Прощание, выход.

Занятие 2

"Правила поведения в Лесной школе"

Задачи: Формировать внутреннюю позицию школьника; Формировать групповую сплоченность, доброжелательное отношение друг к другу; Закреплять правила поведения в школе; Формировать положительное отношение к школе; • Расширять представления о школе.

Ход занятия: Вход, приветствие; Работа со сказкой «Путешествие к знанию»; Беседа о правилах поведения в школе; Физкультминутка «Путешествие к Знанию»; Игра «Правильно-неправильно»; Упражнение «Самое-самое в школе»; Прощание, выход.

Занятие 3

"Путешествие по горе «Трудно»

Задачи: Формировать внутреннюю позицию школьника; Формировать групповую сплоченность, доброжелательное отношение друг к другу; Формировать познавательный мотив; Формировать уверенность в себе; Развивать зрительно-моторную координацию;

Формировать умение адекватно оценивать результат своих действий; Расширять представления о школе.

Ход занятия: Вход, приветствие; Работа со сказкой «Путешествие к знанию»; Физкультминутка «Путешествие к знанию»; Упражнение «Нарисуй по клеточкам сову»; «Оцени себя»; Работа с кинетическим песком «Лепка горы Трудно»; Прощание, выход.

Занятие 4

«Путешествие по горе «Скучно»

Задачи: Формировать внутреннюю позицию школьника; Формировать групповую сплоченность, доброжелательное отношение друг к другу; Формирование познавательного мотива; Развивать произвольность при выполнении однообразной деятельности;

Формировать умение адекватно оценивать результат своих действий; Расширять представления о школе.

Ход занятия: Вход, приветствие; Работа со сказкой «Путешествие к знанию»; Физкультминутка «Путешествие к знанию»; Беседа о школьных правилах; Игра «Урок - перемена»; Упражнение «Закрась кружки»; «Оцени себя»; Работа с кинетическим песком «Лепка горы Скучно»; Прощание, выход.

Занятие 5

«Путешествие по горе «Неудача»

Задачи: Формировать внутреннюю позицию школьника; Формировать групповую сплоченность, доброжелательное отношение друг к другу; Формирование познавательного мотива; Формировать умение правильно реагировать на ошибку и исправлять ошибки;

Формировать умение находить чужие ошибки; Формировать умение адекватно оценивать результат своих действий; Расширять представления о школе.

Ход занятия: Вход, приветствие; Работа со сказкой «Путешествие к знанию»; Физкультминутка «Путешествие к знанию»; Игра «Что забыл нарисовать художник»; Упражнение «Корректурная проба»; «Оцени себя»; Работа с кинетическим песком «Лепка горы Неудача»; Прощание, выход.

Занятие 6

«Путешествие к Знанию»

Задачи: Формировать внутреннюю позицию школьника; Формировать групповую сплоченность, доброжелательное отношение друг к другу; Формирование познавательного мотива; Формировать уверенность в себе; Развивать способность к рефлексии;

Расширять представления о школе.

Ход занятия: Вход, приветствие; Беседа-рефлексия о прошлых занятиях; Физкультминутка «Путешествие в горы»; Рисование «Моя будущая школа»; Упражнение «Я лучше всего умею»; Прощание, выход.

Занятие 7

«День в Лесной школе»

Задачи: Формировать внутреннюю позицию школьника; Формировать групповую сплоченность, доброжелательное отношение друг к другу; Формировать уверенность в себе; Закреплять правила поведения в школе; Расширять представления о школе.

Ход занятия: Вход, приветствие; Разыгрывание ролей учеников Лесной школы; Игра «Ответь как школьник»; Игра «Собери рюкзак»; Игра «Урок-перемена»; Аппликация «Ученики Лесной школы»; Прощание, выход.

Занятие 8

«Выпускной в Лесной школе»

Задачи: Закреплять полученные знания о школе; Формировать эмоционально положительное отношение к школе.

