Евгения Саваченко
Цикл занятий на снижение агрессии и негативных эмоций у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цикл занятий на снижение агрессии и негативных эмоций у детей старшего дошкольного возраста.
Составила: воспитатель МБДОУ "Детский сад №5 "Росинка" Саваченко Е. А.
Занятие «Дружные ребята.»
Цель занятия: развитие у детей коммуникативных навыков, чувства принадлежности к группе, диагностика агрессивности через провокацию физической ситуационно-личностной агрессии у ребенка в роли водящего; стимуляция у детей двигательной активности и положительных эмоций для преодоления нерешительности и обидчивости; осознание через слово особенностей, причин и последствий агрессивного и вспыльчивого поведения детьми.
Публикация «Цикл занятий на снижение агрессии и негативных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Агрессия, детская агрессивность
- Агрессия. Конспекты занятий по коррекции агрессивности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Ритуал начала занятия «Доброе животное»: дети встают в круг и берутся за руки. Воспитатель тихим голосом говорит: «Мы одно большое животное. Давайте послушаем, как оно дышит». Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!». Вдох – все делают шаг вперед, выдох – шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое, доброе сердце». Стук – шаг вперед, стук – шаг назад. Животное может так же моргать глазами и так далее. Важно, чтобы дети почувствовали себя частью этого большого, доброго животного.
Далее с детьми проводится игра «Поварята».
Все дети встают в круг – это «кастрюля». Затем дети договариваются, что они будут «готовить» - суп, компот, салат и т. д. Каждый придумывает, чем он будет: картошкой, мясом, морковкой и т. п. Воспитатель называет ингредиент, названный впрыгивает в круг, следующий компонент берет его за руку и т. д. Можно имитировать закипание, перемешивание. Когда все дети окажутся снова в одном круге, игра заканчивается, можно приступить к приготовлению нового «блюда».
Далее воспитатель предлагает детям сыграть еще в одну игру. Он говорит детям: «Я буду злым ветром, а вы мухами; я буду вас полотенцем осаливать, а вы бегайте и дразните меня; кого я осалил, считает до 10 и снова вступает в игру». Воспитатель встает и размахивая полотенцем, ловит «мух».
Впоследствии выбирается из детей водящий. При неоднократном проигрывании ее стоит усложнить – дети дразнят водящего парами, не разрывая при этом рук, а так же можно выбрать двоих водящих. Для осознания особенностей, причин и последствий агрессивного и обидчиво-нерешительного поведения детьми воспитатель задает вопросы: «Кто был самым опасным мухоловом? Кто слишком сильно осалил детей? Кому было неприятно, что его осалили, но не обиделся?».
Далее воспитатель предлагает детям проделать упражнение «Драка»: «Представьте, что каждый из вас поссорился со своим другом. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохни, крепко-прекрепко стисни зубы, сожми как можно сильнее кулаки, на несколько секунд затаи дыхание. Задумайся: а, может и не стоит драться? Выдохни и расслабься. Ура! Неприятности позади! Встряхни кистями рук. Почувствовали облегчение?».
После проделывания упражнения воспитатель говорит, что их занятие подошло к концу и предлагает детям закрыть свои глаза и вспомнить чем они занимались на занятии и свои ощущения.
Ритуал окончания занятия: «Солнечные лучики»: встать вкруг, протяеуть руки вперед и соединить в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь представить себя теплым, солнечным лучиком.
Занятие «Уходи, злость, уходи!»
Цель занятия: снижение у детей негативных эмоций, страха, повышение уверенности в себе, умения работать в коллективе, развитие коммуникативных навыков.
Ритуал начала занятия «Доброе животное»
Игра «Зеркала»
Выбирается ведущий. Он становится в центре, дети обступают его полукругом. Ведущий может показывать любые движения, играющие
должны повторить их. Если ребенок ошибается, он выбывает. Победивший ребенок становится ведущим.
Далее воспитатель предлагает каждому ребенку нарисовать на листке то, что он боится, что его раздражает. Эти рисунки складываются в один мешочек и каждый ребенок по кругу делает с этим мешочком, что он хочет (хлопает по нему рукой, прыгает, топчет его ногами и т. д.). После чего содержимое мешочка выкидывается в мусорное ведро.
Ритуал окончания занятия «Солнечные лучики».
Занятие «Мы со злом не дружим!»
Цель занятия: снижения негативных эмоций у детей, развитие внимания, воображения, моторной координации, стимуляция двигательной активности детей.
Ритуал начала занятия «Доброе животное»
Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы, на кого или на что похожи мама, папа и др., когда сердятся, ругаются, и как часто это бывает, при каких обстоятельствах? Дети фантазируют какой бывает злость (как кошка – царапается; как молния – яркая, неожиданная и т. д.) и что при этом стоит делать.
Игра: «Ругаемся овощами»
Воспитатель предлагает детям поругаться друг на друга, но не плохими словами, а овощами: «Ты – огурец», «А ты – редиска» и т. д.
Далее воспитатель организует игру «Танец шляпы». Для этой игры требуется шляпа и аудиокассета с записью музыкального произведения. Дети садятся в круг, при первых же звуках музыки они начинают передавать шляпу, надевая ее на голову соседа. Когда музыка прервется, ребенок, на голове которого оказалась шляпа, должен показать какое-нибудь движение, а все остальные его повторить. Затем игра продолжается. Желательно, чтобы движения были интересными, можно выбрать себе партнера и станцевать с ним, а остальным повторить.
Ритуал окончания занятия: «Солнечные лучики».
Занятие «В страну Дружбы»
Цель занятия: снятие телесного и эмоционального напряжения, создание ощущения чувства комфорта и сплоченности в группе.
Ритуал начала занятия «Доброе животное»
Упражнение «3а, что меня любит мама?»
Воспитатель предлагает детям сесть в круг и каждому по очереди рассказать то, за что его любит мама. Если возникают трудности, другие дети могут помочь.
Психологический этюд : «Спаси птичку»
Воспитатель: «Представь, что у тебя в руках маленькая беспомощная птичка. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей ее, медленно, по одному пальчику складывай ладони, спрячь в них птичку, подыши на нее, согревая своим ровным, спокойным дыханием, прижми ладони к груди, отдай птичке доброту своего сердца и дыхание. А теперь открой ладони - и ты увидишь, что птичка радостно взлетела, улыбнись ей и не грусти, она еще прилетит к тебе.»
Игра «Сотворение чуда»
Дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка» (карандаш, веточка). Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Что я могу для тебя сделать?». Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи, что-нибудь смешное, попрыгай)». Когда задание выполняется дети меняются местами.
Ритуал окончания занятия: «Солнечные лучики».
Занятие «Протяни мне руку»
Цель занятия: развитие у детей сплоченности, повышение уверенности в себе, снятие эмоционального напряжения
Ритуал начала занятия «Доброе животное»
Воспитатель предлагает вспомнить потешку «Сорока-ворона». Дети разбиваются на пары и садятся друг напротив друга, проговаривая слова потешки, по очереди массируют друг другу пальчики. В конце потешки поглаживают друг другу ладошки.
Игра «Найди друга»
Ребёнку завязывают глаза, дают возможность походить по группе и предлагают найти и узнать друга. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки.
Педагог предлагает поиграть в следующую игру, под названием «Ладонь в ладонь». Дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую к правой друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, реку (в виде разложенного полотенца) и т. д. Играющим необходимо помнить, что ладони разжимать нельзя.
Ритуал окончания занятия: «Эстафета Дружбы».
Детям предлагается встать в круг, взяться за руки и как эстафету передать рукопожатие. Воспитатель говорит: «Я передам вам свою дружбу, и она переходит от меня к (имя ребёнка, от Ксюши - к … и т. д. (перечисляет всех детей) и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, т. к. каждый из вас добавил частичку своей. Пусть же она нас не покидает и греет.»
Занятие «Настроение моё»
Цель занятия: снятие эмоционального напряжения, способствование повышению чувства личностной значимости, развитие умения распознавать эмоциональные состояния других людей.
Ритуал начала занятия «Улыбка по кругу»
Дети вместе с воспитателем встают в круг, берутся за руки и каждый ребёнок улыбается своему соседу, при этом можно сказать, что-то хорошее, приятное и нежное.
Воспитатель предлагает сделать пальчиковую гимнастику:
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики. (Пальцы рук соединяются ритмично в «замок».)
Мы с тобой подружим маленькие пальчики. (Ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук.)
Раз, два, три, четыре, пять, (Поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев.)
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать. (Руки вниз, встряхнуть кистями.)
Упражнение «Какой я?»
Дети по очереди называют свои положительные и отрицательные черты.
Упражнение: «Наши эмоции»
Воспитатель заранее готовит карточки со схематичным изображением различных эмоциональных состояний человека (радость, гнев, злость, обида и т. д.). По очереди показывает карточки детям и предлагает назвать эмоциональные состояния, изображенные на них. Далее педагог предлагает каждому ребёнку определить своё настроение на данный момент и схематично изобразить его на листе бумаге. После изображения всеми детьми, рисунки обсуждаются. Воспитатель обращает внимание детей на особенности экспрессии лица: форма глаз и бровей, форма губ, положение уголков рта и т. д.
Ритуал окончания занятия: «Эстафета Дружбы».
Занятие «Давайте жить дружно!»
Цель занятия: снятие вербальной агрессии и эмоционального напряжения, обучение детей эффективным способам общения.
Ритуал начала занятия «Улыбка по кругу»
Игра: «Ругаемся овощами»
Воспитатель предлагает детям поругаться друг на друга, но не плохими словами, а овощами: «Ты – огурец», «А ты – редиска» и т. д.
Игра «Секрет»
Педагог раздает каждому из детей по «секрету» из коробочки пуговицу, бусинку, брошку и т. д., кладет в ладошку и зажимает кулачок. Дети подходят друг к другу и пытаются уговорить показать ему свой секрет.
Игра «Если «да» - похлопай, если «нет» - потопай»
Взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно. Например, «Пете очень нравится Оля, поэтому он ее побил», «Максим подарил Даше конфеты, и она очень обрадовалась», «Маша увидела бабушку и не стала с ней здороваться» и т. д. В конце игры взрослый говорит детям, что обида и злость дружат со ссорой, а ссоры делают человека одиноким, так как с ним никто не хочет разговаривать или играть.
Ритуал окончания занятия: «Эстафета Дружбы».
Занятие «Спокойный я»
Цель занятия: снижения негативных эмоций у детей, снятие эмоционального напряжения, умения работать в коллективе.
Ритуал начала занятия «Улыбка по кругу»
Упражнение «Ветер дует на …»
Педагог начинает игру со слов «Ветер дует на… (того, у кого светлые волосы». Все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, кто любит животных (на того, у кого много друзей и т. д.)»
Упражнение «Уходи, злость, уходи!»
Воспитатель предлагает детям лечь на ковёр по кругу. Между детьми находятся подушки. Закрыв глаза, они начанаютбить ногами по полу, а руками по подушкам с громким крикам: «Уходи, злость, уходи!». Упражнение продолжается 3 минуты, затем педагог предлагает детям лечь в позу «звезды», широко раздвинув руки и ноги и спокойно полежать, слушая музыку, ещё 3 минуты.
Упражнение «Листок гнева»
Воспитатель предлагает детям нарисовать на листе свой гнев. Далее нужно утилизировать листок любым способом: можно комкать, рвать, кусать, топтать, пинать листок гнева.
Ритуал окончания занятия: «Солнечные лучики».