Ход занятия: Вход, приветствие; Сказочное путешествие вместе с Ежиком; «Школьные загадки»; Подвижная игра «Что возьмешь с собой»; Вручение аттестатов выпускника Лесной школы; Упражнение «Будем в школу провожать, будем каждому желать.»; Прощание, выход.

Список литературы

1. Груденко Е. А. Психологическая готовность ребенка к школе. – Спб. : ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.

2. Истратова О. Н. «Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники». – Феникс, 2013

3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб:Речь, 2002.

4. Панфилова М. А. «Лесная школа» Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников. – М., 2002.

5. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. Тропинка к своему Я. — М. :Генезис, 2004.

ПРИМЕР ЗАНЯТИЯ

Занятие 1. Знакомство с Лесной школой

Цель – формирование мотивационной готовности к обучению в школе.

Задачи:

• Познакомить детей со сказкой «Лесная школа»;

• Расширять понятия детей о школе;

• Формировать положительное отношение к школе.

Оборудование: колокольчик, презентация, листы бумаги, цветные карандаши.

Ход занятия

1. Ритуал входа в сказку. Приветствие.

Психолог: Здравствуйте, ребята. Хотите ли вы попасть в сказку? Для этого каждый из вас позвонит в волшебный колокольчик. Ну, вот мы с вами очутились в сказке, а теперь, поздороваемся друг с другом. Для этого возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, а теперь скажем «здравствуйте» шепотом, затем — обычным голосом, а потом - громко-громко. 1, 2, 3, 4, 5 – начинаем мы играть!

2. Основная часть.

Психолог: Ребята, мы с вами оказались в сказочной Лесной школе и, сейчас я расскажу вам, как она появилась. Послушайте вот такую сказку:

Жил-был Ежик. И был он самым обычным ежиком: любил играть, бегать, смотреть мультики и не любил ложиться спать, убирать игрушки и доедать суп до конца. И как все малыши, он постепенно рос, умнел и захотелось ему знать еще больше. Узнать, почему дует ветер, узнать, как работает телефон, узнать, отчего звезды не гаснут, и узнать, куда солнышко спать ложится. И тогда решил Ежик уйти из своего уютного дома, чтобы бродить по белу свету и искать Знание.

Бродил Ежик по полям, по лесам и дошел он до большой ели на которой сидела старая мудрая Сова. Узнав, что Ежик ищет Знание, Сова сказала: «Я покажу тебе дорогу, но знай, начало у этой дороги гладкое, ровное и праздничное. Вступаешь на нее и радуешься, что весь путь к Знанию можно легко, весело и быстро пробежать. Но скоро начнутся скалистые и льдистые горы, на которые карабкаться изо всех сил придется. Гор много, но есть среди них три самые главные.

Первая гора называется «Трудно». И действительно, очень трудно по ней подниматься и все хочется бросить. Так же трудно, как трудно буквы писать или же читать учиться. И кажется, что ничего не получится. Но ты помни мою подсказку: «Если трудно — не ленись, не сдавайся и трудись». Тогда пройдешь ты эту гору и научишься справляться с трудностями.

Следующая гора называется «Скучно». И вроде бы легко по ней подниматься, но так же скучно, как, например, буквы по строчке аккуратно писать. И так хочется все бросить, вскочить с места, побежать, поиграть с кем-нибудь. Но ты не бросай, а запомни вторую подсказку: «Работу ты закончи поскорей, чтобы со скукой справиться быстрей». И тогда научишься справляться со скукой и подойдешь к третьей горе — Неудаче. Вроде бы все получается, но ошибки в пути постоянно появляются. И все вокруг ругают тебя за ошибки. А солнце так сердится, что грозится зайти за тучу. Но ты выучи мою третью подсказку: «Коль ошибка приключится, буду я на ней учиться, буду я на ней учиться, не расстраиваться». И тогда преодолеешь ты и эту гору и станешь Ученым Ежом».

Поблагодарил Ежик добрую Сову и уверенно зашагал по дороге к Знанию. Он прошел этот трудный путь до конца и решил построить в лесу Лесную школу, чтобы помочь другим таким же зверятам найти и преодолеть дорогу к Знанию.

Вот так и появилась Лесная школа. Ребята, вы запомнили, кто построил Лесную школу? Почему он захотел ее построить? А зачем Ежик сам отправился за Знанием? Кто подсказал ему дорогу к Знанию? А какие горы встретились на пути Ежика? (ответы детей)

Психолог: Молодцы, вы очень хорошо запомнили сказку. А теперь, давайте представим, что мы зверята, которые хотят прийти к Знанию и тоже совершим этот нелегкий, но интересный путь.

Физкультминутка:

Мы идем цветущими лугами (ходьба на месте)

И цветов букеты соберем (наклоны вперед)

Мы пройдем высокими горами (поднимаем руки в замке вверх)

Скалы мы перешагнем (ходьба с высоким подъемом ног)

Даже горных рек потоки, мы легко переплывем (движения руками)

Шаг за шагом, понемногу (выпад ногой вперед)

Дружно Знанию придем (ходьба на месте)

Психолог: Отлично, ребята, вот мы с вами прошли все трудности, а теперь я приглашаю всех на лесную полянку, закрыть глаза и представить себе, как выглядит Лесная школа. Получилось? А теперь я предлагаю вам нарисовать свою Лесную школу на листе бумаги.

В конце дети расскажут про свои рисунки и покажут, на кого из героев похожи они сами.

3. Ритуал выхода.

Психолог: Пришло время возвращаться в группу: 1, 2, 1, 2 – вот и кончилась игра, возвращаться нам пора. А теперь возьмите колокольчик и позвоните в него (Звонок).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Цикл музыкальных занятий для детей 4–5 лет «Музыка лета» Хотя сейчас не пахнет в воздухе даже весной, а я предлагаю окунуться в летнюю радость! Ведь лето - это напоенный ароматами трав воздух,волнующее.

Цикл занятий «Сказочные звери» (разновозрастная группа для детей с ЗПР)Цикл занятий «Сказочные звери» (разновозрастная группа для детей с ЗПР) Ежик № 1 Программное содержание: Воспитывать интерес к аппликации. Учить правильно действовать ножницами. Разрезать поперек узкие полочки,.

Цикл занятий на снижение агрессии и негативных эмоций у детей старшего дошкольного возраста Цикл занятий на снижение агрессии и негативных эмоций у детей старшего дошкольного возраста. Составила: воспитатель МБДОУ "Детский сад №5.

Цикл занятий «Сказочные звери» (разновозрастная группа детей ЗПР). ОкончаниеЦикл занятий «Сказочные звери» (разновозрастная группа детей ЗПР). Окончание Зайчик № 6 Программное содержание: Развивать у детей творческую инициативу, сообразительность при выполнении задания. Упражнять в вырезывании.

Цикл занятий «Сказочные звери» (разновозрастная группа для детей ЗПР). Продолжение.Цикл занятий «Сказочные звери» (разновозрастная группа для детей ЗПР). Продолжение. Лягушка № 3 Программное содержание: Воспитывать у детей интерес к аппликации. Закрепить у них навыки вырезания. Учить разрезать квадрат.

Фотоотчёт о работе художественного кружка с детьми 3–5 лет. Цикл занятий «Зимнее настроение»Фотоотчёт о работе художественного кружка с детьми 3–5 лет. Цикл занятий «Зимнее настроение» .

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Проектная деятельность по формированию познавательной и мотивационной готовности детей к школе «Скоро в школу» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №38 города Кузнецка Проектная деятельность.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Родительское собрание во второй младшей группе «Значение физического и психического развития детей 3–4 лет» Протокол №2 родительского собрания во второй младшей группы. от 30 марта 2017 г. Списочный состав: 27 ч. Присутствовало: 15 ч. Отсутствовало:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Цикл занятий по формированию мотивационной готовности к школе для детей с задержкой психического развития «Лесная школа»
Опубликовано: 28 февраля 2020 в 22:17
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Цикл занятий по формированию мотивационной готовности к школе для детей с задержкой психического развития «Лесная школа»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Иванова (УИ 449072) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД